Война, мир и будущее цивилизации
Достаточно даже беглого взгляда на мировой исторический процесс, чтобы придти к выводу, что состояние отношений между различными странами и народами в наиболее обобщенном виде характеризуется двумя состояниями: война и мир. Данное положение кажется настолько самоочевидным, что у большинства философов до недавнего времени не вызывало сомнений. Так, Т.Гоббс писал, что война не есть только сражение или акт битв, а промежуток времени, в течении которого явно складывается воля к борьбе путем сражения, все остальное время есть мир. Мало того, и война, и мир считались естественными условиями жизни народов, которые попеременно и разными средствами двигало эти народы по мути прогресса. Прудон отмечал, что война и мир составляют непременные условия жизни народов: мир предполагает воину, война предполагает мир. А коли дело обстоит таким образом, то и нет какой-либо особой необходимости так уж сильно осуждать войну, поскольку она, хотя и болезненно хотя и с большими жертвами, но все-таки продвигает человечество в светлое "завтра", а зет когда это "завтра" наступит, то и сама по себе исчезнет война и наступит вечный мир. Пока же, заключал Прудон, как труд есть условие существования народов, так и война есть форма, условие существования государств.
Следует заметить, что данное положение в принципе ни у кого не вызывало серьезных возражений. Война и мир как различные состояния во взаимоотношениях государств воспринимались как Богом данные, как вытекающие из природы человека и государства. Природа создала людей равными, писал Т.Гоббс, и из этого равенстве способностей вытекает равенство надежд на достижение своих целей. И если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению своей цели они стараются погубить или покорить друг друга. А поскольку такова природа человека, то с нею, как и с войной, остается только примириться, что и делали в массе своей философы, политики, религиозные деятели.
Справедливости ради следует отметить, что данные взгляды не были абсолютно подавляющими,, Еще в древности идеи всеобщего мира и осуждения войны высказывались античными авторами. Правда, они считали мир необходимым и законным только внутри эллинских городов - полисов, не распространяя его на "варварскую" периферию. В средние века бытовало немало рассуждений в религиозных кругах христиан о "Божием мире", необходимом для преодоления феодальных междоусобиц. Недаром на Руси особой популярностью пользовалась икона "Троицк", олицетворяющая в себе идею единения раздробленных и постоянно враждующих между собой русских княжеств.
С новой силой идея мира среди христиан и христианских государств ожила в ХУ1 веке и была призвана объединить их усилия в борьбе с турецкой экспансией. В религиозных кругах идея мира носила исключительно прикладное значение и была призвана укрепить складывающуюся систему абсолютистской власти, служить реальной основой для противодействия проникновению на европейский континент представителей другого вероисповедания.
Пожалуй, первым, кто по настоящему осудил войну, был Эразм Роттердамский. В начале ХУ1 века появился его трактат "Жалоба мира", в котором он перечислял все бедствия, приносимые войной, и называл их виновников: князей, государей, духовенство, которое забыло Священное писание и одобряет братоубийственную войну. В человеческом обществе, писал он, все полно глупости, все делается дураками среди дураков, но все-таки величайшей глупостью является война, которая ведется всякого рода подонками общества. Мир скорбит о бедствиях, испытываемых вследствие раздоров и войн, порождаемых безумием этих людей. Блага мира, к которым, казалось бы, только и должны стремиться христиане, перечеркиваются злом войны. Но при всем своем пафосе и обличительности, тактат о мире, всюду изгнанном и повсюду сокрушенном, не пошел дальше морального призыва к миролюбию и, при всех своих достоинствах, не смог стать таким документом, который бы подсказал выход из непрекращающегося состояния войны.
В 1539 году появилась "Боевая книжка мира" Себастьяна Франка. Если у Э. Роттердамского мир жалуется, то у С.Франка он зовет к борьбе: война против войны - единственно священная война. Ссылаясь на авторитет Священного писания, С.Франк обосновывает мысль о том, что война - дело рук человеческих, поэтому и дело мира надлежит обеспечить людям. В последующие годы со своими планами и проектами всеобщего мира, который мог 6м положить конец войне, выступили Э.Крюсе, герцог Сюлли, Я.А.Коменский, В .Пены, Сен-Пьер и многие другие мыслители, политики, государственные и религиозные деятели. О соотношении моральных сторон войны и мира очень метко высказался Н.Макиевелли. Он писал, что война рождает преступников, а мир их вешает.
