В антропологическом отношении черепа савромато-сарматского времени из Западного Казахстана характеризуются выраженным фенообликом южной ветви европеоидной расы. В масштабе этой расы по ряду морфологических признаков они сближаются с локальным вариантом восточносредиземноморского антропологического типа7.
В целом скифо-сарматские племена рассматриваемого региона по основным краниометрическим признакам все же оказываются близкими по фенооблику к сако-усуньскому миру Юго-Восточного Казахстана, представляя собой огромный сармато-усуньский континуум. Палеоантропологические материалы собственно усуньского времени представляются довольно информативными. Как известно, в конце I тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Казахстана на смену этническому объединению племен сакского времени приходит новый племенной союз с этнонимом «усуни», который, как полагают исследователи, в сущности является последней фазой развития сак-ской культуры. Поэтому подразделение племен на саков и усуней является условным, отражающим лишь разные этапы эволюции единой этнической общности8. В пользу этого говорят и данные палеоантропологии.
Рассмотрение краниологических серий усуньского времени демонстрирует непрерывную генетическую преемственность с предшествующим периодом, т. е. антропологическая основа местных популяций античйого времени по-прежнему остается древнеевро-пеоидной. Что касается генетической примеси восточных племен, то ее удельный вес несколько возрастает по сравнению с предшествующей скифо-сакской эпохой. В целом доля этого компонента среди местных популяций уже составляла 1/4 часть от общей массы.
Основная причина обнаруженной тенденции в расовой морфологии местных насельников несомненно связана с проникновением и оседанием хуннских племен из Центральной Азии. Однако на данном этапе наших исследований конкретный вклад в генофонд местных популяций пока остается не раскрытым из-за фрагментарности па-леоантропологических материалов по сармато-гуннским племенам,
|хотя их этнокультурное развитие оставило глубокий след в древней | истории Казахстана. К тому же проблемы тохарской (юэчжийской) ? цивилизации, оказавшей огромное влияние на этнокультурное развитие местных племен, еще слабо разработаны. ,1 ^а остове приведенных и других данных можно заключить, что на | протяжении более двух тысячелетий до н. э. насельники Казахстана ? в антропологическом отношении обладали единой основой морфо-? физиологических особенностей. Она оказалась довольно устойчивой и, несмотря на многие эпохальные исторические события, происходившие в евразийских степях в I и II тысячелетиях н. э., в дальнейшем сохранилась в генетическом портрете современных казахов в виде предковых компонентов, характерных для населения бронзового и раннего железного веков Казахстана. Основанием для такого суждения служит весь обширный антропологический материал по современным казахам.
Начало I тысячелетия н. э. для большей части Евразии, включая Казахстан и Среднюю Азию, ознаменовалось новым этапом взаимодействия внутренних и внешних факторов в этно-и расогенетичес-ком развитии, вследствие чего наступила кардинальная трансформация древнего культурно-исторического уклада жизни местных племен и совершился переход к прототюркской этно-культурной и языковой общности.
Как известно, во втором периоде происходили многочисленные локальные миграции кочевых племен на Запад и образование разных кочевых объединений с тюркоязычными наречиями на территории Казахстана. Огромная площадь последнего с относительно стабильными хозяйственно-культурными традициями в силу своего исторического развития и географического положения надолгие тысячелетия стала естественным мостом между Востоком и Западом, а ее коренные насельники были в самом центре миграционных путей Евразии. Что касается генофонда местных популяций этих периодов, то посредством ряда миграций и последующего смешения населения его состав, несомненно, подвергался неоднократным генетическим
«добавкам» со стороны кочевых племен восточного происхождения. Палеоантропология Казахстана этого времени свидетельствует об этом (рис. 1.). Масштаб притока этих генов был разным и, естественно, оказал определенный эффект на фенооблик местных популяций. Это особенно заметно при сопоставлении краниологических серий усуньского и тюркского периодов. Тем не менее основная масса местных этнических образований тюркского времени оставалась европеоидной, сохраняя генетические особенности предшествующих им древних племен. Если обратиться к общему соотношению двух ведущих расовых компонентов в физическом облике местных насельников рассматриваемого времени, то условная доля монголоидных элементов в целом составила 1/3 часть генофонда популяций. В ряде локальных групп уровень примеси достигал 1/2 части от общего генофонда. В некоторых краниологических сериях, в частности в притобольской серии VIII—Х вв. н. э. из Северного Казахстана, условная доля монголоидности достигла 2/3 части от общей массы9. Аналогичное явление наблюдается в пограничных зонах (Поволжье и Приуралье), близких к западной части Казахстана, где у локальной популяции XI и XII—XIV вв. монголоидная примесь составляла столько же, сколько у нынешних представителей казахстанского варианта тураноидной (южносибирской) расы10. Все это указывает на то, что степень смешения физических черт на древней европеоидной основе с пришлыми монголоидами, характерная для современных казахов, имела место в отдельных частях Казахстана уже в тюркское время.
Для большинства популяций казахстанско-среднеазиатского региона конец I и начало II тысячелетия н. э. ознаменовались успешным социально-экономическим и культурным развитием. В ряде оседлых и полуоседлых районов Казахстана усилился процесс консолидации между близкими и далекими племенными объединениями. Для населения Казахстана этой эпохи в целом характерна выраженная тенденция к сложению определенной единой общеэтнической основы, обусловленной как географическими, так и культурно-историческими факторами. Таковыми являются расселенность в основном на территории с однообразным ландшафтом и схожим климатом, однотипность хозяйственно-культурных традиций, единство языка и общность происхождения. Однако нашествие монголов в начале XIII в. и создание на территории Казахстана монгольских улусов приостановили на долгие годы процесс завершения этнокультурного образования единой казахской народности.
При сопоставлении краниологических серий казахов с сериями черепов «монгольского» и тюркского времени обнаруживается, с одной стороны, непрерывная генетическая преемственность между населением указанных периодов, с другой — дальнейшее усиление притоков генов «восточной» ориентации (см. рис. 1). В целом, за время монгольского господства условная доля восточного компонента у местных насельников увеличилась примерно на столько же, насколько и в тюркское время (около 20%). На этом основании можно утверждать, что монгольская экспансия не сопровождалась массовым переселением центральноазиатских племен или полным вытеснением местных племен в другой регион и в целом не могла
вызвать резкой смены генетической структуры местных популяций. Антропологически ее основная роль свелась к очередному усилению метисационного процесса среди древних потомков края. Вместе с тем следует указать, что этот не столь уж большой приток генов в «монгольское» время в масштабе всего Казахстана оказался достаточно эффективным, чтобы в фенооблике популяций формально стал превалировать восточный компонент над западным, т. е. за все время истории контактов доля привнесенного компонента достигла 2/3 части от общего генофонда. Такое соотношение главных составных компонентов в антропологическом составе населения Казахстана остается относительно устойчивым от позднего средневековья до сегодняшнего дня (рис. 2).
Рис. 2 Условная доля монголоидных элементов у населения Казахстана в различные культурно-исторические эпохи по данным краниологии.
Таким образом, палеоантропологические материалы Казахстана позволяют заключить, что свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV—XV вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас — автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.