Смекни!
smekni.com

Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах (стр. 8 из 12)

Около 472 года* Фемистокл остракизмом был изгнан из Афин и власть всецело перешла к реакционной аристократической группе под руководством Кимона.

Нет сомнения в огромной заслуге Фемистокла перед государством, созданный им Афинский военный флот много лет внушал страх другим государствам и позволял народу отстаивать свою независимость. Но намерения вести войну со Спартой были по крайней мере преждевременными, и главная ошибка Фемистокла состоит в том, что он поспешил вовлечь народ, не оправившийся от недавних потерь, в новую войну, не учел его настроений, не посчитался с ним и поэтому не получил поддержки.

§ 6. Правление аристократии.

Пришедшая не совсем законным путем к власти аристократия, конечно, не намеревалась осуществлять политику в интересах простого народа, но в то же время потеря у него своей популярности могла привести к потере власти. Поэтому она должна была заботиться о ввозе хлеба. Это единственная мера, проведенная новой властью в интересах народа.

Естественно, что аристократия не могла мириться с выбранными по жребию архонтами, так как они не могли стать ее оплотом. Поэтому решающее значение приобрел совет на Ареопаге, права которого были урезаны еще Солоном и Клисфеном. Ареопаг приобрел большое влияние благодаря тому, что организовал выезд населения из Аттики во время греко-персидской войны. В своей деятельности Ареопаг не давал правам народа расширяться, и так как в его ведении находился надзор за нравами граждан, устранял оппонентов под предлогом безнравственности их личной жизни.

За все время правления аристократии не была проведена ни одна реформа, которая улучшила бы положение фетов. Правда, привезенные Кимоном богатства сначала помогли афинской бедноте. Но скоро привезенные им рабы, труд которых в большом количестве применялся в хозяйстве, вытеснили труд свободных граждан и появились толпы безработных. Вся тяжесть войн 490 - 479 годов падала на плечи моряков - фетов, а эти граждане не имели права избираться в совет, а лишь могли участвовать в Народном собрании, а также не входили в организацию демов и подчинялись командирам легковооруженных войск. Таким образом, аристократия лишила практически всех прав ту часть населения, роль которой в военных силах была ведущей.

Точно так же зажиточные люди из простонародья не могли быть довольными мерами Кимона. Их оплотом был Совет пятисот, избираемый из трех высших разрядов, а теперь совет на Ареопаге парализовал любую деятельность, направленную на расширение демократии. К тому же Ареопаг, пользуясь своими полномочиями, позволял себе разные злоупотребления, фактически сводил личные и политические счеты под предлогом борьбы с безнравственностью. Таким образом, была парализована деятельность многих приверженцев демократии. Это повлекло за собой усиление пропаганды демократической группы. Голосование на Народном собрании о выборе должностных лиц шло открыто, поэтому маловероятно было, что афиняне будут голосовать против представителей знати. В связи с этим наиболее эффективным шагом было бы вынесение вопроса об остракизме Кимона. Этот шаг себя оправдал, и в 461 году* Кимон был изгнан из Афин.

Принятие власти аристократии было вынужденной мерой для народа ради избежания новой войны. Аттика уже была под властью евпатридов и знала опыт такого правления, но другого выхода не было. За время ее правления демократическая группа обдумала все ошибки и набралась сил для нового прихода к власти. Знать снова лишила простой народ прав, которых он добивался на протяжении многих лет, и поэтому новый приход к власти демократии был неизбежен.

§7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства.

Во главе вновь пришедшей к власти демократической группы стояли известный своей неподкупностью Эфиальт и его молодой друг Перикл. Чтобы дискредитировать ареопаг Эфиальт возбуждает ряд процессов против его членов, а затем проводит закон о лишении его права политического контроля и ареопаг сохраняет лишь право суда об умышленном убийстве. После убийства Эфиальта в 460 году** Перикл стал главой демократической группы, а после изгнания его главного оппонента Фукидида в 443 году*** он становится фактически главой афинского государства. Во время правления Перикла продолжался ввоз рабов и труд свободных людей все больше обесценивался и становился невыгодным. Платон говорит, что “свободные ремесленники работали с раннего утра до поздней ночи и, тем не менее, никак не могли заработать на пропитание своей семьи”**** . С этой армией безработных Периклу необходимо было что-то делать, как-нибудь доставить пропитание этим людям. Поэтому он посчитал наиболее целесообразной организацию общественных работ. Он занялся постройкой великолепных объектов, которые привлекали в Афины множество путешественников и приносили государству огромные доходы. Само строительство сокращало число безработных. Плутарх говорит, что “Перикл не хотел, чтобы простонародье ... живущее ремеслом, оставалось без государственной поддержки, но в то же время считал нежелательным, чтобы оно получало деньги ничего не делая ... Эти работы ... распределялись и распространяли благополучие между людьми самого различного возраста и дарования ...”* Привлечением как можно большего числа людей к строительству Перикл также боролся с праздностью.

