Смекни!
smekni.com

Война, мир и будущее цивилизации. (стр. 2 из 2)

Что такое война нам более или менее известно. Классическая формула К.Клаузевица, что война есть продолжение политики, война есть политика, сменившая перо на меч, давно обошла все учебники. О войне столько написано, что нового трудно что-либо добавить. Хотя термоядерное оружие привнесло все же новые элементы в понимание войны, сделав ее неприемлемым средством разумной политики.

А что же такое мир? Можно ли определить его сущность и выделить его характерные черты? Представляется, что ретроспективный анализ взглядов на проблему мира позволяет вплотную подойти к определению сущности мира.

Во-первых, что сразу бросается в глаза, так это то, что мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. Данная черта является весьма существенной для определения мира. Но является ли она достаточной? Ведь в год, так называемой, “холодной войны” между СССР и США не было войны, существовали дипломатические отношения, торговля. Однако можно ли данное состояние назвать миром? Перемирие, мирное сосуществование - да, но отнюдь не мир. Следовательно, одного только отсутствия войны, неприменения средств вооруженного насилия недостаточно для раскрытия сущности мира. Поэтому, во-вторых, мир - это не только отсутствие вооруженного насилия, которое на международной арене наиболее часто выступает в форме войны, но и такое состояние отношений между государствами и их союзами, которое полностью исключает вооруженное насилие из практики межгосударственных отношений.

Однако и данное положение является необходимым, но недостаточным, поскольку в основе такого мира могут лежать противоречия, вызванные, к примеру, присоединением меньшего государства к большему. И в данном случае очаг войны переносится из сферы межгосударственных отношений внутрь страны.

Вообще, как отмечал Прудон, мир, подписанный острием меча, не может быть иначе как перемирием. Следовательно, в-третьих, мир - это такое состояние в отношениях между государствами, которое не содержит в себе противоречий, являющихся возможной причиной следующей войны. Ни один мирный договор, отмечал И.Кант не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основание для будущей войны. В самом деле, это было бы только перемирие, временное прекращение военных действий, а не мир, который означает конец всякой вражды.

Не секрет, что в истории цивилизации, особенно в отношениях на уровне государств, периоды отсутствия вооруженного противоборства были не такой уж редкостью. Но можкно ли с полным основанием назвать периодами мира, если в это самое время шла усиленная подготовка к новой войне, если оставались противоречия у являющиеся неизбежным источником новой войны? Древнеримская формула "хочешь мира - готовься к войне или наполеоновское мир есть передышка в войне, война же -способ получить хоть сколько-нибудь лучший или худший мир, достаточно убедительно склоняют нас к отрицательному ответу.

В-четвертых, мир как состояние мирового сообщества не может быть достигнут путем ущемления или подавления интересов субъектов системы межгосударственных отношений, а лишь путем достижения приемлемого баланса этих интересов, который исключает наличие противоречий, могущих привести к войне.. Достижение подобного баланса интересов предполагает обеспечение суверенитета государства лишь в тех пределах, в которых он не угрожает свободе других стран. Такой баланс интересов, по мысли И.Канта, имеет целью не приобретение власти государством, но лишь поддержание и обеспечение свободы каждого государства для него самого и в то же время для других государств Чтобы народы могли действительно объединиться, продолжает эту мысль К.Маркс, у них должны быть общие интересы.

Но баланс интересов в отношениях между государствами не существует в системе международных отношений сам по себе. Интересы государств на международной арене воплощаются в их политике, которая выступает связующим и системообразующим звеном в цепи внешнеполитических акций, осуществляемых государством. Политика является тем общим, что соединяет войну и мир в целостную систему, раскрывающую формы взаимоотношений между государствами.

Следовательно, в-пятых, мир является продолжением и результатом политики государства на международной арене. От социальной направленности этой политики, от ее субъектов в конечном счете зависит и наступление мира, и характер этого мира. То есть мир есть продолжение именно той политики, которая велась противниками до и в ходе войны.

