К концу июля в состав Сталинградского фронта входило 38 дивизий. Только 18 из них имели полный состав, 6 имели от 2,5 до 4 тысяч человек, а 14 – от 300 до 1000 человек. Этими малочисленными войсками пришлось развернуться на 530-километровом фронте. Всего в составе фронта насчитывалось 187 тысяч человек, 360 танков, 337 самолетов, 7900 орудий и минометов.
Против фронта неприятель сосредоточил 250 тысяч человек, около 740 танков, 1200 самолетов, 7500 орудий и минометов. Таким образом, соотношение сил составляло: по людям – 1,4:1, по орудиям и минометам – 1:1, по танкам – 2:1, по самолетам – 3,5:1 в пользу противника.
В дальнейшем из-за упорного сопротивления наших войск на подступах к городу противник вынужден был перебросить с кавказского направления 4-ю танковую армию и дополнительно развернуть часть сил других армий.
Главные силы 6-й армии Паулюса и 4-й танковой армии Гота нацелились на Сталинград. В их состав входило окружение войск Сталинградского и Юго-Восточного фронтов и выход к Волге.
21 августа танки Гота вклинились между 64-й и 57-й армиями на 15 километров. Создалась угроза прорыва Гота с юга к Сталинграду.
Командующий А. И. Еременко перебросил на угрожаемый участок четыре истребительных противотанковых артиллерийских полка и 56-ю танковую бригаду. Эти части помогли остановить наступление Гота, но их переброска ослабила оборону 62-й и 4-й танковой армий, в стыке которых 6-я армия Паулюса подготовилась к наступлению на Сталинград с запада.
23 августа 1942 года противнику удалось прорвать оборону 62-й армии на участке Вертячий, Песковатка. В образовавшийся прорыв ринулись немецкие пехотные, моторизированные и танковые дивизии. Им удалось выйти к Волге севернее поселка Рынок. 62-я армия была отрезана от основных сил Сталинградского фронта, вследствие чего ее передали в состав Юго-Восточного фронта. Это был самый драматический день города. Чтобы вызвать панику и ворваться в город, днем 23 августа немцы бросили на город армаду бомбардировщиков. За день было совершено около двух тысяч бомбардировочных вылетов. Огромный город, протянувшийся на 50 километров вдоль Волги, был объят пламенем многочисленных пожаров. Горе и смерть вошли в тысячи семей. Огнем воздушной артиллерии было сбито 120 самолетов противника. Бомбардировка продолжалась до темноты.
Утром 24 августа противник перешел в наступление на Тракторный завод, но безуспешно. Началась многомесячная оборона города и бои за его освобождение.
Враг не мог захватить Сталинград, как это намечалось командованием вермахта, к 25 июля. Несмотря на то, что в боевые порядки Сталинградского фронта был вбит клин танками Гота, ворваться в город противнику не удалось.
Еще с осени 1941 года население Сталинграда активно готовилось к обороне. Строили убежища и щели, армия создавала оборонительные рубежи. Так были созданы внешний, внутренний и средний обводы, летом 1942 года силами населения началось сооружение четвертого оборонительного обвода непосредственно на окраинах города.
Всего на дальних и ближних подступах к Сталинграду было построено 2750 километров окопов и ходов сообщения, до 1860 километров противотанковых рвов и оборудовано до 85 тысяч различных площадок и позиций для огневых средств. Это были сооружения полевого типа, но в ходе боев за Сталинград они сыграли не малую роль.
В создавшейся тяжелой обстановке началась эвакуация женщин и детей на левый берег Волги. За две недели было вывезено 300 тысяч человек из 400 тыс. жителей города. Вывозилось заводское оборудование, материальные ценности. Эвакуация проходила при непрекращающихся бомбежках вражеской авиации. Речники, пренебрегая смертельной опасностью, совершали многочисленные рейды через Волгу, спасая людей.
Город стал фронтом, на уцелевших предприятиях ремонтировали танки, орудия и другое вооружение.
Контрударами войск Сталинградского фронта с северо-запада по левому флангу 6-й немецкой армии наступление противника было приостановлено. Только ценой больших потерь противнику удалось овладеть рядом железнодорожных станций. Войска 62-й и 64-й армий вынуждены были отойти на средний оборонительный обвод.[vi]
31 августа противник возобновил наступление и овладел Басаргином. Сомкнувшись своими флангами у Яблочного, противник вел наступление по всему фронту – на северных, западных и южных подступах к Сталинграду. Город был охвачен огнем. В этих условиях продолжалась эвакуация населения за Волгу.
Непосредственную оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии пол командованием генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова (командующий 62-й) и командующего 64-й армией генерал-полковника М. С. Шумилова. 13 сентября противник нанес удар в стык этих армий и вышел к Волге. Фланги обеих армий были разведены, но развить успех дальше враг не смог.
