Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.
2. Алхимия как феномен средневековой культуры
Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II - VI вв.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуально-магического (герметического) искусства.
В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения пронизывались ритуалами. Все формы действий людей были строго регламентированы; если же действие было коллективным, то строго регламентировалось поведение каждого в отдельности. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную помощь со стороны “добрых” сил и ограждения от сил “злых”. Соблюдение календарных обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний, просьб, призывов – все это точное соблюдение ритуально-магических действий рассматривалось как необходимое условие благоприятного исхода деятельности, причем не только в хозяйственной области, но и в сфере общения людей, в сфере познания, политической и юридической практики и др. В ремесленном и мануфактурном производстве ритуалы сопровождали каждую технологическую процедуру. Их выполнение рассматривалось как условие полного раскрытия заложенных в предметах труда потенциальных возможностей.
Мировоззренческие основания алхимии могут быть концентрировано выражены следующими представлениями:
· сущность вещи усматривалась в ее производстве, как сущность земного мира в его творении богом; познать вещь означало прежде всего ее создать;
· субстанция всех металлов - одна; различны лишь их формы;
· идущая из первобытной мифологии и магии идея всеобщей связности всего со всем (“подобное влияет на подобное”; то, что когда-то было в соприкосновении, продолжает воздействовать друг на друга и после соприкосновения; и др.);
· неразличимость связи, взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения;
· убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое;
· всеобщая анимизация мира: мир рассматривался как живой одухотворенный организм, в котором части представляли и заменяли собой целое;
· существуют безграничные возможности влияния на события мира, на вещи не только со стороны бога, но и со стороны некоторых избранных людей.
· в реализации рецепта предполагалось участие священных или мистических сил (частицы бога или дьявола, надъестественного бытия, в котором проявления человеческого мира свою силу теряют), а средством обращения к этим силам было слово (заклинание, молитва), являвшееся необходимой стороной ритуала; именно поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие и как священнодействие.
Алхимия развивалась в тесном союзе этих мистических философско-религиозных представлений с химическим ремеслом, прежде всего с той его частью, которая занималась имитацией металлов (золота и серебра прежде всего). В средневековой алхимии (ее расцветом были ХIII-ХV в.в.) выделялись две различные тенденции. Первая - это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности, ртути в золото), и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. Вторая была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию.
Алхимическая деятельность в своих конкретных формах опиралась на некоторую совокупность “теоретических” представлений и образов. Прежде всего, на представление о том, что исходное материальное начало - первичная материя; она хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, все минералы и металлы. Порожденные первоматерией тела, уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга. Между первоматерией и отдельными порожденными ею материальными телами лежат два промежуточных “звена”.
Первое - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В ХV веке к ним добавили еще третье начало - “соль” (движение).
Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твердое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
Алхимики считали, что в результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ. Правда, кроме различных химических операций с веществами, для достижения успеха алхимики считали необходимым привлечь к трансмутации еще и потусторонние силы (с помощью заклинаний). Таким образом, алхимия выступала как мистическое творчество вещей человеком в соавторстве с богом.
Список литературы
Азимов А. Краткая история биологии. М.,1967.
Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.,1961 Борн М. Эйнштейновская теория относительности.М.,1964.
Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М.,1981.
Гинзбург В.Л.О теории относительности. М.,1979.
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М.,1979.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.
Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М.,1972.
Либберт Э. Общая биология. М.,1978 Льоцци М. История физики. М.,1972.
Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М.,1990.
Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. М.,1975
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.,1993.
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.,1990.
Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М.,1994.
Пригожин И. От существующего к возникающему. М.,1985.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.
Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1983.