В-третьих, было реорганизовано местное управление. Раньше в городах и землях Московского гос-ва почти неограниченной властью располагали наместники и волостели, на определенный срок назначавшиеся великим князем, то теперь их судебные права в отношении дворян были ограничены, а на значительной территории была заменена властью выборных земских органов.
В-четвертых, церковный собор 1551 г. привел к единообразию все обряды, поставил задачу улучшить нравы духовенства и утвердил единый для всей страны пантеон святых. Этот собор вошел в историю под названием Стоглавого, так как его решения были сведены в сто глав.
Наконец, наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело. Было подготовлено и принято «Уложение о военной службе», определяющее, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин должен был выходить в поход «конно, людно, оружно». Под Москвой была выделена земля для привилегированных дворян (избранная тысяча), из числа которых впоследствии назначались воеводы, «головы» (низшие офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого русского постоянного войска - стрельцов получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование, значительно усилилась артиллерия. Все эти преобразования совершались одновременно с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами.
Перелом в отношениях Рады и Ивана IV.
В московском правительстве произошел перелом, в котором видную роль сыграли Захарьины, внушившие Анастасии вражду к Сильвестру, а Ивану мысли о рабской зависимости от Рады. Кроме того, царя убедили, что Сильвестр черный маг, и что он завладел его волей. Царь же был доверчив врагам рады, т.к. суеверен был. В 1559г зимой Иван с больной женой совершает снова паломничество по монастырям и в это время происходит какая-то крупная размолвка между ним и Сильвестром&Адашевым связанная опять таки с его путешествием и принесением там благочестивых обетов. Сильвестр, овдовев, уезжает по собственной воле в далекий монастырь, а Адашев возвращается на фронт. С уходом Сильвестра из политики время Рады было сочтено. Анастасия конечно оказала большое влияние на царя в их размолвке. Примирение осложнилось в 1560г смертью царицы, перепугавшейся пожара и без того тяжело болевшей, а после пошедшей на ухудшение. Он и Адашев попросили у царя суда над собой по этому делу, но царь испугавшись то ли правды, то ли колдовства, то ли просто желавший избавится от опекунов, ограничивавших его власть, и знавший о народной любви к ним, в Москву их не пустил. Противники Рады видя колебание царя объяснили ему, что де чувства внушенные ими, противниками, истинные, и что он только сейчас прозрел и обрел власть свою по закону. Противниками были не только бояре и шурья, но и священники думающие о личном достоянии, такими оказались Осифляне. Иван созвал собор для осуждения Сильвестра. Сильвестра сослали на Соловки, Адашева на фронт. Рада, официально несуществовавшая, прекратила свое таки существование в 1560г, являясь почти 13 лет правительством, правящим от имени царя. Ее преобразования совпадали с требованиями челобитных царю, составленных дворнянином Пересветовым, и были направлены в первую очередь на укрепление основ государственности, в лучшем смысле этого слова.
10. В ЧЕМ СУТЬ РАЗНОГЛАСИЙ ИОСИФИЛЯН И НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ? КТО ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В СПОРЕ И ПОЧЕМУ?
При правлении Ивана 3 происходили важные изменения в структуре феодального землевладения. Много вотчин уходило в монастыри за «упокой души». Религиозное мировоззрение выше всего ставило спасение, обрести которое можно было праведным образом жизни, покаянием и молитвами. Лучше всего доходили молитвы нищих и монахов, но чтобы они молились до конца мира, лучше всего на помин передать вотчину. И даже законодательство не могло остановить рост монастырского землевладения. Насчитывается около 200 монастырей, сосредотачивающих около 1/3 всех земель.Церковь становится сильной политической силой, изначальна она не полностью зависела от князя, опираясь на Константинополь, а во время ордынского ига она не платила выхода; после падения Константинополя под натиском турков-османов русская православная церковь стала единственной, кто может отстаивать свою веру. Таким образом, церковь имеет все предпосылки освободиться от гос власти. НО возникает 1 важная проблема внутри церкви− ересь. ( 1370-е годы- стригольники; 1470-е – жидовствующие). Любая ересь неминуемо ведет к расколу, благодаря этому московскому князю удалось частично подчинить церковь. Итак, возникло 2 религиозных течения по вопросу отношения к еретикам. Лидером первого стал Иосиф Волоцкий, а само течение получило название ИОСИФИЛЯНЕ или СТЯЖАТЕЛИ ; второе− Нил Сорский, течение− СОРИАНЕ или НЕСТЯЖАТЕЛИ
СРАВНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ.
Иосифиляне Нестяжатели
Отношение к ереси:
И. В. не вдавался в точности споров, Н. С.считал, что идеи будут жить и после
надо было уничтожить еретиков физи- уничтожения еретиков, надо заставить их
чески, а это привело бы к уничтожению раскаяться; нужно бороться словом и убеж-
ереси; являлся сторонником репрессив- дением, добиваясь публичного раскаяния.
