Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда простиралась от сибирской реки Обь на востоке до Дуная на западе и от заволжских лесов на севере до Азербайджана и Хорезма на юге. На этой огромной территории обитали многие народы, говорившие в основном на тюркских языках. Общим названием кочевых жителей Золотой Орды стало слово «татары». Кроме татар ордынским ханам подчинялись башкиры и ханты, молдаване и волжские булгары, марийцы и мордва, удмурты и народы Северного Кавказа; вассальным владением Орды стали русские земли. Первоначально Золотая Орда (Улус Джучи) входила в состав громадной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первые десятилетия ее существования считались подчиненными верховному хану в Каракоруме. Как русские князья ездили к ним за ярлыками, так и сами ордынские правители получали в Монголии ярлык на право царствовать в Улусе Джучи. Однако со временем империя распалась на несколько враждующих государств- улусов. Хан Улуса Джучи Менгу-Тимур в 1266 г. Впервые приказал отчеканить на монетах свое имя вместо имени главного все монгольского государя. С этого времени можно отсчитывать самостоятельное существование Золотой Орды. Во главе западной части этого государства стоял хан из потомков Бату, на востоке правили зависившие от него наследники Орду (брата Бату). Русь непосредственно соприкасалась и контактировала с западной половиной Улуса Джучи. Сначала монголы организовали управление этой подвластной им территории в соответствии со своими привычными порядками. Завоеванные степи были распределены между братьями Бату и превратились в удельные владения. Удельные правители выставляли для ханского войска определенное количество вооруженных всадников и отчисляли в ханскую казну часть податей, собираемых с населения удела. В XIV в Золотая Орда была разделена на четыре большие провинции, которые тоже назывались улусами. Наместники этих провинций (улусбеки) являлись командирами больших армий и одновременно ведали всеми вопросами управления в подвластных районах. Всей ордынской армией командовал военачальник - беклярибек. Он считался главой кочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. Время от времени могущество беклярибеков (Ногая, Мамая, Едигея) усиливалось настолько, что они назначали ханов по своему усмотрению. По мере развития гос-го строя в З.О. усиливалось чиновничество. В этой части своей империи монголы взяли за образец администрацию мусульманских государств Средней Азии. В соответствии с этими образцами при хане появился везир, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Везир и возглавляемый им диван (гос-ный совет) распоряжались налогами, финансами, торговлей. Именно в канцелярии дивана хранились девтери - податные списки, по которым взимался «выход» (дань) с русских княжеств. Внешней политикой занимались обычно хан со своими ближайшими советниками и беклярибек. Золотая Орда долгое время была самым сильным гос-вом Восточной Европы, потому от отношений с ней зависели судьбы многих стран. С ханским двором пытались завязать дружественные контакты европейские короли и Папы римские, византийские императоры и турецкие султаны. Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - все это создавало мощь ордынской державы. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила апогей своего могущества. Рассвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека (правил в 1312 - 1342 гг.) и его сына Джанибека (1342 - 1357 гг.). Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам. Однако сами монголы в большинстве своем оставались язычникаими-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начинал поклоняться Христу или Аллаху, это ни кого не задевало и считалось часным делом.
К середине XIV в. в Золотой Орде существовало более ста городов. Ордынское правительство было заинтересовано в бесперебойном движении караванов, в работе рынков, наполнении страны товарами, а казны - доходами от торговых пошлин. Другие города были основаны самими монголами. Дело в том, что в Орде становилось все больше чиновников. Они не могли кочевать в след за ханскими стойбищами. Работа над административными делами требовала спокойной обстановки и места для хранения документов, а походные юрты не очень подходили для этого. Обычно для такого города выбирались местности, где хан или улусбек останавливались на зимовку. Именно таким образом появились обе столицы Золотой Орды - Сарай (слово «сарай» по - татарски означает «дворец»), основан при Бату, и Новый Сарай, который построил Узбек. Некоторые города, возникшие в ордынский период, до сих пор существуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др. При Узбеке и Джанибеке Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, карквон-сараи (постоялые и торговые дворы), богатые кварталы знати и купечества, все более многочисленные поселения ремесленников превращали их в сосредоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира. В XV в., когда Золотая Орда ослабла и распалась, на ее территории возникло несколько самостоятельных государств. Самым важным из них для дальнейшей судьбы татар оказались Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирское ханства. Все они имели приблизительно одинаковое устройство. Во главе государства стоял хан из потомков Чингис-хана; подвластные ему земли делились на улусы под управлением знатных владетелей-мурз, которые собирали подати (ясак) с зависимого населения.
