Мурманский государственный педагогический институт
Реферат по дисциплине «История мировых цивилизаций».
Тема: «Солнцепоклоннический переворот Амен-хотпа IV».
Выполнила: студентка гр. I – Г
Тарасова Е.С.
Проверила: Киселева Т.А.
2000
Содержание:
1. Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период…………..…….c.2
2. Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона………………..…..c.3
3. Солнцепоклоннический переворот. Новое в искусстве: стиль Амарна.....…c.5
4. Эль-Амарна – центр нового культа……………………………………………c.9
5. Предпосылки реформы Амен-хотпа IV и причины быстрого забвения культа Йота…………………………………………………………………….c.11
6. Роль Нефр-эт и Семнех-ке-рэ в преобразованиях Эх-не-йота……………..c.14
7. Заключение…………………………………………………………………….c.18
8. Список литературы……………………………………………………...…….с.20
1. Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период
XVIII династия, к которой принадлежит Амен-хотп IV, открывает еще один период в истории Египта, период Нового Царства (16-14 вв. до н. э.), и уже первые фараоны этого дома задают направление политики, которая будет определять развитие Египта вплоть до переломного момента в истории «Черной Земли» – правления Амен-хотпа IV.
Египет все чаще заявляет о себе как о завоевателе: продолжая политику Яхмоса, Амен-хотп I расширяет границы царства вплоть до Ефрата. Тхут-мосе III, 6-ой правитель XVIII династии, наносит поражение в Кадеше, за Библом, митаннийцам; в Мегиддо разбивает 330 сирийских князей; у Каркемиша, на севере Сирии, переходит Евфрат и вновь разбивает митаннийцев, теперь уже на их территории; также победоносно захватывает плодородные земли, обширные как Дельта, с богатыми торговыми городами; распространяет свою власть на "острова великого круга" (Крит, Кипр и Киклады). Эти нескончаемые победоносные походы приводят к миру и покою, царящему в Египте в последние годы царствования Амен-хотпа III, отца и предшественника Амен-хотпа IV. В результате завоеваний XVIII династии Египет стал мировой державой, в состав которой входили: на юге - Нубия, на севере - Ханаан, Сирия и часть шумеро-аккадской территории, а египетская культура и искусство распространились по всей ойкумене (известный в древности мир). Сама система религии Кемэ, статичной и традиционной, способствовала объединению многих культур: все изменения плавно и незаметно включались в уже существующую систему религии таким образом, как если бы они существовали изначально, оставляя неизменной лишь основу вероучений – сколь разнообразны ни были бы боги, их главная функция заключалась в поддержании порядка и покоя в обществе, а земным воплощением божественного был фараон [9, Achetaton]. Таким образом, Египет по сути являлся государством теократическим, и естественно, что в процессах управления страной немалую роль играло жречество. Особая роль отводилась жрецам наиболее влиятельного в конкретный исторический период божества, как правило, таким «государственным» культом был культ столичного города. В интересующий нас период столицей был город Фивы, а «главным» всеегипетским богом, культ которого приобрел государственный характер, стал Амон, почитаемый в Фивах. Амон – одна из ипостасей бога солнца. С возвеличиванием Фив, где культ зародился, Амон отождествлялся с разными богами, как бы вбирая в себя их влияние (еще при XII династии вытеснил бога войны Монту (Амон-Ра-Монту) и частично бога плодородия Мин). В эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства Амон отождествляется с богом солнца Ра (Амон-Ра. впервые это имя встречается в "Текстах пирамид"), почитается как "царь всех богов" (греч. - Амон-Ра-Сотер, егип. - Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим все сущее (в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов).
Итак, к концу правления Амен-хотпа III Египет был могущественной многонациональной страной, религия которой представляла собой причудливый синтез верований многих народов, входящих в ее состав, а основным, «государственным», богом являлся Амун [здесь и далее чтение имен по:3, 4, 5], центром культа которого были Фивы (Нэ), столица Кемэ.
И ничто, казалось бы, не предвещало грядущей грозы, разразившейся во время правления сына Амен-хотпа III, Амен-хотпа IV «Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ Избранного Амуном»[4, c.40], но истребившего Амуна (и других привычных египетских богов) даже из своего имени, навсегда оставшегося в истории «Полезным Йоту», богу, не имевшему ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии, образ которого не воплощался в ни статуях, ни в многочисленных мифах и сказаниях.
2. Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона.
Фото1 [9, Akhetaton]: Колосс Амен-хотпа IV. Из храма восточнее Карнака. Около 1365-1349 до н.э. (18-я династия). Окрашенный песчаник. Размер: 1,37 х 0,88 х 0,60 м
Происхождение Амен-хотпа IV нельзя назвать обычным. Он был сыном Амен-хотпа III и Тэйе, дочери жреца (по другим источникам дочери митаннийского царя Сутарна [8]), первой в истории Египта женщины не царского происхождения, ставшей полноправной царицей «обеих земель», женой 9-ого правителя XVIII дома, игравшей далеко не последнюю роль не только в семейных, как это полагается жене, но и в государственных делах.
