Смекни!
smekni.com

Государственный строй Парижской Коммуны (стр. 2 из 2)

Закрытие реакционной прессы рассматривалось в качестве временной меры. Но находились члены Коммуны, которые не довольствовались словом «потом». «Сколько лет нам говорят это слово! - восклицал Тейс. - Мы протестуем против подобных слов, это все те же средства».

Мы не можем касаться сколько-нибудь подробно вопросов тактики, но вряд ли достойны осуждения колебания Коммуны по отношению к Французскому банку, в котором видели достояние всей нации, неприкосновенное для нужд одного города.

Колебания и нерешительность, проявленные Коммуной в ряде вопросов политики и тактики, были не раз предметом суровой марксистской критики. Вместе с тем они яркое свидетельство высоких нравственных идеалов подлинно пролетарского освободительного движения. Ни малейшей борьбы за власть ради самой власти.

Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем. Но перед тем оно столкнулось с героическим сопротивлением защитников Коммуны, с таким образцом воинской храбрости и непреклонности, какие еще не были известны в истории гражданских войн.

Коммунары умирали, как подобает героям. Их сотнями расстреливали без суда - по выбору офицеров - и тут же зарывали во дворах, на бульварах. Зарывали нередко и еще живыми.

Потом, когда не менее 30 тысяч человек было расстреляно, вспомнили о суде. Еще 50 тысяч человек поплатились каторгой, тюрьмой, ссылкой.

Примечательно поведение обвиняемых на суде. Известная Луи за Мишель, возглавлявшая женские организации Коммуны, требовала себе смертного приговора: «Смерти в Сатори, где пали мои братья». «Всякое бьющееся за свободу сердце имеет только одно право - право на маленький кусочек свинца, и я требую своей доли».

Член Коммуны Ферре сказал судьям: «Никогда я не стану спасать свою жизнь подлостью. Свободным жил я, свободным и умру... завещаю будущему заботу о моей памяти и мести за меня».

Могла ли Коммуна победить? Конечно, нет. Находясь между двумя армиями - французской и немецкой, - Коммуна была бы неминуемо раздавлена, что и случилось.

Франция, на что надеялись коммунары, не пришла им на помощь. Недоставало оружия, медикаментов, продовольствия. По мере приближения конца таяли ряды самой Национальной гвардии. Под конец осталась горстка бойцов.

Но что осталось от Коммуны - это ее опыт. И он был широко использован большевиками в борьбе за власть, раньше всего был отброшен либерализм Коммуны: «диктатура пролетариата» предполагала твердую и неделимую власть правящей партии и, конечно, безграничный «революционный террор». Это одно, не говоря о прочем, исключает вопрос о преемственности, будто бы существующей между Парижской Коммуной и так называемой советской властью.

Список литературы

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 17. Любое издание после 1961 г.

2. Памятники права. Москва .Изд-во “Юрист”. 1996 г.

3. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство. Москва. 1984 г.

4. Изгоев А.С. Социализм, культура и большевизм - из глубины. М. 1918 г.

5. Тихомиров Л. Монархическая государственность. Спб. 1994 г.

6. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции. М. 1975 г.

7. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Спб. 1898 г.

8. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб. 1909 г.