Инкультурация: т.е. вхождение тюрского этноса в культуру славянского этноса :
- ассемиляция с тюрским этносом;
- появление новых ремесел;
- массовая миграция населения;
- сокращение численности населения;
- утрата ремесел;
- в языке - заимствование новых слов;
- становление русской государственности;
- система «делегирования» правительства;
- защита Запада от монголо-татар;
- расовая дискриминация.
- оседлый образ жизни;
- ассимиляция со славянским этносом;
- появление ремесел;
- формирование государства (Золотая Орда);
- контроль за всей сферой жизнедеятельности славянского этноса.
Становление русского самосознания началось с древнейших времен и продолжается по сей день. Оно заключается в любви к своей земле, в уважении к делам отцов и предков, в любви к работе и делу, в служении своему народу. Особенно на формы развития самосознания влияют трудные периоды в жизни народа. Для русских людей таким периодом стало монголо-татарское иго.
У России было мощное государство равное всем другим народам - Киевская Русь. Но распри и междоусобицы разрушили это мощное государство.
Тень варварства, омрачившая горизонт России скрыла от нас Европу в то самое время, когда народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собой для взаимной защиты от внешних врагов, развивалось мореплавание и торговля, возникали университеты, нравы смягчились, дворянство стыдилось разбоев, в людях зарождалось милосердие, великодушее, честь. Россия направила все свои силы на борьбу с татарами.
Нашествие Батыя могло вообще загасить последнюю искру жизни великого народа.
От времен Василия Ярославовича до Иоанна Калиты, в государстве правила только сила. Грабили все кто только мог: не только чужие, но и свои, не было безопасности «ни в пути ни дома». Выход из этого положения был один - прибегнуть к жестокости.
Дмитрий установил смертную казнь, т.к. не видел другого способа устрашить преступников. Нет сомнения что жестокие казни ведут к ожесточению сердец. Во времена правления Ярослава русский человек знал побои только в драке, татарское иго ввело телесные наказания: за первую кражу -клеймили, за вину перед государством - секли кнутом.
Россия видела много жестокости в разные исторические эпохи, но во времена правления монголо-татарского ига мы видим черты княжеской и народной злобы; чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах людей производят мрачную суровость во нравах. И в то время, когда Европейские народы двигались вперед - русские напрягали силы для того, чтобы не исчезнуть вообще.
Но период монголо-татарского ига не только нанес ущерб Руси. Он и помог ей собраться в единое мощное государство Московское. Да, татары разрушили города, забрали себе ремесленников и специалистов, просто забрали людей в рабство. Но, они и не остались на нашей земле, а вернулись к себе, обложив русских данью.
А если бы пришли шведы, немцы. Они бы не ушли, и не было бы единого государства. И русские вообще перестали бы быть русскими. Татары не тронули и веры, и церковь сохранила русский дух.
Татары приучили русских к необходимости единой сильной власти, заложив основу Русской империи.
В тоже время происходило деление на русских, украинцев и белорусов.
Обогатила русских людей и торговля этого периода. Торгуя своими богатствами с немцами, греками и др. русские их товары отдавали в орду, а из орды доставались и восточные достижения, которые попадали к немцам и др.