Смекни!
smekni.com

Исторический портрет Михаила Романова (стр. 2 из 3)

Все последующие внутренние распоряжения правительства Михаила Федоровича и клонились именно к тому, чтобы :

1) Улучшить администрацию

2) Поднять платежные и служебные силы страны

Воеводы на местах злоупотребляли властью , и земские люди говорят на соборе 1642 гола : “В городах всякие люди обнищали и оскудели до конца от твоих государевых воевод.” Воеводы слишком близко стояли к народу . неудовольствие воеводы сликом ощутительно отзывалось на городском человекеи невольно заставляло его давать взятку иработать на воеводу , а управу на него искать было все-таки трудно : за управой необходимо было ехать в Москву.

В 1627 году правительство пришло к мысли восстановить повсеместно губных старост, предписывая выбирать их из лучших дворян, то есть из более состоятельных. Эта мера ограничивала круг влияния воевод; многие города воспользовались ею и просили чтобы у них не было воевод, а были только губные старосты. Таким образом губной староста сосредоточивал в своих руках не одни уголовные дела, а все областное управление, становился и земским судьей. Но с другой стороны города иногда оставались недовольны губными старостами и просили назначить им воевод.

Таково было при Михаиле Федоровиче положение местного управления, носившего, следовательно, смешанный характер.

Что касается до центрального управления при Михаиле, то оно восстановлялось в Москве по старым образцам, завещанным XVI веком в форме старых приказов и только потребностями времени вызывались к жизни новые приказы. Их было много учреждено при Михаиле, но устраивались они опять таки по старым досмутным образцам, специализируя одну какую – нибудь отрасль владения какого – нибудь старого приказа. В центре всего управления по - прежнему стояла и всем руководила государева Боярская дума.

Кроме забот об администрации в Москве очень заботились о поднятии послесмуты общего благосостояния , стремление к которому было , конечно , присуще и 16 веку ,благосостояние земли было необходимо правительству и для хорошего устройства службы и тягот. В эту именно рамку отливались все заботы правительства , которые мы назвали заботами о благосостоянии. Благосостояние народа смешивалось тогда с благосостоянием государственных повинностей.

Итак, в правительственной деятельности времени Михаила Федоровича главной целью было успокоение взволнованного смутой государства, и этой цели правительство думало достигнуть двумя путями:

1) Истреблением административных злоупотреблений.

2) Мерами, направленными к поднятию общего благосостояния.

Надо заметить , что при этом московскими правительственными людьми руководил , может быть , сознательно , а может быть , и бессознательно , один принцип: все должно быть по старине – так , как было при прежних царях. Руководясь этим , они ничего не хотели реформировать и вновь учреждать: восстановляя государство после смуты , они шли к старым образцам и действовали старыми средствами.

Но московское правительство ни целей своих не достигло вполне , ни принципа своего не провело строго. Возвращаясь к старине , восстановляя весь старый механизм управления , московские люди не думали что либо менять и вместе с тем изменили многое.

Такого рода перемены произошли , например, в областном управлении , где правительство более или менее систематически вводило воевод, так что воеводская власть из власти временной становится постоянной и вместе с тем гражданской властью. Далее , держась по старому поместной системы , торопясь привести в порядок поместные дела , упорядочить службу , правительство все более и более прикрепляет крестьян.

С другой стороны , давая первенствующее значение служилому классу , все более и более обеспечивая его положение , мало помалу приходят к сознанию неудобства и несостоятельности дворянских ополчений , ввиду чего и заводится иноземный ратный строй , солдатские и рейтарские полки.

В войске Шеина в 1632 году под Смоленском было уже 15 тысяч регулярного войска , устроенного по иноземному образцу. Этих примеров совершенно достаточно для доказательства того , что деятельность правительства Михаила Федоровича, будучи по идее консервативной , на деле , по своим результатам , была , если только уместно это слово , реформационной.

Таким образом , результаты противоречили намереньям, случилось же это потому , что смута внесла в общественную жизнь и ее отношения много таких перемен , которые делали невозможным поворот к старому , хотя это , может быть , и не сознавалось современниками.

Так , смута создала для русского общества совсем исключительное положение в государственных делах – Земский собор при Михаиле Федоровиче признавался существенным элементом государственного управления , а в этом факте никак нельзя усмотреть консервативной тенденции , ибо в XVI веке верховная власть не могла так смотреть на соборы , как смотрел на них Михаил Федорович. И никто не противоречил этому факту общественного участия в делах государства , пока новые условия жизни не упразднили его.

