Смекни!
smekni.com

История России (стр. 5 из 10)

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ (КП) В ХОДЕ ВОВ 1941-1945 ГГ. СТАЛИНГРАДСКАЯ И КУРСКАЯ БИТВЫ

1.Наступление Германии началось 28 июня 1942 г. Главными направлениями были Кавказ и Сталинград. Из-за превосходства в силах противника сов. войска отступали: Донбасс, Дон, Кубань и часть Сев. Кавказа. Исключительно тяжелая обстановка. Но постепенно соотношение сил менялось в пользу Кр. армии, росло воен. пр-во. * 125 дней (17.06 - 18.11.1942) вели сов. войска величайшую битву под Сталинградом, выдерживая огромный натиск врага. Массовый героизм, стойкость и отвага защитников вызвали восхищение всего чел-ва. 19.11.1942 началось контрнаступление Кр. армии. Сов. войсками было окружено и уничтожено 22 дивизии и более 160 частей (330 тыс. чел.), разгромлены 8-я итальянская и часть 3-й румынской армии. * Историческая победа под Сталинградом знаменовала начало КП в ВОВ и второй мировой войне в целом. Победа укрепила моральный дух сов. народа, веру в несокрушимую силу ВС и их превосходство над немцами. Велико и междунар. значение побе-ды под Сталинградом: повысился авторитет СССР и его ВС. * 2.В итоге зимнего наступления 1942-1943 Кр. армия освободила сотни городов и тысячи сел, в янв. 1943 прорвала блокаду Ленинграда. Для восполнения потерь немецкое прав-во провело тотальную мобилизацию и повысило выпуск военной пр-ции. Нем.-фашист. командование придавало исключительное значение операции под Курском (опер. "Цитадель"). Наступление нем. войск началось 5 июля. Предполагалось окружить и уничтожить сов. войска в р-не Курской дуги и создать благоприятные условия для ведения войны. Сов. ком-ние разгадало замыслы врага и подготовило силы, кот. превосходили силы противника. Перейдя 12 июля в контнаступление, сов. войска 5.08.1943 освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве впервые прозвучал артиллерийский салют. * Курская битва - величайшая битва 2МВ, в ней сов. войска разгромили главную ударную силу гитлеровской армии - танковые войска. Историческая победа под Курском завершила перелом в ходе ВОВ и всей 2МВ. Поражение под Курском еще больше усилило противоречия между Германией и ее сателлитами и повысило авторитет СССР.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО СЛУЖИЛОГО ГОСУДАРСТВА (XVI - XVII вв.)

Высшая власть государю-царю. Совещательным органом была Боярская дума (БД). БД занимала важное место в п-кой сист. Московского централизованного гос-ва.Членами БД являлись представители высшего сословия Московского гос-ва.В компетенцию БД входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней п-ки, контроль административного и судебного аппарата. Земские соборы (ЗС) были сословно-представительными учреждениями и выносили свои решения от имени "всей земли". ЗС созывались обычно в условиях эк. трудностей, войн, - т. е. когда прав-во нуждалось в поддержке населения. Дея-ть ЗС к концу 17 в.потеряла свое значение. * Приказы -центральные административные постоянно дей-ющие учреждения. Каждый приказ был организационно оформлен. Во главе приказов стояли судьи в звании бояр, окольничьих, думных дворян или думных дьяков. Помощники судей - дьяки, - они и решали все дела приказа. Число приказов к концу 17 в. - 80 - 90. Наиболее важные приказы имели приказы с общегосударственной компетенцией, это: разряд - ведал военной службой; поместный приказ - ведал фактическим распределением земель; приказ тайных дел - осуществлял контроль за деятельностью высших государственных учреждений, послов, воевод; посольский приказ - ведал дипломатическими отношениями; приказ большого прихода - осуществлял сбор общегос-ных налогов, таможенных пошлин.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСЕРВАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В XIX ВЕКЕ.

