Смекни!
smekni.com

История возникновения паранджи (стр. 2 из 5)

Известный таджикский писатель средневековья Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в своих мемуарах ”Удивительные события” упоминает фараджи, как халат мужчин, так и женщин. В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить подобную одежду, которая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежды, но вместо чачвана - сетки, закрывающей лицо - турчанки надевали платок или белую вуаль, которая хоть и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз. Зимой фередже внакидку носили и дервиши.

В XVI веке термин ”фараджи” упоминается в письменных источниках в значении ”халат”, в его срецифическом, парадном, выходном варианте. А первое письменное упоминание об обычае при выходе из дома накидывать на голову халат относится к XVIII веку и принадлежит поручику И.Гладышеву и геодезисту Д.В.Муравьеву, совершившим в 1740-1741 годах поездку из Орска в Хиву и обратно. Они сообщили, что узбечки дельты Аму-Дарьи, выходя из дома, на голову накидывали чапен (халат). В своих записках русский офицер Ф.Ефремов, побывавший во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: "Женщины сверх платья надевают фараджи, то есть женский халат, у коего с головы до пят рукава весьма узкие, вместе сшитые и пущенные назад, длиною ниже икор... На лицо надевают волосяные сетки, оные называются чашман". Другое описание оставил Филипп Назаров, бывший в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те женщины, которых он видел на базаре, были ”под покрывалом”. Они ”накидывают на себя халаты… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халату”.

В современное время термин ”фараджи” по всей Средней Азии употребляется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), лишь у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане), он сохранил свою первоначальную форму, но обозначает там не вид одежды, а способ ношения ее мужчинами внакидку.

Таким образом, паранджа среднеазиатских женщин происходит от древней фараджи – нарядного халата, надевавшегося как накидка. Эта одежда трансформировалась в феодальную эпоху, видоизменяясь в соответствии с новыми вкусами, но все же сохраняя древнюю основу. Уже в XVI веке длинные и неудобные рукава стали декоративной деталью, а в XVIII веке окончательно утратили свое практическое назначение. Во времена позднего феодализма назначение паранджи изменилось: она стала скрывать женщину от посторонних взглядов в соответствии с нормами ислама.

То, что женщина набрасывала на голову мужской халат, связано с тем, что специфической верхней одежды для женщин не было. Первоначально халаты кроились одинаково как для мужчин, так и для женщин. Объяснить это явление только мусульманским законом затворничества было бы не верно. Традиция была порождена исконным разделением труда между полами: на женщинах лежали работы в основном в доме и во дворе, тогда как мужчины работали вне дома. Существует еще одна точка зрения, согласно которой одинаковая одежда для мужчин и женщин присуща кочевым народам вообще. С нательной одеждой ситуация была такой же. Разница состояла только в том, что после рождения ребенка ворот рубахи женщины приспосабливали для кормления грудью. Однако в XII веке в ряде районов (Ферганской долине, Киргизии, Восточном Туркестане) разделение на мужскую и женскую одежду уже существовало. В письменном источнике "Хидае", составленном жителем города Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, регламентируются правила поведения мусульман, и дается указание на то, как должны одеваться гермафродиты, в которых преобладают признаки того или иного пола: "Если он мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если он женщина... ему следует носить платье со швом, как женщина".

О том, что даже в середине XIX века паранджа еще не стала массовой одеждой, обязательной для всех женщин, свидетельствуют сообщения, записанные в 20-30-х годах XX века. По этим сообщениям, паранджа получила распространение только во второй половине XIX века, особенно после присоединения Средней Азии к России, - до этого при выходе из дома женщины набрасывали на голову мунисаки.

Почему плечевая одежда стала головной накидкой. Разобраться в этом помогают свадебные обряды и обычаи, регламентирующие поведение молодой жены в доме мужа в первые годы замужества. Известно, что во время свадьбы у среднеазиатских народов на невесту, а затем, в период до появления ребенка, на молодую, набрасывали халат или другого рода покрывало, закрывающее лицо. Это практиковалось и у народов, не знавших обычая закрывать лицо и не имевших специальных головных халатообразных накидок в повседневной одежде - казахов и киргизов. По обычаю, закрывать невесту полагалось при совершении обряда мусульманского бракосочетания - никоха, и особенно при переезде ее в дом мужа, то есть в те моменты, которые по представлениям народа, очень ответственны в жизни создаваемой семьи. Делать это считалось необходимым для ограждения новобрачной от воздействия вредоносных сил. У киргизов с этой целью по пути в дом мужа на новобрачную надевали свадебный головной убор шокуло и закрывали лицо покрывалом буркончек. У памирских киргизов покрывало называлось чумкот, а головной убор - калак. У казахов свадебный головной убор носил название саукеле, а специальное покрывало для лица - желек. У казахов был и специальный свадебный халат, который на юге и востоке Казахстана набрасывали невесте на голову, в других местностях - на плечи, затем он входил в комплект одежды молодой жены.

