Вернемся к вопросу, затронутому во второй части реферата, о соправительстве Нефр-эт и Семнех-ке-рэ с Эх-не-йотом или даже об их правлении вместо фараона. Здесь я буду опираться в основном на труды Ю.Я. Перепелкина, так как его позиция по этому вопросу представляется мне наиболее аргументированной.
Во-первых, точка зрения М.Черносвитовой о том, что Семнех-ке-рэ следует считать отцом детей Нефр-эт [7], представляется ничем не обоснованной «вульгаризацией истории». Опровергается эта позиция довольно просто: неоднократно отмечалось сходство дочерей Эх-не-йота с ним самим (на основании сохранившихся изображений и строения черепов), и к тому же у фараона дочери были не только от Нефр-эт, но и от уже упомянутой Кэйе. Собственно, в серьезной литературе подобная позиция не только не встречается, ее не считают нужным даже опровергать, т.к. ее несостоятельность видна и без специального углубления в этот вопрос.
Но, в отличие от рассмотренной выше точки зрения, вопрос о влиянии Нефр-эт на государственные дела и соправительстве Эх-не-йота в последние годы царствования с Семнех-ке-рэ в египтологии и сейчас является спорным.
Нефр-эт (традиционно: Нефертити) известна современному человеку прежде всего по скульптурным изображениям, найденным в Эль-Амарне. Ее образ является как бы архетипом идеала красоты европейцев в последующие тысячелетия, вплоть до современности. Но ее несомненная красота – это, пожалуй, единственное, что мы можем сказать о Нефр-эт без сомнений. Уже ее происхождение спорно. В науке есть точка зрения, что царица по происхождению не египтянка, и по наиболее распространенной среди сторонников иноземного происхождения жены Эх-не-йота теории Нефр-эт называют митаннийской принцессой. Сторонники этой точки зрения опираются прежде всего на имя царицы, бывшее весьма распространенным во времена правления Амен-хотпа IV. Царица по этой теории приняла это имя, выйдя за Амен-хотпа IV. Но, с другой стороны, неужели женщину царского происхождения не могли называть распространенным именем изначально? Противники этой гипотезы, среди которых и Ю.Я. Перепелкин, приводят в защиту египетского происхождения Нефр-эт и ее родства с Эх-не-йотом их внешнее сходство и сходство строения их черепов. Перепелкин Ю.Я. говорит о ней как о «несомненной родственнице фараона»[5, c.20].
Одно из самых ранних упоминаний о Нефр-эт относится к 4-ому году царствования Амен-хотпа IV. Вполне возможно, что именно тогда молодой фараон женился на ней. В любом случае, первая дочь Нефр-эт и Амен-хотпа IV появляется не раньше 5-ого года правления фараона [3, c.56].
Во времена первых солнцепоклоннических нововведений Нефр-эт было еще далеко до того положения, которое ей суждено занять чуть позже. В этот период встречается мало ее изображений на различных памятниках. Однако еще до переименования Амен-хотпа IV в Эх-не-йота царица занимает свое высокое положение, которое в наше время вызывает столько споров в научном мире. Появляется огромное число ее изображений рядом с фараоном, причем фигурку царицы теперь вставляют даже в те изображения, где первоначально ее не было. Особенно занятно получилось в 2-ух случаях: в одном она, как ни плотно прижата к мужу, прямо-таки валится с колесницы; на других камнях крошечная царица позади большого царя трижды, как и он, подносит солнцу дары, и вот на двух изображениях солнечные руки-лучи тянутся к ее дарам не только от того солнца, которому она служит, но и от солнца на последующем, заднем изображении, а на одном изображении руки-лучи тянутся только от такого заднего солнца – солнца, что за ее спиною! [5, c.26].
Итак, многочисленные архитектурные памятники изображают Нефр-эт рядом с Эх-не-йотом, но это еще не является доказательством участия царицы в государственной жизни. Бесспорно, Нефр-эт была «владычецею двора», «большою во дворце», но вне дворца ее положение точнее всего передает обозначение «госпожа женщин всех» - «женщин», не «мужчин»[5, c.8]. Хозяйство царицы, или, вернее, то, что о нем известно, тоже не дает право отводить ей какое-то самостоятельное, независимое место в государстве. Есть, правда, одно «прелюбопытное явление», по выражению Ю.Я. Перепелкина: по своему отношению к солнцу Нефр-эт уподобляется самому фараону, она, подобно мужу, «Возлюбленная Йота», а утреннее славословие обращено не только к царю, но и к царице. Кроме того, молитвы к царице носят и характер прошений (в гробницах, например, после подобных же обращений к солнцу и к царю. – [5, c.16]). Такое боготворение царицы не встречалось ни разу за всю предшествующую 2000-летнюю историю фараоновского Египта. Перепелкин Ю.Я. причиной такого положения царицы считает ее обаяние и любовь к ней Амен-хотпа IV [5, c.20]. Но даже любовь фараона не доказательство влияния на дела государства «жены царевой», и такой вывод подтверждают некоторые факты: так, например, ее имя не встречается в переписке фараона с иноземными правителями, тогда как в них есть обращения к Тэйе, матери фараона.