Одним из первых крупных мыслителей, который не только реиительно поднял свой голос в защиту мира, но и обосновал его историческую возможность и неизбежность, был Иммануил Кант исследуя все более и более разрушительный характер войн, их звероподобный характер, он пришел к выводу, что может наступить такое время, когда истребительная война, в которой могут быть уничтожены обе стороны, приведет к вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества. Для того, чтобы избежать подобного развития событий, И.Кант решительно выступил с предложением о необходимости запрещения войн и потребовал от государств принять необходимые усилия к восстановлению мира между собой.
Но основная заслуга И.Канта состоит не только в нравственно-этическом осуждении войны и раскрытии общечеловеческой ценности мира, но и в доказательстве того факта, что, несмотря на различия в религиях и языках, объективное развитие человечества ведет к торжеству вечного мира и исчезновению войны из практики межгосударственных отношений. С ростом культуры и при постепенном приближении людей к большему согласию в принципах, писал он, человеческое развитие ведет к взаимному миру, который осуществляется и обеспечивается не ослаблением всех сил, как это имеет место при деспотизме, а их равновесием, их активным соревнованием. То есть здесь мы находим чрезвычайно продуктивную идею баланса интересов различных государств, о которой человечество вспомнило только накануне XXI столетия.
И.Кант считал, что сама природа человека гарантирует вечный мир. Потребности производства и обмена товарами несовместимы с войной и логикой развития человеческого общества война неизбежно должна оттесняться из сферы международных отношений. Дух торговли, писал он, который рано или поздно овладевает каждым народом, не может существовать рядом с войной. Исходя из этого, И.Кант приходил к выводу, что вечный мир представляет собой не пустую идею, а задачу, решение которой достигается постепенно и непрерывно приближается к осуществлению.
Хотя все эти мысли И.Канта на рубеже ХУШ и XIX столетий выглядели явно утопичными, поскольку социальная структура раннебуржуазного государства стимулировала не столько поиск мира, сколько стремление к войне, тем не менее они дали мощный толчок теоретическим исследованиям и практическим шагам, направленным на установление мира. При всей своей утопичности, работа И.Канта "К вечному миру" и по сей день может рассматриваться как манифест антивоенных сил.
Последующее развитие государств, все более затяжной и разрушительный характер войн в значительной степени подтвердили верность гениального предвидения И.Канта. Прямыми результатами войны становится не продвижение по пути прогресса, а пополнение "гигантского кладбища человечества". И вопрос уже стоит не столько о том, что и сколько позитивного принесет та или иная война, сколько о том, какому количеству людей удастся в ней уцелеть, люди должны иметь возможность жить, чтобы делать историю, писал К.Маркс, а вот эту возможность у них как раз и отнимает война. Поэтому уже в конце XIX века Ф.Энгельс пришел к выводу, что современная ему война исчерпала свои созидательные возможности и не может служить интересам прогресса. Война в тех размерах и в той неслыханной мучительности., в каких она ведется; писал В.И.Ленин, грозит полной гибелью европейской культуры.
О том, что предвидение И.Канта о "гигантском кладбище человечества" не является пустым звуком, со всей убедительностью продемонстрировала вторая мировая война. Более 50 миллионов убитых, сотни миллионов искалеченных, руины городов и пепелища сел со всей очевидностью свидетельствовали о неприемлемости войны в качестве формы межгосударственных отношений. Недаром представители Объединенных Наций, собравшиеся после величайшей бойни, посчитали, что высшим смыслом их деятельности должно стать стремление к избавлению грядущих поколений от бедствий войны.
Появление ядерного и термоядерного оружия и средств их доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что "абсолютная война", как называл ее Гегель, является и абсолютной гибелью цивилизации, концом истории человечества. Поэтому и концепция вечного мира И.Канта из области теоретических изысканий переместилась в сферу практической политики, котооая должна всеми доступными средствами стремться к его достижению. Возникла настоятельная необходимость законн нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права. И главное, на что необходимо направить эти законы - исключение войны из практики межгосударственных отношений.
Ретроспективный анализ взаимоотношений государств и теоретических взглядов на проблему войны и мира позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, война и мир - это состояния, характеризующие отношения государств в системе межгосударственных отношений, различные формы их взаимодействия. Во-вторых, логика исторического развития государств и системы межгосударственных отношений в целом привела к тому, что в настоящее время единственно допустимой и приемлемой формой взаимоотношений различных стран и народов является мир, который должен характеризовать не только уизнь отдельных государств, но и системы межгосударственных отношений в целом.