1. Тептярями первоначально (с конца XVII в.) называлась группа нерусских «припущенников» на башкирских землях независимо от их этнической принадлежности. Основу этой группы составили казанские татары, смешивающиеся с башкирами (через браки) и ассимилировавшие чувашей. В конце XIX - нач. XX в. тептяри потеряли былую обособленность и стали называться татарами.
2. Наименование групп условные по географическим или административным названиям районов их проживания. Подробнее сведения о них: Д.М.Исхаков «Этнографические группы татар Волго-Уральского региона». Казань, 1993, 173 с., карты, список использованной литературы.
3. Гунны - древнетюркские племена Центральной Азии известны как соседи Китая в последние века до н.э. В IV в. н.э. появляются в Европе, способствуя «великому переселению народов».
4. Хазары - тюркские племена, создавшие первое раннефеодальное государство на территории Юго-Восточной Европы (VII-X вв.).
5 Волжская Булгария - первое раннефеодальное государственное объединение Северо-Восточной Европы, расположенное по среднему течению Волги и в Закамье (X-XIII вв.).
6. Золотая Орда - крупнейшее средневековое государство Евразии, образовано в 1243 г. Достигнув в первой половине XIV в. расцвета своей культуры в 30-40-х годах XV в. Золотая Орда пришла к окончательному упадку.
7. Казанское ханство (1445-1552 гг.) - феодальное государство, возникшее в Среднем Поволжье после распада Золотой Орды. Завоевано Русским государством.
8. Астраханское ханство (1459-1556 гг.) - феодальное государство на Нижней Волге, столица г.Астрахань - крупный центр транзитной торговли.
9. Сибирское ханство (1429-1582 гг.) - феодальное государство, располагавшееся между Уралом и Иртышом, со столичными в разное время городами Тюмень, Кашлык, Тобольск.
10. Оренбургское духовное собрание - орган управления мусульман, открыто в 1788 г., с центром в г.Уфе.
11. Джадидизм, то есть «новый метод», от ысул и джадид.
12. Г.Утыз-Имади (1754-1834 гг.), поэт и ученый богослов, в своем программном сочинении “Мухаммат аз-заман» (Задачи времени) (1820 г.) призывал просвещенных соотечественников отказаться от противостояния новшествам, высказываясь в пользу культурной, просветительской деятельности среди народа.
13. Абу-Наср ал-Курсави (1776-1812 гг.) был первым религиозным деятелем среди татар, выступивших против исламской схоластики.
14. Шигабуддин Марджани (1818-1889 гг.) - богослов, историк, просветитель. Его целью было преобразование сознания мусульман. Он призывал к очищению Ислама от позднейших наслоений и предлагал руководствоваться иджтихадом.
15. Ризауддин Фахрутдинов (1858-1936 гг.) - журналист, историк, богослов, писатель, видный деятель Духовного управления (с 1922 по 1936 гг. - муфтий), является автором 147 книг и более 300 статей.
16. Муса Ярулла Биги (1873-1949 гг.) - богослов, публицист и общественный деятель, автор многочисленных работ по Исламу. Был глубоко вовлечен в политическую жизнь мусульман России, будучи секретарем всех мусульманских съездов, проходивших в 1905-1917 гг. Поэтому он глубоко осознавал роль Ислама как политической силы.
17. Габдулла Буби (1871-1922 гг.) - богослов, просветитель, возглавлял известное Бубьинское медресе (с 1900 г.).
18. Зняуддин Камали (1873-1942 гг.) - богослов, философ, преподаватель, возглавлял знаменитое медресе «Талия» в г.Уфе (с 1906 г.).
19. Поэма «Кыйса и Йосыф» написаны в XIII в. Ее автор Кул Гали погиб во время монгольского завоевания Волжской Булгарии в 1236 г.
20. Каюм Насыри (1825-1902 гг.) - педагог, ученый, просветитель.
21. Шакирды - учащиеся мектебе и медресе.
22. Подробно о хозяйстве татар можно узнать из книги Н.А.Халикова «Хозяйство татар Поволжья и Урала» (середина XIX - начало XX вв.). “Историко-этнографический атлас татарского народа”. - Казань, 1995; 195 с. + 35 карт.
23. Мунажаты - это четверостишия, чаще всего религиозного содержания, исполняемые на определенный мотив.
24. Байты - один из жанров татарского устного народного творчества. Его слагали, слагают и сейчас по случаю какого-нибудь трагического события в жизни отдельного человека, в частности, смерти близкого. Стало много байтов, посвященных одинокой старости, тоске о детях, живущих вдали от матери и т.д. Кстати, наблюдения показывают, что сочинение байтов - удел женщин, как правило, одиноких. В народе много байтов, сложенных по случаю разрушения мечетей, уничтожения минаретов - манара бэете.
Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан, 1997-2000 гг.