Смекни!
smekni.com

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана (стр. 4 из 7)

Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования современных казахов содержат достаточно познава­тельную информацию, которая в полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке проблем этногене­за, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной осно­вы у древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахский народ обретает свое реальное сущес­твование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс. н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплекс источников,

местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей территории Казахстана.

В этом антропологическом, этническом и лингвистическом ка­честве казахский народ предстает перед новым историческим разви­тием в кругу современного разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.

§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны

130

Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||. европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена большая работа по их изучению.

г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц — племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа

•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории15.

В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-

•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые из них в разные . эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных17.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.—Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата— содействова­ли интенсивномупритокутюркоязычныхплемен назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях"'.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности19. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преоб­ладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.21 Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных от­ношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культу­ры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образо­ваний содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахста­на в силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания, исторически складывавшихся обстоятельств их полити­ческой обособленности, а именно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства, все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане (район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения средневекового Казахстана постепенно закрепля­ли такое разделение, хотя в целом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное воздействие на этнические процес­сы оказывал политический фактор.