Но чтобы уменьшить беспорядки в стране, и желая привлечь к управлению страной ее лучших людей, Николай II подписал указ о создании Думы и присутствовал на ее торжественном открытии 27 апреля 1906 года.
11 лет существования парламента в России ничего ей не дали: Дума оказалась не только совершенно неработоспособной, но и вредным учреждением. В народе же ее прозвали просто «говорилка». Дума состояла из 2 палат: Верхняя – государственный Совет, наполовину назначаемая Царем, наполовину избранный, который подтверждал или отвергал решение нижней палаты, члены которой избирались сроком на пять лет.
Женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, народы, ведущие кочевой образ жизни были лишены избирательного права. Выборы были многоступенчатые. Избиратели были разделены на курии: земледельческую, две городские, одна буржуазная, мещане и духовенство две – рабочие и крестьянство. Избиралось 450 депутатов.
Работавшие здесь избранники народа, имели право обсуждать и принимать законопроекты, вносимые как Думой, так и правительством относительно бюджета страны, выдачи займов правительству под крупные проекты, а также делать запросы правительству относительно каких-либо событий в стране и принимаемых мер. Правда, даже принятые здесь и в Госсовете законопроекты могли и не стать законом, если их не подписывал император. Последнее слово оставалось за Николаем II, которые всегда подчеркивал, что они напринимают разных законов во вред стране и уйдут в отставку, а отвечать перед Богом за страну - ему. Поэтому с созданием Думы, Россия не стала даже конституционной монархией, так как Царь имел право распустить сессию, а если политические страсти накалялись – совсем распустить Думу. Понятно, что это не устраивало многих тогда в России. Собственно так и случилось с 1 и 2 Думой. Первая, избранная на волне революционного энтузиазма революционного подъема Дума, работала в Таврическом дворце 72 дня, а вторая несколько дольше. Депутаты, пользуясь депутатской неприкосновенностью, занимались революционной деятельностью, направленной на подрыв государства. П.А.Столыпин потребовал эти полномочия снять и доказал их участие в военном заговоре. Многие депутаты были арестованы. Сейчас хорошо известны слова Столыпина, обращенные к врагам России: «им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Противостояние Думы и Столыпина, который предложил свою аграрную реформу и являлся, без сомнения, величайшим политиком ХХ столетия, закончилось убийством этого деятеля, поскольку осуществи он свою реформу – революционеры полностью лишались возможности спекулировать на аграрном вопросе и теряли почву под ногами.
Причина роспуска Государственной Думы состояла и в ее требовании отдать помещичью землю и без всякого выкупа. Противостояние правительства и Думы наметилось довольно быстро, поэтому и сам Николай II и министры старались на заседаниях бывать как можно реже.
Дума избиралась уже по-новому. Избирали 45 дворян, 22 крестьянина, 12 купцов, 10 человек от духовенства остальные 11 в том числе рабочие. Проработала эта Дума 5 лет и приняла около 2,5 тыс. законопроектов. Абсолютное большинство депутатов были уже не просто представители каких-либо сословий, но и представители определенных партий. Наиболее видная и влиятельная была партия Союз объединенного дворянства и Союз русского народа, представлявшие интересы крупных дворян и помещиков. Это правое крыло Думы. Яркими представителями этой партии были В.П.Пуришкевич, гр. Бобринский, Макаров, доктор Дубровин. Лидером, организатором партии «Союза русского народа» был Владимир Митрофанович Пуришкевич /1870-1920/, действительный статский Советник, бессарабский помещик, член второй, третьей и четвертой Государственной Думы. Человек идеи и действия, поборник православия и самодержавия.
Торгово-промышленная буржуазия и интеллигенция создали свою партию – 17 октября. «Октябристы» издавали свою газету «Голос Москвы». Их лидеры – яркие представители на политическом горизонте страны. Прежде всего Александр Иванович Гучков, о котором Струве сказал «виртуоз интриг и гений беспринципности». Это был московский фабрикант, сражавшийся в Трансваале во время англо-бурской войны на острове буров, участвовавший в Македонском восстании за свободу греков, в японскую попал в плен под Мукденом. Завзятый дуэлянт. Его смолоду привлекали военные дела. Он возглавлял военно-промышленный комитет Думы. Второе лицо этой партии – Михаил Владимирович Родзянко. Крупный помещик, предпочитал говорить правду в глаза. Монархист по убеждением, но царя и царицу не понимал, верил слухам, считал, что они губят идею монархии, не любил и Гучкова. Их обоих не любила Царица, считала губителями монархии.
