Смекни!
smekni.com

Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX века (стр. 3 из 4)

Дальнейшая узурпация общинных земель и установление колони­альной системы управления сопровождались усилением социальной дифференциации казахского общества. Значительная часть хозяйств, расположенная близ русских селений и городов, постепенно стала втягиваться в рыночные отношения. Это создавало почву для разло­жения кочевого хозяйства. В 70—80 гг. XIX в. усиливается отход обедневших казахов на различные промыслы и в горнодобывающую промышленность в поисках заработка.

В конце XIX— нач. XX в. в Кокчетавском уезде джатаки составля­ли 4,6, в северных волостях Атбасарского уезда — 5,3, в южных 7,9% от общего количества казахских хозяйств8. По своему социально-экономическому положению джатачество было формирующимся сельским пролетариатом. Из среды джатаков выросла и часть город­ского пролетариата. Находясь вне казахских общин, они рано приоб­щились к более прогрессивным формам экономики, одновременно теряя традиционные родовые связи. Джатачество способствовало углублению хозяйственной дифференциации кочевого аула, было посредником между аульной общиной и русскими переселенческими селениями и городами9.

В последней четверти XIX в. в Казахстане зародилось промыш­ленное производство. Еще в середине XIX в. было известно наличие в Казахстане многих видов полезных ископаемых. Начиная с 60-х гг. XIX в. российские предприниматели стали вывозить капиталы в Казахский край и создавать на базе ряда месторождений полезных ископаемых промышленные предприятия. В 70—80-х гг. довольно интенсивно развивалась промышленность по переработке сельско­хозяйственного сырья — маслодельная, кожевенная, мукомольная и др. Основными центрами обрабатывающих предприятий были Севе­ро-Западный и Восточный Казахстан. Значительного уровня разви­тия достигла кожевенная промышленность.

Зачатком химической промышленности можно считать Шымкент-ский сантонинный завод. Основанный в 1882 г. завод успешно экспор­тировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию и Японию. В южных районах, в Шымкенте и Туркестане в основном действовало несколько хлопкоочистительныхзаводов. Табачная про­мышленность была представлена двумя предприятиями небольшой мощности в г. Верном, основанными в 1875 и 1900 гг.

На Аральском море, на озере Карабаш, в Павлодарском уезде разрабатывались соляные месторождения. На Баскунчакском про мысле в 1867 г. было произведено 54 847, в 1870 г. — 1267 994, в 1880 — 2 800 000 пуд. соли.

В бассейнах р. Урал, Эмба, Иртыш, на Аральском и Каспийском морях значительного масштаба достигло рыболовство. Эта отрасль стала промысловой. Традиционными центрами рыбной ловли были озера Зайсан и Балхаш. Подавляющее большинство озер, где добыва­лась поваренная соль, находилось в северо-западной и западной части Казахстана. В Степном Северном округе (Акмолинская и северо-западная часть Семипалатинской области) соль добывалась на Большом Калкаманском, Малом Калкаманском, Джамантузском, Коряковских, Карасуйских, Чакчакских озерах'".

Сравнительно долго в Казахстане действовали мелкие, техничес­ки отсталые предприятия, которые по объему производства и коли­честву рабочих можно причислить к разряду ремесленных заведений. Но в конце XIX—нач. XX вв. на территории Казахстана действовали уже и относительно крупные предприятия, насчитывавшие по 300—500 рабочих: Спасский медеплавильный завод, Успенский рудник, Кара­гандинские копи, Экибастузские и Риддерские предприятия. Доста­точно развитой отраслью промышленности была горнодобывающая. Всего в Казахстане с 1855 по 1893 гг. было выплавлено 151 182 пуд. свинца, 883 пуд. серебра, 219 186 пуд. черновой меди, 484 542 пуд. чистой меди.

Промышленность Казахстана, особенно горнорудная, угольная и нефтяная стала объектом внимания иностранных капиталистов. Спасско-Успенские, Атбасарские медные, Риддерские рудники, Ка­рагандинские и Экибастузские каменноугольные копи, ряд нефтяных месторождений были проданы иностранным капиталистам. Держа­телями акций Акционерного общества Спасских медных руд были промышленники США, Германии, Бельгии, Швеции и др. стран.

С развитием промышленности связано и формирование местного рабочего класса.

Развитие российского капитализма вширь, его продвижение в национальные окраины, эксплуатация богатейших источников сырья, расширение рынков сбыта сопровождались созданием разветвлен­ной сети банковских филиалов и кредитных учреждений".

