Смекни!
smekni.com

Старовавилонское царство (стр. 3 из 5)

Государство, осуществляя своп функции по поддержанию общественной стабильности, держало в своих руках и под своим контро­лем и эту часть экономической структуры общества. Междуна­родный товарообмен был одним из наиболее значимых звеньев в деятельности государственного аппарата. Для этой торговли государство использовало излишки продуктов, которыми оно располагало. Различные привозные товары, которые поступали в обмен на эти продукты в казну, расходовались на нужды госу­дарства н частично распределялись между администрацией и персоналом государственного хозяйства. Тамкары (торговые агенты) и другие официальные лица, запятые в международном обмене, по-видимому, постепенно привлекали к этой торговле свои частные ресурсы и пытались наряду с исполнением своих служебных обязанностей делать собственный бизнес.

Международный товарообмен (государственный и частный был неэквивалентным, цены в нем были стихийными, не имели прямого отношения к производственным затратам; караваны, груженные одними и теми же товарами, постоянно ходили по одним и тем же маршрутам, привозя обратно то, что нужно. Частный международный товарообмен развивался под укрытием государственного, перенимая его методы и используя его воз­можности. Наряду с частным международным товарообменом развивался и внутренний частный товарообмен, но в очень огра­ниченном масштабе. Годы природных катастроф и неурожаев, видимо, вызывали временное усиленно товарно-денежных тен­денций в экономике, но с преодолением кризисов все возвраща­лось к исходной позиции. Частная торговля и Месопотамии старовавилолонского периода сводилась к отдельным случаям купли-продажи необходимого в хозяйстве или предметов роскоши. Эта торговля не была основана на товарном производство, н доходы от нее, как правило, в производство не поступали.

Хотя страна уже не делилась на независимые номы, но и в это время, как и в предыдущий период, Месопотамия могла по нраву называться «страной множества городов». Очи были раз­бросаны но берегам Тигра и Евфрата, на местах слияния круп­ных каналов. Некоторые из них насчитывали ужо не одну сотню лет истории, такие, как Ниппур, Киш, Синнар, Ур, Урук; были и более новые— Иссин, Ларса, и такие, чья история была только впереди, как у Вавилона. Города эти занимали своими построй­ками площадь 2—4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города обычно помещался храмовой комплекс» обнесенный стеной, со ступенчатой храмовой башней—зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других важнейших бо­жеств; здесь же располагались дворец царя или правителя к основные хозяйственные строения государственного хозяйства. Остальная часть города была занята домами горожан и другими постройками, среди которых встречались храмики мелких божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5—3 м. На берегу роки пли канала, около которых вырос город, находилась гавань, где размещались купеческие ладьи и барки; здесь же, на площади, примыкавшей к гавани,. происходила, видимо, н торговля. Жизнь горожан была сосредо­точена вокруг многочисленных храмов и дворца, где многие из них служили в качество чиновников, воинов, жрецов, ремеслен­ников и торговцев. Имущественное положение и жизненный уровень большинства горожан но очень сильно различались.

Городская усадьба чаще всего состояла из жилого дома и участка незастроенной земли. Размеры отдельных домов колеба­лись в пределах 35—70 кв. м, многие имели два этажа (в пер­вом находились хозяйственные помещения, второй представлял жилую надстройку). За сохранностью стены, разделявшей сосе­дей, они следили совместно. Другим гидом имущества многих горожан были финиковые сады; располагались они или в окрест­ностях городов, или к сельских поселениях, находившихся не­подалеку. Площадь садов по превышала чаще всего одного гек­тара. Горожане, основным занятием которых были служба или ремесло, часто не занимались сами садовыми работами, а сдава­ли свои участки в аренду за месяц - два до сбора фиников про­изводился осмотр пальм, с тем чтобы определить ожидаемый урожай. На основании предварительной оценки составлялся письменный договор, согласно которому садовник должен был представить хозяину сада определенное количество фиников.

Основным продуктом питания горожан, как и сельских жи­телей, был хлеб. Хлеб, по выражению, употребляемому в одном из писем того времени из Южной Месопотамии, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном и в конечном счете — благосостояние всех горожан. Жизнь горо­дов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных ра­бот. Горожане, связанные с государственным хозяйством, полу­чали за свою службу наделы обычно в 2—4 га и лишь в исклю­чительных случаях порядка десятков гектаров. Некоторые горо­жане кроме служебных наделов, по-видимому, имели наделы земли в сельских общинах на правах членства в них. Кроме по­лей этих двух типов—надельных и общинных—некоторым го­рожанам принадлежали крупные земельные владения, о проис­хождении которых у нас нет достаточно точных сведений. Воз­можно, что это были пожалования крупным чиновникам или лицам, близким царю. Ноля, так же как и сады, горожане редко обрабатывали сами, чаще они сдавали их в аренду земледель­цам, жителям сельских поселений, на территории которых рядом с общими землями располагались обычно служебные наделы. Участки, сдавались в аренду либо за твердую плату, либо из доли урожая, чаще всего из одной трети.

