В СССР процесс концентрации власти в руках одной партии, начался намного раньше, чем в Венгрии.
С марта 1919 г. по март 1921 г. (с VIII по X съезд) численность РКП (б) увеличилась с 313 тыс. до 730 тыс. членов[13]. Возглавив партийный аппарат, Сталин выступил в роли теоретика и создателя коммунистической номенклатуры. На XII съезде РКП (б) в апреле 1923 г. Сталин говорил о необходимости введения коммунистов во все отрасли управления и весь промышленный комсостав, при помощи которого партия сможет держать в руках аппарат и осуществлять свое руководство. Датой рождения советской номенклатуры можно считать возникшее в недрах партаппарата постановление ЦК РКП (б) от 8 ноября 1923 г., в котором определялись задачи подбора, расстановки кадров на ответственные посты[14].
Центральные органы всячески ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Тем временем численность партии продолжала увеличиваться. В 1926 г. она насчитывала 1088 тыс. членов и кандидатов, в 1930 г. - около 2 млн., в начале 1934 г. - 2807,8 тыс., в феврале 1941 г. - свыше 3876,8 тыс. человек[15].
Вместе с тем был завершен начатый в годы гражданской войны и "военного коммунизма" процесс превращения большевистской партии в главное звено государственной структуры. Наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП (б). Но предварительно все они проходили обсуждение в более тесном кругу большевистских лидеров - Политбюро ЦК РКП (б). И только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных органов.
_________________________________________________________
Таким образом, в конце 20-х гг. в СССР партийная и государственная власть сосредоточились в одних и тех же руках - ВКП (б). На всех "этажах" управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Происходило слияние родственных государственных и партийных структур (Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б) и Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции, обеспечивших в рамках единого органа - ЦКК-РКИ партийно - государственный контроль в стране). Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Суды и внесудебные органы, созданные для преследования инакомыслящих, были сформированы исключительно из членов ВКП (б) по решению соответствующих партийных органов. Можно говорить о том, что к середине 30-х гг. в СССР сложилась совершенно новая политическая система - тоталитарная. У власти находилась единственная партия - ВКП (б), была уничтожена оппозиция, произошло полное сращивание партийного и государственного аппарата, созданы массовые общественные организации, с помощью которых партия обеспечивала контроль над обществом.
Уже с конца 40-х годов в Венгрии произошла существенная деформация принципов, теории и практики социализма.
15 мая 1949 г. состоялись выборы в парламент. Из более 6 млн человек, имевших право голоса, 94,7% приняли участие в выборах. Из них 95,6% отдали свои голоса за кандидатов Народного фронта. В новом парламенте имелось 402 депутатских места. Среди избранных было 45% рабочих, 28% крестьян, 23% интеллигенции. 71% нового парламента являлись членами ВПТ. Продолжалось увеличение численности государственного аппарата. К весне 1949 г. он вырос на 10% ( 67% руководителей промышленных предприятий составляли бывшие рабочие). Начался процесс обновления командного состава армии и полиции за счет выходцев из рабочих и крестьян. Если в январе 1949 г. только 5,5% офицерского состава являлись выходцами из трудящихся, то к концу 1950 г. их процент составил 80,7%[16].
К концу 1949 г. в руках государства были сосредоточены вся крупная, средняя и частично мелкая промышленность, кредитная система, транспорт, внешняя торговля, большая часть внутренней торговли.
Последовавшая 5 марта 1953 г. смерть И. В. Сталина стала отправной точкой попыток перемен в политическом курсе ВПТ, в партийном и государственном руководстве. Летом того же года была предпринята попытка исправить допущенные просчеты, внести определенные коррективы в политическую линию партии и деятельность правительства.
Был упразднен пост генерального секретаря ВПТ. М. Ракоши был избран первым секретарем ЦК ВПТ. На сессии Государственного собрания 4 июля премьер-министром вместо М. Ракоши избрали И.Надя.
В октябре 1954 г. в Венгрии состоялся I съезд Отечественного народного фронта. И. Надь к тому времени встал на позиции демократического социализма, высказывался за учет национальных особенностей, против сталинизма, как системы, за гуманизм общественного строя. М. Ракоши со своей стороны ждал подходящего момента, чтобы расправиться с политическими противниками.
Таким образом, в Венгрии налицо были две принципиально противоположные линии. Ракоши и его сторонники рассчитывали сохранить существовавшую политическую систему, произведя лишь некоторые косметические изменения. Группа И. Надя ориентировалась на далеко идущие реформы в политической, экономической и идеологической сферах.