В 1840-е гг. впервые в истории России (Р) была сформулирована официальная идеология. Министр народного просвещения С. С. Уваров стал автором и первым проводником "Теории официальной народности." ("ТОН") "ТОН" основывалась на трех принципах - самодержавие, православие и народность. Главным звеном являлось самодержавие - важнейший устой в Р. Православие и народность находились в подчинении у первого постулата. * Православие провозглашалось единственно возможной формой духовной жизни общества русских. * Понятие "народность" подразумевала, что в Р существует органическое единство царя и народа, отсутствует социальная и культурная рознь. * "ТОН" проповедывалась в гимназиях, университетах, канцеляриях, светских гостиных, армии. В 1840-е гг. в печати усердными пропагандистами "ТОН" были известные журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч, они издавали газету "Северная пчела". * "ТОН", созданная по повелению свыше была реакцией правительства на развитие революционных идей в Р. Искусственность ее постулатов делало "ТОН" мало способной к жизни в обществе, именно поэтому она не претерпела никаких изменений на протяжении более 7 десятилетий. * В 1860 - 1870 гг. по мере развития и обогащения национальной общ-венно-п-кой мысли в рамках охранительного направления появляются своеобразные и глубокие мыслители. Их объединяло убеждение в том, что дальнейшее европеизация русского народа, особенно политизация его, разрушительны для Р. Поиск был направлен на то, как сохранить в русском народе важнейшие национальные основы - православную веру, самобытную п-кую и соц-эк. сист.,недопустить обмещанивания и революции, т. е. духовного и материального разрушения. К их числу принадлежат К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, К. П. Победоносцев. * Леонтьев выступал страстным защитником православия-основы жизни Р, залога ее духовности, развития и роста. * Данилевский один из создателей концепции панславизма. * Победоносцев понимал, что современное ему общ-во переживало кризис, корни кот. он видел в духовной деградации всех слоев. Выход из кризиса виделся ему в обновлении общ-ва через церковь.

СУЩНОСТЬ ЛИБЕРАЛИЗМА И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ XIX в. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ.

В 1840-ых гг. либерализм явился в России (Р) в виде самостоятельного течения, сразу же получившего наименование "западничество". Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и националистических убеждений, индивидуализм, самоценность личности. Предпосылка: "Философское письмо" Чаадаева. Окончательному складыванию двух направлений в общественной мысли Р 1840-ых гг. - западничеству и славянофильству. Сходства: 1.) чувство безграничной любви к русскому народу; 2.) оппозиция к режиму Николая I; 3.) общий противник - “ТОН”; 4.) приверженцы свободы личности, совести, мысли, слова. 5.) отрицали революцию; 6.) развитие общ-ва должно идти постепенно при посредстве реформ. * Различия: вечный спор о выборе пути, о прошлом и будущем Р, об ее исторической роли. Западники (Н. В. Станкевич, молодые А. И. Герцен и Н. П. Огрёв, Н. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский и др.): основная движущая сила исторического процесса - борьба личности за свободу; Р идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала и должна использовать успехи европейской цивилизации, чтобы встать с Европой в один уровень; освобождение крестьян с небольшим наделом земли за выкуп помещикам. Цель: превращение самодержавия в конституционную монархию. Славянофилы (А. С. Хомяков (возглавлял кружок), К. С. и И. С. Оксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, кн. В. А. Черкасский, воззрения разделяли Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев, Н. В. Гоголь): развитие Р должно опираться на национальную почву, традиции и обычаи народа; для Р неприемлем путь Запада, т. к. в его основе лежали индивидуализм и бездуховность; важнейшим эл-том концепции - община, или крестьянский мир; освобождение крестьян с землей, при сохранении общины и вотчинного суда помещика - залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения Р от "язвы пролетариатства"; монархия, ограниченная Земским Собором (высказывает царю мнение народа); вл-ть греховна => самоустранение народа от вл-ти. * 2 этап: конец 1850 - конец 1880-ых гг. Единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутренюю п-ку прав-ва: в конце 1850-1860-х гг. в практической работе над реформами объединились некот. славянофилы и западники: братья Милютины, А. В. Головнин, М. Х. Рейтерн. Их дея-ть охватила кр-янскую, земскую, образовательную, финансовую, судебную, городскую и военную реформы. П-кая программа: защита реформ от наступления справа. Предлагая либерализацию соц. и эк. отношений, они не желали изменений в п-кой системе Р. Идеалы либерализма стали распространяться в провинции => широкое общ-венное движение - земство. * Либералы сознавали свою оторванность от народной жизни, но сумели заложить основы для успешного эк. и соц. развития страны.