ных мер.
Отношение к монастырской собственности:
Считали, что собственность − это зло, ведет к развращению монашества.
Увеличение добра церкви− необходи- Церковная собственность− зло, надо зани-
мость− рост землевладения. Утверждали, маться духовным самосовершенствованием.
что лишь опираясь на собственность Разве может монах прикоснуться к грехов-
можно выполнить долг, где богатство ной собственности? Это ведет к корысто-
источник благотворительности. любию и стяжательству, она пагубна для
духовентва.
Вопрос о личной воле:
Бороться с корыстолюбием поможет Личная воля и свобода должны присутство-
жестокая дисциплина, её основа− ус- вать. Идеал можно искать, когда человек
тановление иерархии и строгое подчи- свободен душою, он ипирается на неё, т.е.
нение ей. Личная воля существовать не совершенствоваться, где единственный
может, должна подчиняться авторитетам. авторитет− Библия.
Отношение к библейским писаниям:
Каждый подчиняется Библии и тому, что Т. к. человек сам ищет путь к совершенству,
создали отцы церкви, это истина, выпол- то должен сам всё читать, испытывать, изу-
нять это следует не мысля, не рассуждая, чать, подвергать критике, думать и это его
т.к. это единственное руководство к дейст- обязанность. Лишь так можно приблизиться
вию. Их нужно выучить, здесь всё истина, к истине. При переписки книг он должен
а собственное мнение − второе падение. думать и высказывать своё мнение.
Спор разрешил великий князь Иван 3. Ему выгоднее поддержать теорию иосифилян, т. к. нужно централизовывать гос-во: идеи подчинения, иерархия, ликвидация личности. Хотя получение земель его тоже прельщало. Иосиф Волоцкий главная опора власти. Но он пошёл на уступки, сначала он утверждал, что церковь самостоятельна, а теперь у него новая концепция, к-рая стала определяющей− теократический абсолютизм. Где по-новому выстраивает взаимоотношения между церковью и властью. 1) обожествление гос-ря, личности правителя, он абсолютный монарх, подчинялись ему все сословия и удельные князья. 2) Компромисс между церковью и властью: гос-во в подчинении у церкви, а церковь подчинена гос-ву. Гос-во брало обязанности соблюдать все интересы церкви, в том числе и земельные. А церковь отрекается от полной свободы, становится послушным орудием в руках гос-ва, воспитывает верующих в духеп одчинения
11.
Иосиф Волоцкий создает концепцию теократического абсолютизма, где по-новому выстраиваются отношения между светской и духовной властью.
1) Обожествление государя. Царь – первый человек на земле после Бога, личность царя священна. Московский государь – абсолютный правитель на Руси, он один подобен Богу, и все должны подчиняться царю во всем.
2) Компромисс между светской и духовной властью. Государство подчиняется церкви, а церковь – государству. Государство брало на себя обязательство соблюдать все интересы церкви, в т.ч. и земельные, а церковь должна была отречься от своей полной свободы и брала на себя обязательства воспитывать верующих в духе подчинения государю. Но на деле компромисс оказался в пользу государства.
Вопрос 13. Какой «выбор» сделали бы вы на месте Александра Невского?
Если бы мне пришлось оказаться на месте А.Невского, я бы, последовав по его стопам, сделала выбор в пользу Востока.
Подчинение Западу не принесло бы Руси необходимой защиты от Востока, что подтверждает исторический опыт: Даниил Галицкий, дважды (в 1246-1249 и 1252-1254 гг.) пошедший на сближение с папой и пытавшийся противостоять Орде, обещанного крестового похода против монголов не дождался; в то время как монголо-татары были мощной военной силой – союз с ними означал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией.
Кроме того, в отличие от м.-т., не вмешивающихся во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных русских землях замки, обращали население в католичество, заставляли крестьян работать в своих имениях. Они угрожали власти русских князей и авторитету православной церкви. Монголы же оставляли авторитет князя.
Вопрос № 15. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ КАК ЕВРАЗИЙСКАЯ ФОРМА ПАРЛАМЕНТА.
В условиях единого государства дума становится ядром нового представительного органа – земского собора. Однако необходимо отметить, что европейские представительные органы формировались как баланс в борьбе за власть монарха и крупных феодалов, отсюда роль парламента была изначальна велика, т.к. в нем нуждались и монарх, и крупные феодалы. А соборы сразу играли роль совещательного органа всей “земли”, не претендуя на отстаивание интересов сословных групп. Процесс складывания парламентов в Европе завершается в XIII в., земские соборы же, являясь закономерным этапом завершения объединения страны, появляются лишь в XVI в., что и служит проявлением евразийства. Это было проявлением азиатского фактора развития России, т.к. правление Ивана Грозного носило признаки восточной деспотии и первые земские соборы проходили в атмосфере противостояния с ханствами – правопреемниками Золотой Орды.