Начав 13 сентября штурм Сталинграда, противник свои главные усилия направил на овладение его центральной и южной частями. Ожесточенные бои велись в районе Мамаева кургана, на берегу реки Царицы, в районе элеватора, вокруг вокзалов. На помощь обескровленной 62-й армии ночью на правый берег переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала А. И. Родимцева. Гвардейцы отбросили немцев от центральной переправы через Волгу, очистили от них многие улицы и кварталы, а также вокзал Сталинград-1. 16 сентября войска 62-й армии при поддержке авиации штурмом овладели Мамаевым курганом.
С конца сентября главные усилия врага направились на захват северной части города, где были расположены крупнейшие промышленные предприятия. Уличные бои шли в рабочих поселках “Красный Октябрь” и “Баррикады”.
Основные силы Сталинградского фронта были отрезаны от города. Чтобы ослабить натиск гитлеровских войск на город, были проведены операции южнее Сталинграда, что временно отвлекло часть вражеских сил от главного направления. Кроме того, в результате этих действий советские войска овладели выгодными плацдармами для последующего контрнаступления.
В первых числах октября 62-я армия оборонялась на фронте протяженностью 25 километров и глубиной от 200 метров до 2,5 км. К этому времени противник полностью занял территорию города к югу от реки Царицы до Купоросного и вышел на вершину Мамаева кургана, что позволило ему простреливать наши позиции и переправы через Волгу.
Южную часть города стойко обороняла 64-я армия под командованием генерала М. С. Шумилова. В северной части города гитлеровцы овладели заводскими поселками, в начале октября начались бои за заводы “Красный Октябрь”, “Баррикады” и тракторный. Наши бойцы сражались за каждый дом, этаж, лестничную площадку. После четырехчасового боя немцы ворвались на территорию тракторного завода и выли к Волге.
14 октября 1942 года Гитлер отдал приказ своим войскам о переходе к стратегической обороне на всем советско-германском фронте, кроме сталинградского направления. Здесь продолжали наращивать силы для нового третьего по счету штурма города, который должен был принести решающий успех. 14 октября был днем небывалых до сих пор по жестокости боев в Сталинграде. Противник обрушил на город массу огня, вода в Волге кипела от взрывов бомб, авиация непрерывно бомбила боевые порядки наших войск, все побережья и переправы. К полуночи 15 октября выяснилось, что немцы обошли со всех сторон Тракторный завод и ведут бой в его цехах. Потери с обоих сторон были огромными.
Борьба в Сталинграде велась днем и ночью с крайним ожесточением и, тем не менее, немецкие войска 6-й армии Паулюса так и не смогли овладеть всей территорией Сталинграда. Ярким примером стойкости его защитников была героическая оборона Дома Павлова. Более 50-ти дней горстка храбрецов во главе с Павловым удерживала в центре города дом на левом фланге обороны дивизии Родимцева. Лавины бомб, мин и снарядов не могли сломить стойкость героического гарнизона, он оставался неприступным.
В начале ноября на Волге появился лед. Связь с правым берегом нарушилась, у советских воинов иссякли боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Однако легендарный город на Волге оставался непобежденным.
В середине ноября 1942 года оборонительными сражениями в районе Сталинграда и Северного Кавказа заканчивается первый период Великой Отечественной Войны. Он был самым тяжелым для нашего народа и вооруженных сил. Для Германии – закончился провалом плана молниеносной войны и значительным истощением сил и средств.
После тяжелых сражений на юге и в районе Сталинграда гитлеровское руководство считало, что советские войска не состоянии в этих районах провести крупные наступления. Но это было ошибочное мнение. В Генеральном штабе и Ставке Верховного Главнокомандования под руководством А. И. Василевского с сентября началась разработка плана контрнаступления в районе Сталинграда, названного “Ураном”.
Общая идея ноябрьского контрнаступления заключалась в окружении немецкой группировки силами трех фронтов со стороны среднего течения Дона и из района южнее Сталинграда.[vii]
По плану главную роль на первом этапе контрнаступления выполнял Юго-Западный фронт, командующий которого был генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин. Он действовал с плацдармов на правом берегу Дона в районе Серафимовича и Клетской, нанося врагу мощные и глубокие удары. Навстречу ему из района Саркинских озер наступал Сталинградский фронт. Ударные группировки обоих фронтов должны были соединиться в районе Калач-на-Дону – хутор Советский и тем самым завершить окружение основных сил противника. Донской фронт должен был нанести два вспомогательных удара с целью отсечения немецких войск в излучине Дона от сталинградской группировки. 62-я армия генерала В. И. Чуйкова, действовавшая непосредственно в городе должна была активной обороной сковать войска противника и затем выйти в наступление. Предполагалось создание внутреннего и внешнего фронтов для ликвидации окруженного врага.