С 1613 года во все время царствования Михаила власть государя стояла наряду с властью Русской земли , все важные государственные дела решались по царскому указу и соборному приговору , о чем постоянно свидетельствуют окружные грамоты , посылаемые от имени бояр.

Итак , правительству Михаила Федоровича не удалось быть верным старине , не удалось ему добиться своей цели , то есть исправить администрацию и устроить благосостояние. Несмотря на это , оно сделало много , даже чрезвычайно много – внешние недруги Руси , Польша и Швеция , снова стали видеть в Москве сильного врага , казачество смирилось.

Московские государи решили даже возобновить войну с Речью Посполитой за Смоленск. Поводом послужило смерть короля Сигизмунда (1632) и наступившее в Польше “бескоро-левье”: до избрания нового короля поляки и литовцы не могли воевать. Московское войско , состоявшее из новых полков иноземного строя и из старых дворянских ополчений численностью всего в 32 тысячи человек , пошло к Смоленску , взяло много мелких городов на границе и осадило Смоленск.

Так как Смоленск был чрезвычайно сильной крепостью , то осада затянулась надолго , несмотря даже на то , что во главе московских войск стоял тот самый боярин Шеин , который в смутное время был воеводой в Смоленске , геройски защищал его от короля Сигизмунда и знал хорошо как город , так и его окрестности.

Через восемь месяцев осады на помощь Смоленску успел явится вновь избранный король польский Владислав Сегизмундович. Он не только отбил русских от крепости , но окружил их самих в их лагере. Утомленные долгой войной московские войска не могли выдержать натиска свежих войск Владислава , и Шеин вступил в переговоры с королем. Он согласился отдать полякам все свои пушки и обоз и уйти в Москву (1634). За это бесславное отступление он был в Москве казнен как изменник вместе со своим товарищем , вторым воеводой Измайловым. Война продолжалась , но без всякого успеха для Владислава. Поэтому летом 1634 он начал переговоры о мире. На пограничной реке Поляновке съехались московские и польские послы и заключили “ вечный мир ” .

Смоленск и прочие города , захваченные Сигизмундом в смуту , оставались за Речью Посполитой. Но Владислав отказался от всяких прав на московский престол и признал Михаила Федоровича царем всея Руси. Это было очень важно.

Но утомленное войной и еще не забывшее смутных потрясений Московское государство экономически было так расшатано, что и в конце царствования Михаила Федоровича на Земских соборах в 1632 – 1634 годах ( по поводу польской войны ) и 1637 ( о турецких делах ) обсуждался недостаток средств и даже людей у правительства. В 1632 – 1633 гг. по земскому приговору снова собирается пятая деньга ( такого рода сбор производится уже в третий раз при Михаиле ), и он дает в сумме менее, чем давала прежде.

На соборе же 1642 г. ( по поводу Азовского вопроса ) перед правительством очень ясно вскрылись нужды и желания сословий. Жить было действительно трудно – государство требовало очень больших жертв, обстоятельства не дозволяли сколько – нибудь разживиться , разбогатеть.

Недовольное своим экономическим положением общество ищет причину своего разорения и , находя их в том или другом , бьет челом государю об их устранении. Служилые люди жаловались на тяжесть и неравномерность распределения служебных обязанностей между московскими и городскими людьми. Тяглые люди жаловались на тяжесть податей , которые действительно большим бременем ложились на них , особенно плохо приходилось им от сбора пятинной деньги , которая их вконец разоряла. Торговые люди имели еще новую неприятность в виде конкуренции иностранцев. Вообще же все классы страдали одинаково от воеводских насилий и приказной волокиты.

Желая также привить в Росси разные промыслы , правительство призывало на льготных условиях промышленников иностранцев. Среди них встречались “рудознатцы” , оружейники и литейщики. Отыскивая руды , правительство заботилось об оружейном и литейном деле. Тула славилась выдолкою оружия , а в 1632 году голландский купец Андрей Вижусь получил позволение построить там завод для литья пушек и ядер.

В 1642 году было положено начало преобразованию военного устройства , с помощью иностранных офицеров было начато обучение “ русских ратных людей” иностранному строю и стали появляться полки с иностранными названиями , солдатские , рейтарские , драгунские. Полки эти были переходной ступенью к постоянной , регулярной , национальной армии в России.