Эти и некоторые другие факты позволяют вслед за Перепелкиным Ю.Я. заключить: «Положение царицы рядом с фараоном было положением супруги, а не соправительницы. Областью Нефр-эт была семейная жизнь, пускай выставляемая на всеобщее поклонение, пускай введенная в государственное действо, но тем не менее никакая иная, а семейная жизнь».[5, c.24].
Теперь перейдем к Семнех-ке-рэ. Мысль о его соправлении активно начала развиваться с высказанного в 1894г. В.М. Флиндерсом-Питри по поводу памятников, изображающих двух фараонов, предположения о том, что под конец правления Амен-хотп IV сделал Семнех-ке-рэ своим соправителем [3, c.92]. Впоследствии эту догадку повторяли многие ученые (П.Э. Мьюбери, например). Позже эти изображения были расшифрованы в работах Дж. Сэмпсон и Х.Фэерман, и теперь личность «2-ого фараона» не вызывает сомнений: это – побочная жена Амен-хотпа IV Кэйе. Так отпало одно из «доказательств» соправления Семнех-ке-рэ.
Но кроме изображений двух фараонов, сохранилось некоторое количество письменных свидетельств, как будто намекающих или даже прямо указывающих на соправительство Семнех-ке-рэ с тестем (Семнех-ке-рэ – муж Ми-йот, дочери Амен-хотпа IV). Свидетельства эти бывают двух типов: титла Семнех-ке-рэ с предпосланным титлом Амен-хотпа IV и имена Семнех-ке-рэ с дополнительным наименованием его каждый раз любимцем Амен-хотпа IV [здесь далее по: 5, c.155-159]. Как правило, из сохранившихся фрагментов невозможно заключить, стояли ли имена Амен-хотпа IV и Семнех-ке-рэ рядом в надписях, и такие свидетельства нужно подвергать сомнению. При рассмотрении же памятников, на которых имена Амен-хотпа IV Семнех-ке-рэ изначально стояли рядом, не следует забывать, что обращение к старшему фараону для выказывания почтения перед именем действующего фараона – явление обычное. В солнцепоклоннической письменности этому соответствует постоянное упоминание царя-солнца перед царем земным. Скорее всего, упоминание Амен-хотпа IV перед именем Семнех-ке-рэ не что иное как обычное обращение к божеству, т.к. несомненно, почивший «сын» и провозвестник солнца, «Единственный для Рэ» оставался необыкновенным, несравненным существом для своих преемников. Такое решение объясняет и свидетельства второго рода – с упоминанием Семнех-ке-рэ как «возлюбленного» Амен-хотпом IV. Амен-хотп IV выступает как почивший, а не живой (как предполагают некоторые ученые) фараон, как божество. Что Амен-хотп IV после смерти стал для своих преемников своего рода солнцепоклонническим Усире (Усире – бог мертвых), новым образом мертвого царя-бога, можно с известной долей истины заключить из тогдашнего любопытного способа изображать Усире в образе его заклятого врага – Амен-хотпа IV.
Таким образом, упоминание Амен-хотпа IV перед титлом Семнех-ке-рэ наподобие солнца, величание Семнех-ке-рэ «возлюбленным» Амен-хотпом IV по образцу обычных величаний фараонов «возлюбленным» тем или иным божеством и некоторые другие факты (например, способ написания имен) не только не доказывает соправительства обоих царей, но, напротив, говорит скорее всего о том, что Амен-хотп IV перешел тогда уже на положение «потустороннего существа и бога для действующего фараона Семнех-ке-рэ».
Естественно, что изложенные в этой части работы доказательства не являются неоспоримыми, в литературе по египтологии можно встретить и иные взгляды на этот вопрос.
7. Заключение
История древнего мира таит в себе множество загадок, предоставляя современному исследователю для их решения порой лишь крошечные фрагменты изображений, записей, захоронений… О сложности восстановления событий можно судить и по рассмотренному периоду. Правление Эх-не-йота длилось всего 17 лет, а между тем в эти 17 лет мир успел перевернуться и через 10 лет вернуться к исходной точке, почти уничтожив саму память о грандиозной реформе. Только об этом ничтожно коротком для истории отрезке времени написаны тысячи страниц. Все эти работы, как правило, содержат лишь предположения, порой более, порой менее правдоподобные, порой опирающиеся на реальные сохранившиеся свидетельства, а иногда на легенды. Думается, никто и никогда не сможет заявить: «Я знаю!», - человечество будет предполагать, размышлять, сомневаться, спорить, но история, живая история древних времен навсегда останется тайной, которая не перестанет привлекать все новых и новых исследователей.
Литература:
1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. www.kemet.ru.
2. Луркер М. Египетский символизм. М., 1998 год www.kemet.ru.
3. Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М., 1968
4. Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV (часть 2). М., 1984.
5. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. М., 1979
6. Морозов А. Загадка культа Атона. «Наука и религия» №3, июнь 1990 www.kemet.ru
7. Черносвитова М. В царстве пламенного Ра (статья). www.kemet.ru
8. Хронология Древнего Египта. Новое царство. www.kemet.ru
9. Encyclopedia Britannica CD 2000 Deluxe (3 CD)