Осуществлять наступление должны были группы армий "Центр" под командованием генерал-фельдмаршала Г.Х. фон Клюге и "Юг" генерал-фельдмаршала Э.фон Манштейна. В район намеченного наступления немецкое командование стало стягивать дополнительные крупные силы с других участков советско-германского фронта и перебрасывать соединения из Германии, Франции и Норвегии. В районе наступления противник сосредоточил 50 дивизий общей численностью в 900 тыс. чел; 16,5 тыс. танков, 2 тыс. самолетов.
Но планы немецкого командования были разгаданы советской стороной. Советское командование решило на Курской дуге создать крепкую оборону, измотать противника на обороне, а затем, введя свежие резервы, перейти в контрнаступление и общее наступление.
Немецким войскам противостояли войска Центрального фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского и Воронежского фронта генерала Н.Ф. Ватутина. В войска прибыли представители Ставки генералы Г.К. Жуков и А.М. Василевский. Началась подготовка советских войск к отражению фашистского наступления.
Центральный и Воронежский фронты были усилены новыми войсковыми соединениями и боевой техникой. В их тылу был образован Степной фронт под командованием И.С. Конева. Он стал главным резервом Ставки. На помощь им должны были придти войска Брянского, Западного и Юго-Западного фронтов. Одновременно шло ускоренное сооружение оборонительных укреплений. Войска в течение апреля - июня вырыли 250 - 300 км траншей и ходов сообщений, создали укрытия для танков, орудий, автомашин и лошадей, убежища для личного состава. Советское командование разгадало замыслы противника осуществлять наступление, используя таранный удар бронетанковых войск, поэтому оборона советских войск была построена, прежде всего, как противотанковая, насыщенная всеми средствами борьбы с танками. Было достигнуто более тесное взаимодействие с партизанами. Центральный штаб партизанского движения организовал в тылу немецких групп армий "Центр" и "Юг" массовые диверсии. К лету 1943 г. только в тылу группы армий "Центр" белорусские партизаны сковали свыше 80 тыс., смоленские - 60 тыс., брянские - свыше 50 тыс. гитлеровских солдат и офицеров. Особенно ощутимый удар партизаны нанесли по коммуникациям противника. Большую помощь советским войскам оказывало местное население Курской, Орловской, Воронежской и Харьковской областей. На предприятиях они ремонтировали боевую технику, помогали строить оборонительные сооружения, ремонтировали дороги и т.д.
В результате гигантской работы советское командование к началу немецкого наступления смогло сосредоточить в районе Курска войска и материальные средства, впервые с начала войны обеспечивающие превосходство сил и средств над противником: 1,3 млн. чел; 3,4 тыс. танков, 3 тыс. самолетов.
Советскому командованию было известно также, что немецкое наступление начнется 5 июля в 3 часа утра из Белгорода и Орла. Но сражение с самого начала пошло не по сценарию германского вермахта. На рассвете 5 июля в 2 часа 20 мин. неожиданно для немецкой стороны на районы сосредоточения их ударных группировок обрушился упреждающий огонь двух советских фронтов. Немецкая сторона очень рассчитывала на внезапность наступления. Мощная упреждающая артподготовка советских войск демонстрировала фашистскому командованию, что все их планы давно известны советской стороне.
4Немецкое наступление началось позже намеченного срока - 5 июля в 5 час. 30 мин. Позже маршал К.К. Рокоссовский писал: "По насыщенности техникой, интенсивности действий войск Курская битва не имеет себе равных". Армада немецкой военной техники двинулась на советские позиции, казалось, ее ничто не сможет сдержать. Но уже с первых часов сражения стало ясно, что эти "тигры", "пантеры", "фердинанды" буквально расшибаются об оборону советских войск. Советская оборона под Курском была неприступной. После 5-6 дней ожесточеннейших сражений гитлеровцам удалось на некоторых участках вклиниться в советскую оборону на глубину 8-10 км, но немецкое наступление захлебывалось. Тогда командующий группой армий "Юг" генерал-фельдмаршал Э. фон Манштейн, считавшийся одним из самых талантливых германских военачальников, решил совершить прорыв танками в районе деревни Прохоровка. Но советское командование разгадало и эти замыслы. В район Прохоровки были срочно переброшены дополнительные танковые части. 12 июня у Прохоровки произошло самое крупное танковое сражение в мировой истории: с обеих сторон в нем принимало участие 1200 танков. Войска 5-й гвардейской танковой армии генерала П.А. Ротмистрова и 5-й гвардейской армии генерала А.С. Жадова лоб в лоб схлестнулись со 2-м танковым корпусом СС. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.
