ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
§ 1. Антропологические аспекты происхождения казахского народа
Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных этногенетических процессах Евразии.
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся «предковые» черты. Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропейский и тюркский. *
Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.
Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили основой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последующую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свидетельствуют многочисленные археологические источники, не вызывает сомнения2.
В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой «кочевнической триады», характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, конского снаряжения и «звериного стиля» в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием «скифы» («саки»). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противоречиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последнихлет настойчиво подчеркивают, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименование нескольких определенных хозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных источниках и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетичным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокультурном развитии до рубежа новой эры.
Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основе этнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннего железа. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости, в конечном счете, образовала предковую основу последующего процесса формирования культурно-исторической общности союзов племен Казахстана, включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основные результаты исследований по этнической археологии, этнологии, исторической этнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положение находит наиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана.
Как известно, объективным носителем, творцом и проводником ценностных ориентации всего этнокультурного наследия в различные исторические эпохи был сам человек. Но существует и биологическая сторона его природы, когда одновременно он составляет часть естественноисторической общности людей, генетически связанных между собой разной степенью родства. В геноме человека заложены его внутренние и внешние особенности, а родственная группа людей обладает своим определенным комплексом этих особенностей.
Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельных этнических группахчастота проявления наследуемых признаков варьирует по-разному. Именно характер распределения тех или иных генов среди представителей определенной общности людей может многое рассказать об этнической истории народа, его миграциях, контактах, смешениях или обособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического исследования лежат принципы этноисторического развития и географического распределения генетических особенностей насельников Казахстана на протяжении ряда тысячелетий.
Обратимся к палеоантропологическим данным Казахстана эпохи бронзы, так как находки останков человека более ранних периодов очень фрагментарны. Согласно палеоантропологическим и археологическим данным, древнее население Казахстана в этот период сосрс-
|| доточивалось в центре большой этнокультурной области — Евразии ?; — и было одним из представителей обширного антропологического i пласта; степного типа протоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этого большого региона, включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания и расселения племен индоиранской культурно-исторической и лингвистической общности. На протяжении ряда тысячелетий носители этойдревнейшей цивилизации оставались важнейшим ядром в формировании более поздних региональных антропологических образований.
Палеоантропологические исследования позволили охарактеризовать внешний облик древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей его обширной территории были распростране-, ны различные варианты древних европеоидов, но преобладающим .; антропологическим типом был степной, называемый также андро-новским по названию археологической культуры; Он имел мезокран-ный череп, низкое, широкое и хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо, сильно выступающие носовые кости и низкие глазницы. Вместе с тем в некоторых частях Юго-Восточного (Семиречье) и Западного Казахстана обитали племена, сходные по фенооблику с локальным вариантом восточносредиземноморской расы. В целом эти и другие местные европеоидные расовые типы являлись тем мощным антропологическим пластом, на базе которого происходила дальнейшая трансформация генома древнего населения Казахстана'. Таким образом, у истоков древнего антропологического пласта Казахстана находились хорошо отличимые, ярко выраженные варианты европеоидной расы без следов притока генов восточного (азиатского) расового ствола. Следовательно, европеоидный облик древних популяций Казахстана был изначально явлением исключительно автохтонным, и важнейшие фены-признаки облика передавались из поколения в поколение.
Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего железного века показало, что население всего региона по-прежнему характеризовалось выраженными чертами европеоидной расы, известными и в эпоху бронзы. Другими словами, прослеживается четкая генетическая преемственность между населением двух рассматриваемых периодов Казахстана. Однако при скрупулезном анализе краниологических серий раннего железного века все же нельзя не отметить тенденцию, которая, несомненно, развивалась под воздействием фенов-признаков, привнесенных популяциями восточного происхождения (Центральная Азия). Но удельный вес монголоидных элементов был еще незначительным в фенооблике древних популяций Казахстана. В целом у местных племен скифо-сакского времени 1/6 часть физических черт уже принадлежала «восточному» комплексу, представители которого впервые с данного периода фиксируются на данной территории. На этом основании можно говорить, что середина I тыс. до н. э. стала началом инфильтрации восточных популяций и метисационного процесса у древних насельников Казахстана, когда ^элементы «восточного» расового ствола на рассматриваемой территории стали постепенно нарастать по мере приближения к позднему "I; Этапу средневековья. "" В раннежелезном веке несколько иная этнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана, где обитало кочевое объединение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой общности найдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматского времени обнаружена за пределами Западного Казахстана, а именно, в Среднем и Нижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общности некоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вместе с тем савроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическую связь с андроновцами степной зоны. Таким образом, в эпоху раннего железа на территории Казахстана мы сталкиваемся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским и скифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местных популяций андро-новской культуры, второго — потомки древних популяций срубной культуры. В общем по археологическим данным между казахстанскими саками и савроматами прослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни6.