К октябристам примыкала конституционно-демократическая партия /кадеты/. Их общепризнанный лидер – Павел Николаевич Милюков. Он москвич, ученик историка Ключевского, приват-доцент Московского университета, блестящий оратор. Это он впервые в России стал говорить «наши парламентарии». По убеждениям – либерал. Он раньше подолгу бывал за границей и по духу был пропитан западноевропейскими идеями. Милюков проводил политику, отвечавшую интересам союзников, иногда в ущерб интересам России. Партия проявляла большой интерес к внешней политике, вмешивалась в дела русского МИДа, склонялась к умеренно-конституционному образу правления по английскому образцу, поэтому Милюков и любил к депутатам обращаться на английский манер. В годы войны в партии произошел раскол: одни считали, что нужны гражданский мир с правительством в это время, а другие – продолжать политическую конфронтацию с правительством. Это был традиционно центр Думы. Позже к ним прибавились национально-либеральная партия /прогрессисты/ с ее лидером фабрикантом Рябушинским. По многим вопросам центр и правое крыло выступали вместе, создавая внушительное большинство в Думе.
Левое крыло составляли представители вышедших из-под подполья эсеры и социал-демократы, главным образом меньшевики. Большевиков в 3 Государственной Думе было всего 4 человека, а также трудовики во главе с адвокатом Керенским.
Сейчас появилось большое количество литературы, рассказывающей о влиянии масонов на события февраля 1917 года, но этот вопрос весьма сложный и требует специального исследования.
В 1915 году стала нарастать конфронтация между Думой и правительством. Началась открытая политическая борьба за власть. Депутаты постоянно поносили свое правительство и свое государство. В Думе таким образом сложился так называемый Прогрессивный блок, куда вошли кадеты, левые октябристы, трудовики. Подоплека же этого политического события была следующая. Буржуазия видела, и постоянно говорила, что правительство не способно организовать фронт и тыл для победы и справиться с нарастающим недовольством народа. Члены правительства подвергались постоянной травле и клевете через средства массовой информации. Главное же было в том, что шла настоящая война за военные заказы. В Петрограде имели большой вес фирмы со смешанным капиталом, акционерным обществам принадлежали целые отрасли металлообработки, машиностроения, железные дороги, строительство, банки. Помимо того, что правительство размещало очень выгодные военные заказы среди петербургских предпринимателей, началось размещение военных заказов и за рубежом. Не в Англии и Франции, а в Америке. Русское золото стало уплывать в США. Дума высказывало недоверие правительству, а правительство не могло работать из-за постоянных нападков со стороны Думы и требовании замены членов правительства. Кого бы не поставил Государь в правительстве – человек подвергался постоянной критике со стороны своей же Думы. Вот тогда и прозвучало в Думе требование создать правительство общественного доверия. Что это значило? Это означало, что правительство было бы сформировано не Царем, а Думой, и отчитывалось бы за свою работу перед Думой. Началась массовая критика министров и их действий.
Царь не пошел на либеральные уступки, которые от него требовали, поскольку справедливо полагал, что время для этого не настало и опасно проводить опыты новых реформ в разгар войны. О том, какой критике и клевете стал подвергаться сам Государь и вся его семья - сейчас известно всем.
Особенно в Думе ненавидели министра внутренних дел Александра Димитриевича Протопопова, который начал свою политическую карьеру в 4 Думе, став товарищем председателя партии октябристов. Затем он сошелся с Рапутиным и принял приглашение войти в правительство, оставив интересы думских деятелей. Он горел желанием примирить Думу и правительство на благо России. За свою деятельность он подвергался особой критики со стороны либералов. В 1918 году он был расстрелян ЧК.
В ответ на такие действия парламента, правительство досрочно распустило очередную сессию Думы. Страсти накалялись. 1 ноября 1916 года на открытии очередной сессии Думы выступил Милюков со своей знаменитой речью. Он говорил 2 часа. Он оценил положение в стране по своему усмотрению, ничего не говорил о Царе, но его речь закончилась известными словами: «что это – глупость или предательство?» На следующий день вся столица заговорила о том, что царица – немка…
Последняя Думская сессия открылась 14 февраля 1917 года, когда в стране шли мощные забастовки. В столице сложилась тяжелое положение с хлебом, а спровоцировала эти разговоры сама же Дума. Она сама ввела закон о твердых закупочных ценах на хлеб. Крестьяне же на это резко сократили продажу хлеба в казну. Цены непрестанно росли. Дефицитом воспользовались мелкие и крупные спекулянты, скупали хлеб у крестьян и прятали, пока на хлеб не введут карточки. Нарушились перевозки. Дума опять потребовала ответственного правительства, а Царь пообещал распустить Думу вообще. Думу распустили, но она не прекратила свою деятельность. Таврический Дворец был заполнен людьми, собирались на частные совещания.