В неурожайные годы иногда всему народу оказывалась помощь в виде даровой раздачи или продажи по маленькой цене хлеба, купленного за государственный счет.

Перикл ввел диэты, то есть плату за исполнение гражданских и военных должностей и за исполнение должности члена совета. Бедные граждане, занятые трудом для обеспечения своего существования, не имели возможности тратить время на исполнение общественных обязанностей. Установление платы давало им эту возможность. Но в то же время такая мера имела и свои недостатки, так как избрание должностных лиц по жребию уже давало возможность проникновения в государственные органы “скорее первых встречных, чем лучших граждан”** , а введенная плата усугубила это положение.

В 431 году начинается Архидамова война как первый этап Пелопоннесской войны. На начальном ее этапе афиняне терпели неудачи, в чем винили Перикла. Когда командование войском взял на себя Клеон, Афины стали одерживать победу за победой. Но и эти победы снова сменились неудачами. Скоро народ почувствовал, что Перикл ему необходим. В 429 году он снова был избран на должность стратега. Но в том же году он умер во время эпидемии чумы. Афины остались без вождя. Вспыхнувшая эпидемия уничтожила более трети населения. Афины стали терпеть поражение за поражением и скоро проиграли Спарте. После поражения Афины должны были выплатить огромную контрибуцию. После ее выплаты государственная казна опустела, афиняне лишились Афинского морского союза, а значит потеряли основной источник получения доходов.

Афинское общество вступает в полосу острого кризиса. Недостаток средств в казне препятствовал осуществлению прежней политики раздач и поддержки городской бедноты. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки, продавая их ростовщикам.

Рухнуло все былое могущество Афин, они перестали быть самостоятельными и гегемония полностью перешла к Спарте.

Последние годы самостоятельное афинское государство находилось под руководством наиболее демократично настроенного правителя. Перикл был человеком дела, и стремился это же качество воспитать у народа. Он всегда порицал праздность и говорил, что “в богатстве он видел скорее подспорье для деятельности, чем предмет хвастливых речей. Что же касается бедности, то у нас не признание в ней позорно, а позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее...”*. Поэтому он предпринимал меры для наибольшей занятости населения. Отдавая много сил для внутреннего устройства государства, Перикл заботился и о внешней безопасности Афин - он продолжил дело Фемистокла по укреплению военной мощи афинского государства. Современники его отмечали, что он обладал необыкновенной способностью угадывать настроения народа, а также предвидеть результаты своей деятельности заранее. Во многом благодаря своим личным качествам, своей энергии, настойчивости, деловитости и неподкупности Перикл завоевал доверие народа, и проведенные им мероприятия имели успех. Фукидид говорил, что “все время, пока Перикл при мирной обстановке стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность”* . Быть может, если бы Перикл не умер, он бы добился победы Афин, но эпидемия унесла жизни многих воинов, что и подкосило ее силы в самый разгар войны.

Глава III

Эволюция правовой системы

§1. Суд базилевса. Ареопаг.

С древнейших времен каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности, на обиду люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством: если не могли достать самого обидчика, то старались убить кого-нибудь из его близких родственников. Часто люди, преследуемые кровной местью были вынуждены покинуть родную общину и укрыться, если повезет, в другой. Об этом говорит Гомер в своей Илиаде: “Если в стране кто-нибудь одного хоть убил человека, если заступников после себя тот и мало оставил, все ж он спасается бегством, покинув родных и отчизну”*. На грабеж, угон скота отвечали грабежом. Чтобы заставить человека отдать какую-либо отнятую вещь, забирали у него, в свою очередь, что-нибудь и не отдавали до тех пор, пока тот не возвратит захваченное.