Кредитная система Казахстана как часть финансовой системы Российской империи состояла из отделений Государственного банка, филиалов коммерческих банков, банков среднекапиталистических слоев города (общество взаимного кредита и городских обществен­ных банков), а также кредитной кооперации и других учреждений мелкого кредита. Отделения Государственного банка на территории Казахстана возникали прежде всего в центрах торгово-промышлен­ной деятельности края: Уральске (1876 г.), Петропавловске (1881 г.), Семипалатинске (1887 г.), Омске (1895 г.), Верном (1912 г.). Из 57 филиалов Сибирского торгового банка в районах Казахстана функци­онировало семь, т. е. 12,3%. Второе место по числу филиалов на территории края занимал Русский торгово-промышленный банк, имевший большие вложения в кредитование торгового оборота. Им были открыты отделения в Петропавловске (1904г.), Верном (1908 г.), Кустанае (1909 г.), Уральске (1909 г.), Павлодаре (1916 г.). Первое место среди областей Казахстана по количеству кредитных учрежде­

ний занимала Акмолинская область. Из девяти крупнейших петер­бургских коммерческих банков наибольшее число филиалов на тер­ритории Казахстана имел Сибирский торговый банк, учрежденный в 1879 г.12

Развитие капиталистических отношений оказало существенное влияние и на развитие торговли. Российский торговый капитал проникал в самые отдаленные районы края, еще теснее связывая местное скотоводческое хозяйство с рынками России, Средней Азии, Западной Европы. Основным объектом торговли оставался скот. Каждое лето только через Сарысуский уезд в центр России из Акмо-линского, Каркаралинского и Сарысуского уездов перегонялось до 60 тыс. голов крупного рогатого скота и до 200 000 овец. Во всевозраста­ющих размерах вывозился хлеб. Крупными центрами торговли хле­бом стали города: Уральск, Оренбург, Семипалатинск. В 80-х гг. XIX в. только в Семипалатинске скапливалось до 380 тыс. пуд. пшеницы и до 500 тыс. пуд. пшеничной муки, в Павлодаре — до 200 тыс. пуд. зерна. Принимая во внимание прибыльность продажи и вывоза в смежные районы хлеба местные капиталисты вкладывали свои средства именно в мукомольную промышленность, в которой в начале XX в. была достигнута наибольшая концентрация капитала.

Во второй половине XIX — нач. XX в. местные купцы стали практиковать новую форму торговли — ярмарочную. Наиболее круп­ными ярмарками считались Куяндино-Ботовская в Каркаралинском уезде, Таинчикульская в Петропавловском, Константиновская в Ак-молинском, Петровская в Атбасарском, Каркаринская в Верненском уездах, обороты которых достигали внушительных размеров. Объем торговых сделок в самой крупной из них Куяндино-Ботовской в конце XIX в. составлял до 3 млн. руб.13 Главными товарами привоза были скот и продукты животноводства. На крупных ярмарках Акмолин-ской области Константиновской и Таинчикульской — такие товары составляли в общем обороте 76 и 87,4%'4. По количеству ярмарок ведущее положение занимала Семипалатинская область". Стабиль­ность ярмарочной торговли объяснялась недостаточным развитием путей сообщения, препятствовавшим установлению более устойчи­вого торгового обмена между главными поставщиками скота — ко­чевниками и крупными «скотопромышленниками», а также сложив­шимися традициями ярмарочной торговли, с условиями торговли которых кочевник достаточно был знаком, кочевым образом жизни коренных обитателей степи.

Развитию промышленности и внутренней торговли во многом способствовало строительство железнодорожных линий, соединив­ших Казахстан с Сибирью и другими районами Российской империи. За последнее десятилетие XIX в. в Казахстане было построено 482 версты рельсовых линий.

Во второй половине XIX в. Казахстан вел традиционную торгов­лю с Узбекистаном. Ташкент, расположенный на стыке Казахстана и Средней Азии, был центром, в который стекались товары не только из южных районов края, но и из Китая, Индии и т. д. Большие базары Шымкента, Сайрама, Манкента, Туркестана притягивали торговцев из многих районов Центральной Азии.

Казахская степь была транзитом в торговле с Монголией. В I860 г. в Урге (Улан-Батор) учредили первую российскую коммерчес­кую фирму, с которой установили деловые контакты купцы Восточ­ного Казахстана. Центром торговли Казахстана с Монголией стал г. Семипалатинск.

Территориальная близость Казахстана с Синьцзяном и взаимная выгода в торговом обмене побуждали Россию и Китай поддерживать эти связи. Крупным центром торговли казахстанских купцов в Синь-цзяне стал г. Кульджа, владевший огромными караван-сараями в Джинхо, Урумчи, Манасе, Аксу, Карашаре, Хами, Турфанем Кашга-рс.

В торговле с западными районами Цинской империи немаловаж­ная роль принадлежала казахским купцам'7. Объем и формы казах­ско-китайской торговли во многом зависели от характера политичес­ких взаимоотношений России с Китаем и ситуации в пограничной зоне, хотя основные условия приграничной торговли были оговоре­ны Петербургским договором 1881 г.