Амен-хотп IV вступает на египетский престол в 1367 (по другим источникам в 1353) году до нашей эры. В это время он совсем еще молодой человек, «чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора»[6]. Действительно, внешность нового фараона даст причину для многих ученых споров через три тысячи лет после жизни «Единственного для Рэ». Его приметные черты - тело с женственными бедрами и сильно выдающимся назад затылком, заставляет некоторых исследователей (например, М. Черносвитову) считать фараона-реформатора страдающим двумя серьезными врожденными болезнями: черепа, получившей название "череп штеттинского ткача", и желез внутренней секреции, в результате которой недоразвиты яички (отсюда женоподобность). Из этих предположений делаются выводы о неспособности Амен-хотпа IV к умственному напряженному труду, возможном слабоумии и слабодушии, неспособности иметь детей. Так на свет рождаются гипотезы о «сером кардинале» Семнех-ке-рэ, о правлении Нефр-эт или ее соправлении и даже сожительстве с Семнех-ке-рэ и тому подобные нехитрые измышления, которые убедительно опровергаются в трудах Ю.Я. Перепелкина (см. часть VI реферата “Роль Нефр-эт и Семнех-ке-рэ в преобразованиях Эх-не-йота”). Естественно, личность фараона оценивается в истории противоречиво: от «безвольной куклы» в трудах приверженцев упомянутой выше гипотезы до «грозного властителя», «самовластнейшего фараона» в работах, например, Перепелкина Ю.Я. или Коростовцева М.А. Приведу, ссылаясь на Перепелкина Ю.Я.[3, с.58], одно из доказательств второй точки зрения, у которой, на мой взгляд, больше оснований считаться верной: ревностный слуга Амен-хотпа IV, могущественный временщик Туту, оставил такое описание деятельности своего владыки: «творит он силу против не знающего поучения его, жалованье его знающему его; противник всякий царя (обречен) мраку». Вещественным следом царской ярости остались то тут, то там на памятнике изглаженное имя, разбитое изображение, замазанное жизнеописание… Если вспомнить, что подобные действия (лишение имени, разрушение гробниц и т.п.) обрекало человека на небытие, лишало его возможности стать Усире (традиционно: Осирис) после смерти, если вспомнить древние магические заклятия с помощью имени (так, например, имя врага писали на глиняной табличке и разбивали булавой. [2, Слово], то становится ясной вся сила гнева Эх-не-йота. В немилость мог впасть любой, даже самый близкий властителю человек. Жертвой необузданного гнева правителя, как сейчас предполагают, стала после многих лет жизни при фараоне и побочная «честная» жена Амен-хотпа IV Кэйе…
3. Солнцепоклоннический переворот.
Новое в искусстве: стиль Амарна.
Фараон Эх-не-йот правил 17 лет (1367-1350 гг. до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амуна-Рэ, "царя богов". Следует отметить, что при видимом благорасположении нового фараона к столице и храму (при воцарении 2-ое, 3-е и 5-ое имена будущего реформатора были посвящены Амуну, его городу и столичному храму) не было практически никакой строительной деятельности во славу Амуна (хотя солнечный бог еще не выдвинут на 1-ое место)[4, c.38]. Вообще, изменение отношения к старым богам шло в течение царствования Амен-хотпа IV «последовательно и неизменимо от терпимости к нетерпимости». Хотя уже ко 2-ому году царствования фараон провозглашает себя Ва-н-рэ (Единственный для Рэ), а к 3-ему году правления он бесспорно ревностный солнцепоклонник, но главенствующим богом по-прежнему является Амун. Единственное, что можно было истолковать в смысле потери Амуном своего положения государственного бога вскоре после воцарения солнца, как отмечает Перепелкин Ю.Я., это «изменение правовой клятвы». В сделке от «года царствования 3» клянутся: «(Как) благосостоит Амун, как благосостоит властитель». В приговоре от «года царствования 4, месяца 2 половодья, числа 7» клянутся иначе: «(Как) [благосостоит] властитель, (как) [благосостоит] властитель» [4, c.39-41]. Т.е. в конце 4-ого года правления Амен-хотпа IV уже не клянутся Амуном, предпочитая подразумевать его под «властителем», хотя не клянутся и Йотом. Позднее клятва примет вид: «(Как) благосостоит властитель, (как) благосостоит Йот».
Таким образом, пока Амен-хотп IV носил имя «Амун умиротворен» (предположительно он принял имя Эх-не-йот на 5-ом году царствования), и речи быть не могло о лишении этого бога служения, храмов, хозяйства, жречества. Но тенденции, приведшие постепенно к разрыву с Амуном-Рэ, богом-покровителем Египта, Фив и царского дома, проявляются и в это внешне благополучное время. Кроме изменения клятвы, отмечают следующее: уже в некоторых текстах времен Амен-хотпа III, отца Эх-не-йота, встречается слово "Йот", обозначающее "Солнечный Диск". Трудно сказать, чем объясняется участившееся употребление этого слова, но, вероятно, еще при Амен-хотпе III в Фивах появился культ Йота как солнечного божества. В пользу такого предположения говорят два обстоятельства: во-первых, прогулочное судно царицы Тэйе, в котором она плавала в специально выкопанном для нее пруду, называлось "Сияние Йота"; во-вторых, в неизданных текстах гробницы № 46 в Фивах времен Амен-хотпа III упоминается титул того, кто в ней погребен, - "управляющий дворцом Йота"[1, c.31]. Имеются и другие указания на появление в Фивах культа нового солнечного божества Йота. Иначе говоря, культ Йота в Фивах возник уже при Амен-хотпе III. Некоторые источники [2, Атон] относят появление культа Йота к еще более раннему периоду – ко времени правления Тхут-мосе III, приурочивая персонификацию солнечного диска как собственно бога Солнца (Йот изначально олицетворял Солнце как звезду, затем на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Рэ, говоря о Йоте как о теле бога Солнца) к правлению этого фараона, т.е. ко времени за полвека до реформ Амен-хотпа IV. Так или иначе, Йот, по-видимому, был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Харахти или как-то тесно с ним связан. Неслучайно в первые пять лет правления Амен-хотпа IV Йот изображался в виде человека с головой сокола, т.е. именно так, как до тех пор изображался Ра-Хорахти города Гелиополя. Коростовцев М.А. в своей обобщающей работе «Религия Древнего Египта» [1, c.31] выделяет несколько безусловно общих черт культов гелиопольского Рэ и нового Йота: