Смекни!
smekni.com

Административная система у запорожских казаков (стр. 4 из 5)

Войсковые канцеляристы, разделявшиеся на старших и млад­ших, иначе собственно канцеляристов и подканцеляристов, писа­рей и подписариев, составляли, по-видимому, целый штат, дохо­дивший иногда до 20 человек и бывший, конечно, в непосредственном подчинении от войскового писаря.

Войсковые школьные атаманы, числом два, один для школя­ров старшего, другой для школяров младшего возраста; оба они выбирались и свергались самими же школярами, оба хранили на руках школьную сумму и заботились о продовольствии и жизненных удобствах своего юного и детского товарищества.

К войсковым «служителям» принадлежали еще булавничий, бунчужный и хорунжий. На руках первого находилась булава кошевого, на руках второго — войсковые бунчуки, а на руках третьего — хоругвь, или войсковое знамя, которое он носил на войну. Кроме войскового хорунжего, были и куренные хорунжие 38 человек, по числу куреней в Сичи.

Самую низшую степень чинов в ранге Запорожского низового войска составляли громадские атаманы, наблюдавшие за поряд­ком и благочинием между запорожским поспольством по паданкам в слободах и зимовниках,

Непосредственно за сичевой старшиной следовала походная старшина и паланочная; она выше стояла войсковых служителей, но действовала вне Сичи и потому должна быть рассматриваема после них. Походную старшину составляли — полковник, называвшийся иначе сердюком, асаул и писарь; они действовали или в военное время, при сухопутных и морских походах, или в мирное при поимке гайдамак и харцызов или разбойников, в особенности же в передовой страже, выставлявшейся на границах запорожских вольностей; во всех случаях полковник был началь­ником известной части войска, располагал несколькими отрядами запорожских козаков, непременно с асаулом и писарем.

Паланочную старшину («до паланки») составляли — полков­ник, или сердюк, асаул, писарь, подъасаулий и подписарий, т. е. «три пана і три підпанка»; оттого у полковников существовала формула подписей на бумаге: «Полковник NN з старшиной». В паланочную старшину выбирались люди заслуженные, ежегод­но, однако, сменявшиеся после войсковой рады; вначале их было пять, потом восемь или десять, по числу паланок во всем Запо­рожье; каждый из них имел в своей дистанции особую команду над козаками, жившими по слободам и зимовникам, посылал разъезды на пограничные линии для разведывания о положении дел у неприятелей и обо всем сообщал точные и подробные сведе­ния в Сичь; кроме того, один из них ежегодно отправлялся в столицу, Москву или Петербург, за получением царского денеж­ного и хлебного жалованья. Власть паланочного полковника была в его области очень велика: он заменял в своем районе особу кошевого атамана и потому нередко, как и кошевой, наказывал и даже казнил смертью преступников. Его власть простиралась и на проезжавших лиц через паланку: он дозволял им въезд в вольности запорожских козаков и для безопасности давал им особый знак, называвшийся перначом. Внешним знаком достоинст­ва паланочного полковника был носимый им за поясом металли­ческий пернач, которым он иногда «бил смертным боем по голове провинившегося в чем-либо козака». На содержание всего «па­ланочного панства» шла «особливая великая плата всякий год».

СУДЫ И НАКАЗАНИЯ У ЗАПОРОЖСКИХ КОЗАКОВ

Судьями у запорожских козаков была вся войсковая старши­на, т. е. кошевой атаман, судья, писарь, войсковой асаул; кроме того, довбыш, куренные атаманы, паланочный полковник и иногда весь Кош. Кошевой атаман считался высшим судьей, потому что он имел верховную власть над всем запорожским войском: отто­го решение суда Кошом иногда сообщалось особой бумагой, на которой писалось: «С повеления господина кошевого атамана (та­кого-то), войсковой писарь (такой-то)». Но настоящим официаль­ным судьей в Запорожье был войсковой судья; однако, он только разбирал дела, давал советы ссорившимся сторонам, но не ут­верждал окончательно своих определений, что предоставлялось войском только кошевому атаману. Войсковой писарь иногда изла­гал приговор старшины на раде; иногда извещал осужденных о судебных решениях, особенно когда дело касалось лиц, живших не в самой Сичи, а в паланках, т.е. отдаленных от Сичи округах или станах. Войсковой асаул выполнял роль следователя, исполни­теля приговоров, полицейского чиновника: он рассматривал на месте жалобы, следил за исполнением приговоров кошевого атама­на и всего Коша, преследовал вооруженной рукой разбойников, воров и грабителей. Войсковой довбыш был помощником асаула, и приставом при экзекуциях; он читал определения старшины и всего войска публично на месте казни, или на войсковой раде. Куренные атама­ны, весьма часто исполнявшие роль судей среди козаков собствен­ных куреней, имели при куренях такую силу, что могли разбирать тяжбу между спорившими сторонами и телесно наказывать винов­ного в каком-либо проступке. Наконец, паланочный полковник, с его помощниками — писарем и асаулом, живший вдали от Сичи, заведывавший пограничными разъездами и управлявший сидевши­ми в степи, в особых хуторах и слободах, козаками, во многих случаях, за отсутствием сичевой старшины, в своем ведомстве также исполнял роль судьи.