В 1956 г. произошла развязка событий. 23 октября 1956 г. венгерский народ вышел на улицы, чтобы выразить протест против венгерского варианта сталинизма и диктаторской системы власти, в их глазах олицетворявшейся Ракоши и его окружением, а также советскими войсками, гарантировавшими власть для этой верхушки, чтобы продемонстрировать преданность демократическим и социалистическим целям, потребовать от руководства партии и страны принять необходимые меры по обновлению социализма. Ответной акцией властей было подавление демонстрантов, которое стоило жизни тысячам невинных людей.
В конце июня 1957 г. в Будапеште состоялась Всевенгерская конференция ВСРП. Она знаменовала собой завершение воссоздания партии рабочего класса. В ее рядах уже насчитывалось около 356 тыс. членов[17]. Конференция отклонила требования о восстановлении многопартийной системы, мотивируя это тем, что во главе партий, которые в 1944 - 1949 гг. входили в правящую коалицию, теперь стояли крайне правые элементы, а их действия ставили под угрозу даже завоевания периода коалиционного правления, не говоря уже о современном периоде.
В период строительства основ социализма коренным образом изменилась политическая система. Власть на местах осуществляли советы - сельские, районные, областные, городские. Верховным органом законодательной власти являлось Государственное собрание, изменившее свой характер в том смысле, что оно стало полностью выражать интересы рабочего класса и всех трудящихся. Между сессиями Государственного собрания его функции выполнял Президиум ВНР, возглавляемый председателем. Совет министров (после 1956 г. правительство именовалось революционным рабоче-крестьянским), ответственный перед Государственным собранием орган, состоял из председателя, его заместителей, министров, государственных секретарей и председателя государственного планового управления.
В СССР, как и в Венгрии складывалась похожая ситуация. Затяжной характер кризиса власти 1953 г., длительная борьба за лидерство среди бывших сталинских соратников имели под собой достаточно очевидную причину: отсутствие официального (формального) лидера, обладающего реальной властью. Власть сосредоточилась в руках "триумвирата" - Л.П. Берии, Г.М. Маленкова, и Н.С. Хрущева, занявших три ключевых поста: Маленков стал Председателем Совета Министров СССР, Берия - министром внутренних дел (МВД было объединено с МГБ), Хрущев возглавил секретариат ЦК КПСС. В 1953 Берия был обвинен в заговоре с целью установления личной власти и арестован на заседании Президиума ЦК партии. Политическая полиция была изъята из-под руководства Министерства внутренних дел и подчинена Центральному комитету. Были ликвидированы органы чрезвычайного назначения ("особые совещания"), которые действовали в рамках полицейского механизма и имели право налагать наказание в административном порядке. Однако Хрущев еще не чувствовал себя главой государства. Конечным итогом борьбы явилось отстранение Маленкова от должности премьера.
Венгерские события 1956 г. были восприняты, как перспективная модель развития общественного движения в Советском Союзе, вызвав опасение повторения уроков Будапешта в "советском варианте". Венгерские события стали поворотным пунктом в развитии внутриполитических реформ в 1956 г. в СССР (были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах, ликвидированы отраслевые министерства). Пленум ЦК КПСС прошедший в 1957 г. на котором " оппозиционеры " (Молотов, Маленков, Каганович и др.) потерпели поражение, положил конец периоду " коллективного руководства", Хрущев в качестве Первого секретаря стал единоличным лидером[18]. В 1958 г. он занял пост Председателя Совета Министров СССР.
Выборы конституционных органов, все так же проводились в форме плебисцита и остались все тем же монотонным и формальным ритуалом. После смерти Сталина партия еще больше стала отождествляться с основой государства, чем при нем. Именно на XX съезде говорилось, что нужно усилить руководящую роль партии в государстве. Важным было то, что в партию вступали не все, кто хотел: в нее отбирали. КПСС не была и не хотела быть представительной частью всего общества. Наоборот, она сохраняла сталинский характер ордена, предназначенного для руководящего ядра страны. Все остальные организации, охватывающие без различия более широкие массы граждан, - Советы, профсоюзы, комсомол - оставались ее "приводными ремнями", и ими руководили ее представители. Партия сохранила жесткую централизованную структуру, созданную Сталиным для защиты от любого центробежного движения в стране. К концу 50-х в КПСС состояло 500-700 тыс. человек[19].