Скота большинство горожан не держало (или лишь немного овец, рабов). Большинство рабов были чужезем­цами—либо пригнанными местными воинами в плен, либо при­веденными; торговцами из других городов, где они попали в раб­ство также, вероятно, в результате пленения. Раб стоил пример­но 150—175 г серебра, рабыня—несколько меньше. В боль­шинстве случаев рабы выполняли работу, в том числе производ­ственную, наравне с другими членами семьи и по своему право­вому положению были близки малолетним, находящимся под патриархальной властью главы дома.

Таким образом, имущество, позволявшее горожанину прокор­мить себя и свою семью, сводилось к небольшому дому с самой необходимой мебелью и хозяйственной утварью и небольшому полевому участку, либо принадлежавшему ему как члену какой-либо сельской общины, либо данному ему храмом или государ­ством в пользование (кормление) за службу; иногда к нему добавлялась маленькая финиковая роща.

Другим источником доходов горожан были натуральные выдачи: храм и дворец снабжали некоторых своих служащих не земельными наделами, а продуктами—зерном, шерстью, расти­тельным маслом, иногда небольшим количеством серебра. Кроме того, выдачи продуктов, часто в значительных размерах, произво­дились во время храмовых праздников.

Во всех старовавилонских городах и в большинстве селении: имелись храмы. Храм в древней Месопотамии, как и в других. древних обществах, был не только местом почитания божества, но и одним из важнейших компонентов социально-экономической структуры государства. Действуя среди группы населения, на­ходящегося в сфере его влияния, храм мог в случае необходи­мости оказать поддержку как самым бедным семьям — помогая им избавиться от разорения, а в критических случаях и просто избежать голодной смерти,—так и наиболее обеспеченным кру­гам, предоставляя им удобные возможности для помещения и сохранения «излишков» имущества.

С древнейших времен одной из важных социальных функций храма была роль «дома призрения» для лиц, которые оказались отвергнутыми строго регламентированным во всех отношениях древним обществом из-за своей неполноценности (физической пли социальной),—для одиноких женщин, инвалидов, престаре­лых, детей — брошенных или осиротевших. В периоды экономи­ческого кризиса (во Гиты, неурожаи) бедняки посвящали п храм престарелых и больных членов семьи, подбрасывали детей, ко­торых не в состоянии были прокормить. Главной причиной посвя­щений такого рода было стремление избавиться от лишних ртов, от неполноценных членов семьи, которые не могли работать в полную силу, а внешне это принимало форму дара божеству от поклоняющегося ему. В периоды стабилизации и экономического подъема увеличивалось число посвящаемых в храм от богатых семей. Многие наиболее богатые семьи отдавали в храмы своих дочерей. И здесь соображения чисто религиозные переплетались с экономическими мотивами. Входя в храмовую обитель, девуш­ка забирала снос приданое, пользовалась им и, живя в обители, даже увеличивала его посредством различного рода деловых опе­раций, а после се смерти имущество возвращалось обратно в от­цовский дом. Роль храма как социального центра проявлялась и в том, что именно храм выкупал общинников, попавших в плен во время царского похода, если у них дома не хватало средств на выкуп.

Чрезвычайно важной была роль храма как места разрешения различного рода споров. Здесь давали показания свидетели, здесь. . перед лицом божественных символов выигравшая сторона вво­дилась в свои права.

Кроме крупных и мелких городов на территории Месопотамии встаровавилонский период существовало много небольших сель­ских поселении, расположенных по берегам рек и каналов, соеди­нявших города друг с другом. Сами постройки в таких поселе­ниях занимали площадь в несколько гектаров и состояли из домов, сложенных из кирпича-сырца, а часто и из тростниковых плетенок, обмазанных глиной. Население их составляли от пяти — десяти до нескольких сот человек, основным занятием которых было земледелие. В качестве главной сельскохозяйственной куль­туры выступал ячмень, средний урожай которого, при редком рассеве, в этот период составлял примерно 12,5 ц с гектара. Пшеницу сеяли нечасто, она не выдерживала все усиливавшегося засоления почвы. Выращивали также финики, лук» бобовые растения.