Смекни!
smekni.com

Средневековые государства на территории Казахстана (ХIV-XV века) (стр. 5 из 5)

Существовавшая улусная система общественной организации на- селения позволяла кочевникам иметь в общинном владении опреде­ленную территорию с пастбищными угодьями и водоемами, предот­вращала столкновения сдругими улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и соответствующие им терри­тории имели все члены правящей династии (огланы, султаны, мир­зы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы (улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права (тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие земли, встречавшиеся в земл едельческих оази­сах, вакф— земли мусульманских учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах Казахстана. Более упоря­доченной стала система взимания налогов и податей с оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал раз­личные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.

Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования, объединения, становления тюркскихлитературных язы­ков трех основных диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские элементы.

На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские пес­ни) сохранились в памятнике кыпчакского языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становил­ся господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.