Дошедшие до нас акты, касающиеся судебных козацких дел, показывают, что у запорожцев признавались — право первого зай­ма (jus primae occupationis), право договора между товарищами, право давности владений,— последнее, впрочем, допускалось толь­ко в ничтожных размерах, и то в городах; оно касалось не пахот­ных земель и угодий, бывших всеобщим достоянием козаков, а небольших при домах огородов и усадебных мест; признавался обычай увещания преступников отстать от худых дел и жить в добром поведении; практиковались предварительные заключения преступников в войсковую тюрьму или пушкарню и пристрастный суд или пытки; наконец, дозволялась порука всего войска и духов­ных лиц за преступников, особенно если эти преступники выказы­вали себя раньше с выгодной для войска стороны или почему-либо были нужны ему.

Те же акты и свидетельства современников дают несколько примеров гражданского и уголовного судопроизводства у запо­рожских козаков. Из преступлений гражданского судопроизводст­ва важнейшими считались дела по неправильной денежной претен­зии, неуплатному долгу, обоюдным ссорам, разного рода шкодам или потравам, дела по превышению определенной в Сичи нормы на про­дажу товаров.

Из уголовных преступлений самым большим считались: предательство, убийство козаком товарища; побои, причиненные козаком козаку в трез­вом или пьяном виде; воровство чего-либо козаком у товарища и укрывательство им краденной вещи: «особливо строги были за большое воровство, за которое, ежели только двумя достоверными свидетелями в том докажутся, казнят смертию»; связь с женщи­ной и содомский грех ввиду обычая, запрещавшего брак сичевым козакам; обида женщине, когда козак «опорочит женщину не по пристойности», потому что подобное преступление «к обесславлению всего войска запорожского простирается»; дерзость против начальства, особенно в отношении чиновных людей русского пра­вительства; насилие в самом Запорожье или в христианских селениях, когда козак отнимал у товарища лошадь, скот и имущество; дезертирство, т. е. самовольная отлучка козака под разными пред­логами в степь во время похода против неприятеля; гайдамачество, т. е. воровство лошадей, скота и имущества у мирных поселен­цев украинских, польских и татарских областей и проезжавших по запорожским степям купцов и путешественников; привод в Сичь женщины, не исключая матери, сестры или дочери; пьянство во время походов на неприятеля, всегда считавшееся у козаков уголовным преступлением и ведшее за собой строжайшее наказание.

Наказания и казни определялись у запорожских козаков раз­личные, смотря по характеру преступлений. Из наказаний практи­ковались: приковывание ланцюгами или железом к деревянному столбу, стоявшему среди площади, за воровство впредь до пред­стоявшей преступнику казни; заключение преступника, окован­ного цепями, в войсковую пушкарню; в пушкарню иногда сажали и под «честный караул» иностранцев, как например, татар, заподозрен­ных в воровстве коней и отводимых в пушкарню впредь до рассле­дования дела; привязывание к пушке на площади за оскорбле­ние начальства, за убийство человека, не принадлежавшего к запорожской общине и особенно за денежный долг: если козак будет должен козаку и не захочет или не будет в состоянии уплатить ему долг, то виновного приковывают к пушке на цепь, запиравшуюся замком, и оставляют до тех пор, пока или он сам не заплатит своего долга, или кто другой не поручится за него; приковывались к пушке иногда и не одни воры, но и убийцы, но это делалось в виде временного наказания, до наступления суда. Подобный способ наказания, но лишь за воровство, существовал у татар, из чего можно заключить о заимствовании его козаками у мусульманских соседей. Далее, практиковалось сажание на деревянную кобылу, за воровство, о чем свидетельствуют дошед­шие до нашего времени письма запорожского Коша: «Мы того человЂка приковали было х кобылице за свое злое дЂло, т. е. за злодЂйство, что многія †куренЂвещи покралъ, а того не вЂдаем, кто ему замокъ на шеЂ разбилъ». Затем допускалось, хотя и редко, битье кнутом, чаще киями под виселицей за воровство и гайдамачество «будучи сами великие воры в разсуждении сто­ронних, они жестоко наказывают тех, кто и малейшую вещь укра­дет у своего товарища». Также допускалось, хотя редко, повреж­дение членов «изломлением одной ноги на сходке» за нанесение ран в пьяном виде ножом; «за большие вины переламливали руку и ногу»; было в употреблении разграбление имущества, за самовольное превышение таксы против установленной в Сичи нор­мы на продажу товаров, съестных и питейных продуктов; опре­делялась иногда и ссылка в Сибирь, вошедшая, впрочем, в упот­ребление только в последние времена исторического существова­ния запорожских козаков в пределах России, при императрице Екатерине II. Кроме всего этого, предания столетних стариков указывают еще на один вид судебных наказаний у запорожских козаков,— сечение розгами; но так как современные акты о том не говорят, то нужно думать, что подобного рода наказание, если только оно в самом деле было, допускалось только как единичное явление, потому что оно мало гармонировало с честью запорожского «лыцаря». Наконец, в случаях обоюдной ссоры допускалась, по преданию, и дуэль.