На Прохоровском поле противник оставил 400 танков, 300 автомашин, свыше 3500 солдат и офицеров. Ударная танковая мощь немецких войск была подорвана.
Во время Курского сражения советские воины проявили массовый героизм, который становился нормой. Оборонительные сражения на Центральном фронте были завершены 12 июля, на Воронежском фронте - 23 июля. Фашисты начали отвод своих войск. План операции "Цитадель" провалился. Навязать свою волю Красной Армии противник не сумел.
12 июля началось наступление советских войск на орловском направлении силами Центрального, Брянского и Юго-Западного фронтов, 3 августа войска Воронежского и Степного фронтов на белгородско-харьковском направлении. 5 августа 1943 г., ровно через месяц после немецкого наступления, Красная Армия освободила города Орел и Белгород. В честь войск пяти советских фронтов, освободивших Орел и Белгород, в Москве впервые за время Великой Отечественной войны был произведен торжественный салют.
Курская битва стала самым грандиозным сражением во всей второй мировой войны. К ее концу в ней было задействовано с обеих сторон более 4 млн. чел, 69 тыс. орудий, 13 тыс. танков и самоходных орудий, 13 тыс. самолетов. В ходе Курского сражения потерпела полный крах теория вермахта, согласно которой советские войска могли одерживать победы только зимой, при содействии "генерала Мороза". В Курской битве советское военное искусство во всех видах военных действий - в обороне, контрнаступлении и общем наступлении - доказало свое полное превосходство над шаблонным искусством германского вермахта. Наступательная инициатива окончательно перешла к советским войскам. Курское сражение поколебало фашистскую коалицию. 25 июля в Италии рухнул фашистский режим Б. Муссолини, и к власти пришло правительство маршала П. Бадольо, которое объявило Германии войну. Курская битва создала условия для дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции в составе СССР, США и Англии. В 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел СССР, Англии и США, а в конце 1943 г. в Тегеране состоялась первая встреча руководителей этих трех держав. Международный авторитет СССР, как главной силы, способной добиться полного разгрома фашистских захватчиков, был еще более упрочен.
Далее советские войска развернули общее наступление на огромной территории - от Великих Лук и до Азовского моря. 23 августа 1943 ночным штурмом наши войска освободили Харьков, который по приказу А. Гитлера был превращен в руины.
А. Гитлер понял, что Донбасс потерян. Тогда он решил остановить советские войска на Днепре. Он считал, что Днепр, ширина которого в нижнем течении достигала 3,5 км, глубина - 12 м, скорость течения 2 м/сек, это тот рубеж, который истощит силы русских и позволит ему начать новое наступление на советские войска. На Днепре вермахт решил устроить "Восточный вал" - непреодолимую преграду для советских войск. К Днепру были переброшены мощные подкрепления с запада, на берегу было устроено множество хорошо укрепленных плацдармов. Но советское командование также понимало стратегическое значение могучей реки и поставило задачу развивать наступление стремительными темпами и не дать противнику укрепиться на Днепре.
В конце сентября 1943 г. огромная лавина войск Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов на протяжении 700 км от Лоева до Запорожья вышла к Днепру. До наступавших войск уже была доведена директива Ставки от 9 сентября 1943 г, в которой давалось указание представлять воинов за форсирование крупных рек, а также Днепра в районе Смоленска и ниже, к присвоению звания Героя Советского Союза. К этому времени наступательный натиск советских войск был уже настолько силен, что его уже ничто не могло остановить. Когда войска вышли к Днепру, то далее произошло то, что не было предусмотрено планами советского командования: войска с ходу, без подготовки принялись форсировать Днепр. Маршал Г.К. Жуков позже писал: "Части пересекали Днепр на чем угодно - на бревенчатых плотах, самодельных паромах, в рыбачьих лодках и катерах. Все, что попадалось под руку, шло в дело". Но на другом берегу многие переправившиеся подразделения полностью уничтожались немцами. Весь октябрь советские войска вели упорную борьбу за то, чтобы укрепиться на правом берегу Днепра. Подвиг "сверххрабрых" (как писала в те дни газета "Правда") советских воинов по форсированию Днепра позже был по достоинству оценен: 47 генералов, 1123 офицера, 1268 сержантов и солдат получили звание Героя Советского Союза (более 20% от всех, получивших это звание в годы войны).