Необходимо отметить и тот факт, а это уже в-шестых, что политические, экономические и другие отношения на международной арене осуществляются на договорной основе. Поэтому важнейшей характеристикой и чертой мира во взаимоотношениях государств является его правовое закрепление в договорах, соглашениях и т.д. Вне договорной основы, регламентирующей характер и способы взаимоотношений между странами, не существует правовой основы для мира.

На основе вышеизложенного можно определить сущность мира. Мир как продолжение политики субъектов системы межгосударственных отношений характеризует такое состояние отношений между странами и народами, состояние системы межгосударственных отношений в целом, которое исключает применение различных форм вооруженного насилия вместо достижения баланса интересов различных государств и способствует устранению причин войны на договорно-правовой основе.

Ключевыми в данном определении являются политика и баланс интересов, которые, в конечном итоге, определяют социальный характер, а следовательно, тип мира. Если политика во время войны была грабительской, а война несправедливой, то и основанный на этой политике мир, при условии достижении победы, не может быть иным, как грабительским и несправедливым. Именно так был оценен Москвой навязанный Германией в 1918 году Брестский мир.

Таким образом, поскольку война есть продолжение политики во время мира, а мир есть продолжение политики войны, то в зависимости от социального характера все многообразные состояния отсутствия непосредственного применения вооруженного насилия можно разделить на два типа: мир справедливый, демократический и мир несправедливый, насильственный, основанный на отношениях господства и угнетения. Несправедливый мир не может быть миром в строгом смысле этого слова, а является лишь перемирием.. отсутствием войны.

Если идти от политики государств до их интересов, которые и лежат в основе проводимой ими политики, то не трудно увидеть, что справедливый мир может быть достигнут только за счет баланса интересов различных государств. За счет такого баланса интересов, при котором субъекты системы межгосударственных отношений добровольно отказываются от части своих интересов, идя на компромисс с тем, чтобы посредством этого способствовать реализации разумных интересов других стран.

В свою очередь, несправедливый мир - это подавление или ущемление одними странами, более сильными, интересов других государств, которые вынуждены под угрозой полного уничтожения или потери национального суверенитета идти на подписание мирного договора в надежде, что со временем удастся собраться с силами и осуществить реванш в ходе более удачной войны. Способ, каким государства добиваются своих прав, писал И.Кант, не является судебным процессом, а лишь войной, которой, как и счастливым исходом ее - победой, не решается вопрос о праве. И мирный договор кладет конец данной войне, но не военному состоянию, когда всегда можно найти предлог к новой войне. Строго говоря, несправедливый мир - это всего лишь перемирие, которое не только не устраняет причин новой войны, но, наоборот, подстегивает к ее более усиленной подготовке.

Кстати, подобное понимание мира породило в первой трети XX столетия понятие "мирное сосуществование". Руководители Советской России рассматривал прекращение военных действий лишь как передышку перед решающей схваткой с мировой буржуазией.

До полной победы пролетарской революции во всемирном масштабе речь о мире вообще не могла вестись. Пока мы не завоевали всего мира, пока мы остаемся, с точки зрения экономической и военной, слабее, чем остальной капиталистический мир, отмечал В.И.Ленин, до тех пор надо держаться правила: надо уметь использовать противоречия и противоположности между империалистами, но как только мы будем сильны настолько, чтобы сразить весь капитализм, мы незамедлительно "схватим его за шиворот". До своего логического конца эта концепция была развита И. В. Сталиным. На ее основе он успешно осуществлял милитаризацию страны, укреплял режим тоталитарной власти, уничтожал цвет русского народа. Все было отдано в залог грядущей победы мировой революции и установления всеобщего "вечного мира".

Для того, чтобы на Земле установился справедливый демократический мир, необходимо более пристально взглянуть на свои внешнеполитические интересы, соотнеся их с интересами других государств, своими потребностями и возможностями. Только постоянное стремление к обеспечению баланса интересов самых различных государств, нашедшее воплощение в повседневной политической практике, способно приблизить цивилизацию к воплощению в жизнь идеи вечного мира.

Список литературы

С.А.Проскурин. Война, мир и будущее цивилизации.