Смекни!
smekni.com

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана (стр. 1 из 7)

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

§ 1. Антропологические аспекты происхождения казахского народа

Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных этногенетических процессах Евразии.

Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматри­ваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить пре­емственность и сохранившиеся «предковые» черты. Правда, в отдель­ные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологи­ческую основу, и у современных потомков генетическая кластериза­ция в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропей­ский и тюркский. *

Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.

Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая андроновская культура эпохи брон­зы. В его западной части наибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили осно­вой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последу­ющую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свиде­тельствуют многочисленные археологические источники, не вызыва­ет сомнения2.

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой «кочевничес­кой триады», характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, кон­ского снаряжения и «звериного стиля» в оформлении изделий. Исто­ки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием «скифы» («саки»). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противо­речиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последнихлет настойчиво подчеркива­ют, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименова­ние нескольких определенных хозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных источ­никах и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетич­ным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокуль­турном развитии до рубежа новой эры.

Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основе этнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннего железа. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-культурных традиций, этни­ческого развития и лингвистической близости, в конечном счете, образовала предковую основу последующего процесса формирова­ния культурно-исторической общности союзов племен Казахстана, включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основные результаты исследований по этнической археологии, этно­логии, исторической этнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положение находит наиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана.

Как известно, объективным носителем, творцом и проводником ценностных ориентации всего этнокультурного наследия в различ­ные исторические эпохи был сам человек. Но существует и биологи­ческая сторона его природы, когда одновременно он составляет часть естественноисторической общности людей, генетически связанных между собой разной степенью родства. В геноме человека заложены его внутренние и внешние особенности, а родственная группа людей обладает своим определенным комплексом этих особенностей.

Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельных этнических группахчастота проявления наследуемых при­знаков варьирует по-разному. Именно характер распределения тех или иных генов среди представителей определенной общности людей может многое рассказать об этнической истории народа, его мигра­циях, контактах, смешениях или обособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического исследования лежат принципы этноисторического развития и географического распределения гене­тических особенностей насельников Казахстана на протяжении ряда тысячелетий.

Обратимся к палеоантропологическим данным Казахстана эпохи бронзы, так как находки останков человека более ранних периодов очень фрагментарны. Согласно палеоантропологическим и археоло­гическим данным, древнее население Казахстана в этот период сосрс-

|| доточивалось в центре большой этнокультурной области — Евразии ?; — и было одним из представителей обширного антропологического i пласта; степного типа протоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этого большого региона, включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания и расселения племен индо­иранской культурно-исторической и лингвистической общности. На протяжении ряда тысячелетий носители этойдревнейшей цивилиза­ции оставались важнейшим ядром в формировании более поздних региональных антропологических образований.

Палеоантропологические исследования позволили охарактери­зовать внешний облик древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей его обширной территории были распростране-, ны различные варианты древних европеоидов, но преобладающим .; антропологическим типом был степной, называемый также андро-новским по названию археологической культуры; Он имел мезокран-ный череп, низкое, широкое и хорошо профилированное в горизон­тальной плоскости лицо, сильно выступающие носовые кости и низкие глазницы. Вместе с тем в некоторых частях Юго-Восточного (Семиречье) и Западного Казахстана обитали племена, сходные по фенооблику с локальным вариантом восточносредиземноморской расы. В целом эти и другие местные европеоидные расовые типы являлись тем мощным антропологическим пластом, на базе которого происходила дальнейшая трансформация генома древнего населе­ния Казахстана'. Таким образом, у истоков древнего антропологичес­кого пласта Казахстана находились хорошо отличимые, ярко выра­женные варианты европеоидной расы без следов притока генов восточного (азиатского) расового ствола. Следовательно, европеоид­ный облик древних популяций Казахстана был изначально явлением исключительно автохтонным, и важнейшие фены-признаки облика передавались из поколения в поколение.

Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего желез­ного века показало, что население всего региона по-прежнему харак­теризовалось выраженными чертами европеоидной расы, известны­ми и в эпоху бронзы. Другими словами, прослеживается четкая генетическая преемственность между населением двух рассматрива­емых периодов Казахстана. Однако при скрупулезном анализе крани­ологических серий раннего железного века все же нельзя не отметить тенденцию, которая, несомненно, развивалась под воздействием фенов-признаков, привнесенных популяциями восточного проис­хождения (Центральная Азия). Но удельный вес монголоидных эле­ментов был еще незначительным в фенооблике древних популяций Казахстана. В целом у местных племен скифо-сакского времени 1/6 часть физических черт уже принадлежала «восточному» комплексу, представители которого впервые с данного периода фиксируются на данной территории. На этом основании можно говорить, что середи­на I тыс. до н. э. стала началом инфильтрации восточных популяций и метисационного процесса у древних насельников Казахстана, когда ^элементы «восточного» расового ствола на рассматриваемой территории стали постепенно нарастать по мере приближения к позднему "I; Этапу средневековья. "" В раннежелезном веке несколько иная этнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана, где обитало кочевое объ­единение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой об­щности найдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстан­ской, Атырауской и Мангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматского времени обнаружена за предела­ми Западного Казахстана, а именно, в Среднем и Нижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общности некоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вмес­те с тем савроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическую связь с андроновцами степной зоны. Таким обра­зом, в эпоху раннего железа на территории Казахстана мы сталкива­емся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским и скифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местных популяций андро-новской культуры, второго — потомки древних популяций срубной культуры. В общем по археологическим данным между казахстански­ми саками и савроматами прослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни6.