Оппозиционные настроения на время удалось приглушить, однако в 1932-1933 гг. вновь произошло их усиление. Летом 1932 г. было открыто дело так называемого "Союза марксистов-ленинцев", идейным вдохновителем которого был М.Н. Рютин, бывший московский "правый уклонист". Он подготовил и распространял документ под названием "Сталин и кризис пролетарской диктатуры"."Результатов Сталин, как и Луи Банопарт, добился: переворот свершен, личная диктатура, самая неприкрытая обманная осуществлена... Ошибки Сталина и его клики... переросли в преступления... Партия и рабочий класс в своем подавляющем большинстве против Сталина и его критики... Надо начать работать по устранению сталинского руководства... Ликвидация диктатуры Сталина и его клики..." (Из платформы "Союза марксистов-ленинцев" (группа Рютина)[30]. Документы были обнаружены ОГПУ, в результате чего, Рютин, Зиновьев, Каменев и др. были исключены из партии и сосланы. В 1933 г. очередная чистка партии, завершившаяся исключением 18% коммунистов. Но несмотря на все проводимые чистки, численность ВКП (б) в 30-е гг. значительно выросла. В 1926 г. она насчитывала 1088 тыс. членов и кандидатов, в 1930 г. - около 2 млн., в начале 1934 г. - 2807,8 тыс., в феврале 1941 г. - свыше 3876,8 тыс. человек[31].
В декабре 1956 г. ЦК КПСС обратился ко всем членам партии с письмом "Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов"."Диктатура пролетариата по отношению к антисоветским элементам должна быть беспощадной..."[32]
_________________________________________________________
В начале 30-х гг. в СССР прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы или лагеря. Со второй половины 30-х гг. аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и "потенциальные" враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима.
Как в ВНР, так и в СССР происходила открытая борьба за уничтожение оппозиции. В результате чего, в Венгрии у власти оказалась ВПТ, а в Советском Союзе - ВКП (б) / КПСС.
Однако, в Венгрии оппозиционеры просто ушли на "второй план", выжидая подходящий момент для действий. Некоторые из них баллотировались на выборах в Государственное собрание (40% голосов отдано партиям оппозиции на выборах в Национальное собрание 1947 г.)Ни о какой физической расправе, ни шло речи. В СССР наоборот, любая оппозиция либо в лице одного, либо группы лиц объявлялась "врагами народа" и подвергалась расстрелу, в лучшем случае ссылке в лагерь.
В ВНР Ракоши и его сторонники не были отстранены от власти , а лишь немного оттеснены. В Советском Союзе все неугодные были уничтожены (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и т.д.)
Венгерские события 1956 г. ясно показали недовольство политикой, проводимой Москвой, что фактически вылилось в народное восстание. Здесь уже в роли оппозиции выступал народ.
В Венгрии политическим лидером номер один был М. Ракоши. Он являлся членом правительства Венгерской советской республики, работал в руководящих органах Коминтерна. В 1925 г. Ракоши был схвачен хортистами в Будапеште и посажен в тюрьму, где просидел 16 лет. В годы второй мировой войны он находился в Советском Союзе и возглавлял центр венгерских коммунистов в эмиграции (с лета 1956 г. жил в СССР). После освобождения Венгрии его избрали генеральным секретарем Венгерской коммунистической партии. После ряда лет успешной борьбы партии за восстановление страны, в ходе строительства социализма, начиная с 1949 г., сложился культ личности М. Ракоши, с которым он сначала мирился, а затем и сам начал поощрять его. Проявление культа было примитивным, выражавшееся в религиозном почитании всезнающего вождя, в бурных овациях, в обязательном проявлении энтузиазма и оптимистической веры, плюс сфабрикованные процессы по примеру "дела Райка", насильственная коллективизация и террор по отношению к крестьянству, перенапряженные темпы индустриализации, внедрение ждановской культурной политики, вдалбливание в общественное сознание ложной идеи "народа-преступника", "фашистской нации"[33].
