Сословная политика абсолютизма нашла свое выражение в манифестах, указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах.
Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Практически по своей прихоти, задумав обобщить законы, накопившиеся в стране, Екатерина пишет «Наказ», своеобразный свод передовой мысли того времени. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя.
Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г. Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.
Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.
Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о том, как заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центе внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они прежде всего делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.
Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом был объявлен конкурс на тему: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?».
На конкурс было подано 162 работы. Конкурсный комитет отобрал всего 17 работ, разделив их на три класса.
Французские философы Вольтер и Мармонтель в своих конкурсных работах подошли к решению вопроса с позиций естественных прав человека на свободу и собственность, связав воедино вопрос о праве крестьян на собственность с освобождением их от крепостного рабства (французские просветитель не делали разницы между рабством и крепостной зависимостью). «Дух собственности удваивает силы человека. Люди работают на себя и на свою семью с большей энергией и удовольствием, чем на господина. У раба, который является собственностью другого, мало склонности к женитьбе. К тому же он часто не хочет производить подобных себе рабов. Его мастерство подавляется, душа огрублена и его силы никогда не используются во всем их многообразии»,- так писал Вольтер в своей работе. Именно теоретические, просветительские исходные позиции этих работ, несмотря на непоследовательность, противоречивость и готовность к компромиссу с дворянством, не устраивали конкурсный комитет ВЭО, и он отнес эти работы к «третьему классу», как не заслуживающие премии и опубликования.
Антикрепостнической направленностью, сочувствием к крепостному крестьянину выделялись работы русских авторов, которые в своих конкурсных работах исходили из незыблемости крепостничества, неограниченности прав дворян на личность и имущество крестьян, дворянской собственности на землю. «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав... Наши крестьяне печальным своим примером могут доказать, сколь пагубно конечное угнетение для людей... Я не нахожу беднейших людей, как наших крестьян, которые не имея ни малой от законов защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но и самой жизни обидами и претерпевают беспрестанные наглости, истязания и насильства, отчего неотменно должны они опуститься и придти в сие преисполненное бедствий как для них самих, так и для всего общества состояние, в котором мы их теперь действительно видим»,- выдержка из работы А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России».
Первая премия была присуждена французскому ученому Беарде де Л’Абею. Для его работы, как и для работы лифляндского помещика фон Мека, характерно использование идей Просвещения в интересах дворянства и в целях сохранения существующего порядка, хотя они также ссылаются на то, что «самая большая государственная польза состоит в том, чтобы крестьянин имел совершенную в земле собственность.»[5].
Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг; как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе» депутатам Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса» в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи «просвещенного абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию.
Во время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.
Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.
Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.
От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма», а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю
С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.
1. Буганов В.И. «История России. Конец XVII-XIX век», М., 1995г.
2. Горский А.Д. ред. «Материалы по истории СССР» , М., 1989г.
3. Ключевский «О русской истории». М., 1993г
4. Платонов С.Ф. "Лекции по русской истории".
журнал "Родина" № 1 за 1993год.
5. Потемкин В.П. ред. «История дипломатии» М., 1941г.
[1] Словарь иностранных слов, Изд. «Русский язык» 1989
[2] А. М. Грибоевский. Записки о императрице Екатерине Великой
[3] Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 14.
[4] Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып.5. М.,1989
[5] Материалы по истории СССР. М., 1989г.