Перестройка деятельности научных учреждений |
Советское государство сумело преодолеть огромные хозяйственные трудности, которые обрушились на него в первые месяцы войны, и найти необходимые материальные и трудовые ресурсы для решения стоящих перед военной экономикой задач. В борьбу за усиление военно-экономической мощи страны внесли свой вклад и советские ученые. За годы войны Советской власти были созданы также научные учреждения, способствовавшие развитию экономики и культуры национальных республик. На Украине, в Белоруссии и Грузии успешно вели работу республиканские академии наук.
Начавшаяся война не дезорганизовала деятельность науки, а лишь во многом изменила ее направление. Созданная за годы войны Советской власти мощная научно-техническая база, разветвленная сеть исследовательских учреждений, квалифицированные кадры обеспечили возможность быстро направить работу советской науки на удовлетворение нужд фронта.
Многие ученные ушли на фронт с оружием в руках защищать Родину. Из числа сотрудников одной только Академии наук СССР в ряды армии вступила свыше двух тысяч человек.
Перестройка работы научных учреждений облегчилась высоким уровнем исследований и связью науки с ведущими отраслями народного хозяйства и военной промышленностью. Еще в мирное время в работах исследовательских учреждений военная тематика занимала определенное место. Разрабатывались сотни тем по заданиям наркоматов обороны и военно-морского флота. Академии науки, например вела исследования в области авиационного топлива, радиолокации, защиты кораблей от мин.
Дальнейшему расширению контактов науки с военной промышленностью способствовали и то, что в результате эвакуации исследовательские учреждения оказались в центре экономических районов страны, в которых было сосредоточено основное производство вооружения и боеприпасов.
Вся тематика научных работ сосредотачивалась в основном в трех направлениях:
Уже к осени 1941 года крупнейшие научно-исследовательские центры страны подготовили свои предложения по этим вопросам. В начале октября вице-президент Академии наук предоставил в руководящие органы тематические планы работы академических институтов.
Мобилизуя силы на решение проблем, имеющих оборонное значение, научные учреждения выработали новую организационную форму работы - специальные комиссии, каждый из которых координировала деятельность нескольких крупных коллективов ученных. Комиссии помогали оперативно решать многие вопросы военного производства и научно-технической помощи фронту, теснее увязывали работу исследовательских учреждений запросами военной экономики.
Средняя и высшая школа |
В условиях войны жизнь советской школы не была приостановлена, но ее работникам приходилось трудиться коренным образом изменившейся и чрезвычайно сложной обстановке. Особые трудности выпали на долю учительства западных районов Союза. Из местностей, которым угрожал враг, были эвакуированы на восток страны оборудование сотен школ, техникумов, тысячи учащихся и преподавателей, число которых резко сократилось. Уже в первые дни войны в действующую армию вступили в Белоруссии около 10 тыс. человек, в Грузии - свыше 7 тыс., в Узбекистане - 6 тыс. На оккупированной территории Украины, Белоруссии и Прибалтийских республик, в западных районах РСФСР многие бывшие преподаватели участвовали в партизанской борьбе. Немало учителей погибло.
Даже в осажденных фашистами городах, как правило, продолжали свою работу многие школы. Даже в тылу у врага - в партизанских краях и зонах - функционировали школы (главным образом начальные).
Фашисты уничтожили материальные ценности школ, учебные здания, превращали школы в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию.
Оккупанты закрыли почти все вузы прибалтийских республик. Жестоким преследованиям подверглась основная часть профессорско-преподавательского состава не успевшая эвакуироваться. Тяжелое время наступило для вузов осажденных городов. Во время воздушных нападений немецкая авиация повредила здание Ленинградского университета. В течении долгих зимних месяцев университет не отапливался, не имел электричества, воды, оконные стекла заменяла фанера. Но студенческая и научная жизнь вуза не замерла: здесь по-прежнему читались лекции, шли практические занятия и даже защищались диссертации.
Обеспечение материальных нужд народа |
Перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики коренным образом изменили привычный уклад жизни населения в тылу. На советскую землю вместо растущего благосостояния пришли постоянные спутники войны - материальные лишения, бытовые невзгоды. После первых полутора лет вооруженной борьбы на советско-германском фронте общий объем национального дохода страны по сравнению с 1940 годом упал на 34%, а военные расходы увеличились за то же время почти в четыре раза. Такой важный показатель народного благосостояния в структуре национального дохода, как накопление, снизился в1942 году почти в четыре раза и к концу войны составлял лишь две трети довоенного уровня.
На население деревни, непосредственно связанное сельским хозяйством, система нормированного распределения продовольственных и промышленных товаров не распространялась. Хлеб от государства получала только сельская интеллигенция - врачи, учителя, а также работники районных учреждений. В тех районах, где преобладала производство технических культур, крестьяне приобретали продовольствие в магазинах потребительской кооперации по нормам, установленным в зависимости от количества сданной государству продукции. Общая численность гражданского населения, находившегося на снабжении продовольственными товарами, составила в марте 1943 года - 50 млн.
Была введена карточная система. Соотношение обычных норм снабжения работников промышленности продуктами питания, кроме хлеба, и норм повешенных и особо повышенных, было примерно следующим (в месяц в кг):
Нормы | Мясо, рыба | Жиры | Крупа, макароны | Сахар и конди-терские изделия |
Обычные | 1,8 | 0,4 | 1,3 | 0,4 |
Повышенные | 3,2 | 0,9 | 2 | 0,5 |
Особо повышенные | 4,5 | 1 | 3 | 0,5 |
Культурно-просветительные учреждения |
Заметный вклад в дело борьбы с врагом внесли и культурно-просветительские учреждения: библиотеки, музеи, дворцы культуры, клубы и избы-читальни. Условия их деятельности резко изменились. Значительная часть этих учреждений ушла на фронт. Часть зданий клубов, музеев, библиотек в тыловых и прифронтовых областях было занята под госпитали, военные учреждения и предприятия. Многие культурно-просветительские учреждения эвакуировались или оказались на оккупированной врагом территории. В начале войны число клубных учреждений в стране сократилось с 118 тыс. до 59 тыс., массовых библиотек - с 95 тыс. до 48 тыс.
Литература и искусство |
Работники литературы и искусства в условиях войны подчинили свое творчество интересам защиты Родины. Они помогали партии нести в сознание сражающего народа идеи патриотизма, высокого нравственного долга, звали к мужеству, беззаветной стойкости.
963 человека - более трети состава Союза писателей СССР - ушли в армию военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, политработниками, бойцами и командирами Красной Армии. Среди них были писатели разных поколений и творческих биографий: Вс. Вишневский, А. Суриков, А. Фадеев, А. Гайдар, П. Павленко, Н. Тихонов, А. Твардовский, К. Симонов и многие другие. Многие писатели работали во фронтовой и армейской печати. Война воспитала целое поколение писателей и журналистов-фронтовиков. Это К. Симонов. Б. Полевой, В. Величко, Ю Жуков, Е. Кригер и другие, показавшие себя мастерами военного очерка и рассказа. Писатели и журналисты, находившиеся на фронте, свои статьи, очерки и рассказы писали зачастую прямо с передовой и разу же передавали написанное в фронтовую печать или на телеграфные аппараты для центральных газет.