Я. Кадар - фигура не менее известная в Венгрии, чем Ракоши. Руководитель номер один, он, внешне давая волю тем, кто с ним работал, довольно жестко контролировал дела, требовал полной информации и любил пользоваться ее различными источниками. Авторитет его стал непререкаемым. Уже в 70-е годы постепенно из окружения Генсека ВСРП стали выбывать люди независимого склада ума и самостоятельных действий. Свою волю Кадар мог провести почти всегда, хотя обставлялось это демократически, принципы коллегиальности соблюдались до определенной степени. Но говорить о режиме личной власти, личной диктатуре Кадара нет никаких оснований. Был авторитет высшего руководителя, сложившийся на базе успехов его политики, но объективно с годами все больше давивший на иные точки зрения.
Политический режим, сложившийся в СССР в годы нэпа, носил авторитарный характер. Особый колорит авторитарной власти придавала личность лидера, стоявшего во главе государства. Таким лидером, пользующимся безусловным авторитетом в партии и у значительного большинства населения, был В.И. Ленин. Однако после его смерти, ситуация в верхних эшелонах власти значительно усложнилась. Сформировавшийся авторитарный режим остался без верхушки властной пирамиды, которую занял член Политбюро, бывший нарком по делам национальностей, генеральный секретарь ЦК РКП (б) И.В. Сталин. Опираясь на отдельные высказывания В.И. Ленина, Сталин начинает подменять большевизма - идею мировой революции - на не менее эффективную теорию возможности строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Присвоив себе функции главного "блюстителя" ленинизма, насаждая культ Ленина, Сталин тем самым, с одной стороны, укреплял вождистские настроения в партии и обществе, с другой - как бы автоматически переносил на себя и ленинский авторитет и те его качества, которыми он сам не обладал.
В 1929 г. во время празднования 50-летнего юбилея Генсека, он провозглашался "ближайшим и верным соратником Ленина", "виднейшим руководителем и вождем ВКП (б) и Коминтерна", "несгибаемым бойцом партии с железной настойчивостью и твердостью, с исключительной проницательностью проводящим генеральную линию партии"[34]. По существу, все решения продолжали приниматься лично Сталиным после консультации, с теми его ближайшими сотрудниками, которых он сам выбирал для каждого отдельного случая. Рабочее расписание Сталина определяло режим работы всего политического и государственного аппарата. Сталин превратился в подобие загадочного всемогущего божества. Жуков, единственный из военачальников, чей престиж и боевая слава, приобретенная в ходе войны, могли бы затмить образ вождя, был удален из Москвы. Сталин неукоснительно проводил в жизнь свою концепцию партии, как военно-идеологического ордена, как носителя власти Советском государстве, "приводного ремня" для передачи принятых наверху решений в массы.
Смерть Сталина уже сама по себе внесла серьезные коррективы в систему отношений между народом и властью. Вместе с Вождем исчезло главное звено, обеспечивающее общность этих разноуровневых подсистем, перестал функционировать главный механизм гармонизации их интересов. Оборотной стороной этой относительной гармонии было прогрессирующее отчуждение народа от власти: после смерти Сталина оно приобретает тенденцию перерастания в абсолютное (окончательно этот процесс завершился при Л.И. Брежневе). Возвращение к системе вождизма, в ее надчеловеческой просталинской форме, вряд ли представлялось возможным: сама смерть Сталина блокировала этот путь.
_________________________________________________________
В ВНР и СССР отчетливо можно увидеть проявления вождизма. (М. Ракоши и И.В. Сталин). Однако в Венгрии проявление культа вождя, со стороны М. Ракоши (проявление культа было примитивным, выражавшееся в религиозном почитании всезнающего вождя, в бурных овациях, в обязательном проявлении энтузиазма и оптимистической веры) было не столь глобальным, нежели у Сталина (неповиновение каралось смертью, все основные элементы, составляющие механизм Советского государства - партия, правительство, армия, дипломатия, - были подчинены непосредственно Сталину, который их лично контролировал до самого последнего дня).
Вождизм - неизбежное следствие власти хаоса и толпы, ее жажды найти ориентиры в бурном океане событий. Вожди выступают от имени трудящихся масс, подхватывая их настроения и чаяния и навязывая им свои идеи.
Глава II
Сравнительный анализ экономического развития ВНР и СССР в период социалистических диктатур.