Обычай закрывать лицо во время свадьбы известен у джемшидов и хазар. У горных таджиков существовали специальные свадебные лицевые занавески, орнаментальные мотивы вышивки которых имели магико-охранное значение. Накидки в виде платка и обычай закрывать ими в дни свадьбы лицо есть и у народов Поволжья - башкир, чувашей, марийцев. У разных народов лицо невесты скрывают за различными покрывалами, шалью, шелковым платком, фатой, большим платком в роспуск, полотенцем, шерстяным платком до пояса, белым покрывалом и т.д. Есть примеры закрывания и лица жениха (у туарегов), с целью оградить его от возможных действий вредоносных сил разного порядка, грозящих молодым со стороны окружающего мира.

Объектами религиозно-магического внимания были также рот, нос, уши, через которые может входить и выходить неведомая сила. Отсюда обычай закрывать рот и частично нос. В Средней Азии для этого предназначался яшмак. Специальные занавесочки, прикрывающие рот, встречаются у персонажей настенной живописи Афрасиаба (VII век н.э.), а обычай закрывать лицо кисеей известен в Средней Азии со времен правления Тимура (начало XV века).

ПАРАНДЖА.

Паранджа была распространена не у всех народов и этнических групп Средней Азии. У казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и горных, в том числе припамирских, таджиков обычая затворничества женщин, а, следовательно, и специальной одежды для закрывания лица женщины не было. Кроме того, этот обычай в полном объеме существовал лишь в городах и близко связанных с ними селениях. В отдаленных сельских районах и у тех групп, которые соблюдали обычай затворничества, оно было более формальным. То есть паранджа получила распространение в наиболее исламизированных областях - в городах и земледельческих районах. В сельской местности паранджу имели лишь женщины из зажиточных семей и пользовались ей в исключительных случаях. Женщины, выходя из дома, просто набрасывали на голову какой-нибудь халат.

Женщины же из кочевых племен предпочитали более практичные головные уборы. В ряде областей женщины обвязывали голову тканью или платками, концы которых спускались на шею и спину, защищая от солнца и ветра, а при необходимости ими можно было закрыть часть лица. Эти головные уборы по-разному назывались у мусульман, но традиционно - чалма или тюрбан.

Паранджа представляет собой очень длинный и широкий халат с узкими, во всю его длину ложными рукавами сочвок, откинутыми на спину и скрепленными тесемочками. Этот халат накидывается на голову поверх платка или тюбетейки - в зависимости от возраста (илл.1). Лицо женщины прикрывает разной длины прямоугольная сетка из черного конского волоса – чашмбанд (по-таджикски - лицевая занавеска), или чачван, чашман, чиммет, как ее называют в разных местностях. Чачван достаточно плотен, чтобы женщина могла скрыть лицо, но в то же время он позволяет ей видеть окружающий мир. Паранджу набрасывают поверх чачвана, верхние концы которого скрепляются, образуя колпачок, и в таком виде он надевается на головной убор. Очень часто в разговорах можно услышать, что мусульманские женщины закрывают лицо паранджой - это не совсем точно. Паранджа скрывает фигуру женщины, а чачван (чашмбанд) - лицо. Ошибочность этого выражения проистекает из-за того, что люди, незнакомые с тонкостями среднеазиатского костюма, воспринимают паранджу и чачван как единое целое, а иногда и вовсе подразумевая под паранджой только сетку, закрывающую лицо - чачван.

На первый взгляд, паранджа производит весьма своеобразное впечатление, кажется совершено непохожей на все прочие виды среднеазиатской одежды. Однако детальный анализ ее покроя заставляет убедиться, что он в сущности тот же, что и покрой обычного халата: прямой кусок ткани образует перед и спинку, к нему пришивают на линии плеч рукава, под ними – боковины. Рукава, так же как на всех видах среднеазиатской туникообразной одежды, состоят из сшитых по кромке поперечных кусков ткани (илл.2,7). Так как они не использовались при ношении, а закидывались за спину, то их делали очень длинными и узкими.