ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории
Научная студенческая работа на тему
”Административная система у запорожских козаков”
Выполнил: ст. гр. ТКС-98а
Научный руководитель:
доц. Барбачева Л.В.
г.Донецк
1999
1. Административные и судебные власти
в запоржском низовом войске……………………………………………3
2. Суды и наказания у запорожских козаков……………………………..16
3. Вывод………………………………………………………………………..22
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ВЛАСТИ В
ЗАПОРОЖСКОМНИЗОВОМ ВОЙСКЕ
Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежедогодно сменявшимся и непременно неженатым начальством. Полный штат начальственных лиц у запорожских козаков, по различным источникам, определяется различно: 49, 118, 149 человек. Последовательно степень этих начальников представляется в таком, приблизительном, порядке: войсковые начальники — кошевой атаман, судья, асаул, писарь и куренные атаманы; войсковые служители — подписарий, булавничий, хорунжий, бунчужный, перначный, подъасаулий, довбыш, поддовбыш, пушкарь, подпушкарный, гармаш, толмач, шафарь, подшафарь, кантаржей, и канцеляристы; походные и паланочные начальники — полковник, писарь, асаул, подписарий, подъасаулий. Когда впервые определился состав запорожских властей, за неимением точных данных, указать нельзя; полагают лишь, что чин кошевого существовал уже в XVI веке, тогда как чина войскового писаря в это время еще не было. Но такого указания принять нельзя ввиду того, что самое слово «Кош» становится известным, как мы видели, по документальным данным, около начала XVII столетия.
Первые четыре из перечисленных должностных лиц, именно кошевой атаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь, составляли собственно так называемую войсковую старшину; к ним иногда причисляли куренных атаманов и старых козаков, бывших старшин, но уступивших, или добровольно или против воли, свои звания другим; остальные названные лица составляли или «младшую старшину», «войсковых служителей», или же паланочных и перевозных старшин; в мирное время войсковая старшина управляла административными и судебными делами войска, в военное время предводительствовала козаками, уступая свое место в Сичи наказной старшине, но по окончании войны вновь принимая свои права.
Кошевой атаман соединял в своих руках военную, административную, судебную и духовную власть. В военное время кошевой был «главным командиром», «фельдмаршалом» войска и действовал как совершенно неограниченный диктатор: он мог выбросить непослушного за борт лодки или же на шее с веревкой тащить его за тяжелым обозом; в мирное время он был «конституционным владыкою» Запорожья и потому управлял всею областью козацких вольностей с их паланками, селениями, зимовниками и бурдюгами;
исполнял роль верховного судьи над всеми провинившимися и преступниками, и потому наказывал виновных за проступки и определял казнь злодеям за преступления; считался верховным начальником запорожского духовенства и потому принимал и определял духовных лиц из Киева в сичевую и паланочные церкви, оставлял или возвращал их назад, смотря по поведению и способностям каждого. Соединяя в своих руках такую обширную власть, кошевой атаман «властен был над жизнью и смертью каждого из казаков», и хотя указом 1749 года, 13 марта, русского правительства строго воспрещались в Сичи смертные приговоры, но кошевые атаманы игнорировали подобные приказания и всегда подписывали смертные приговоры ворам и злодеям, как это видим из многих примеров: так, в 1744 году повешен был в Сичи козак Иван Покотило; в 1746 году забит киями в Самаре козак Сухий; в 1746 году повешены три козака в Сичи и один козак, Павло Щербина, в Самарской паланке; в 1770 году казнен козак Зима в Протовчанской паланке; первые шесть козаков казнены по предписанию кошевого Павла Козелецкого, последний, седьмой, по определению кошевого Петра Калнишевского.
Обязанности кошевого состояли в том, что он утверждал выбранных на раде всех следовавших за ним чинов, узаконивал распределение «по лясам» земли, покосов, рыбных ловель, звериных уходов, разделял военную добычу, войсковые доходы, царское жалованье, принимал новых лиц в Сичь, отпускал старых козаков из Сичи, выдавал аттестаты заслуженным товарищам, посылал ордера паланочной старшине, входил в дипломатические отношения с соседними государствами: Русским, Польским, Крымским, Турецким и отдаленным Германским, принимал королевские универсалы, царские указы, гетманские ордера. Официально кошевой титуловался «Мосце пане атамане кошовий»; «господине кошевий», «Его вельможность пан кошовый атаман»; «Его благородие пан кошовый атаман»; неофициально назывался «батьком, пан-отцом, вельможным добродием»; в знак своего достоинства, при общественных собраниях, он держал в руке металлическую или за неимением металлической, в экстренных случаях, тростниковую булаву; в церкви имел особое место, бокун или стасидию, резного дерева, выкрашенную зеленой краской; на время отсутствия из Сичи назначал себе заместителя, называвшегося «наместником атамана» или «наказным» атаманом, «кошевым товарищем»; последний мог быть иногда даже во время пребывания настоящего кошевого в Сичи.
Но при всей своей силе кошевой атаман, однако, не был неограниченным властелином запорожского войска: не имея ни особенного помещения, ни отдельного стола, кошевой был в действительности только старшим между равными, «батьком» для всех козаков, оттого имел больше моральное, чем дисциплинарное право. Власть его ограничивалась отчетом, временем и радой. Каждый кошевой ежегодно, 1 января, во время выбора войсковой старшины, должен был дать отчет во всех своих поступках и действиях, касавшихся войска; при этом, если во время отчета за кошевым открывалось какое-либо преступление против войска, какое-либо неправильное решение суда, какой-нибудь незаконный поступок против заветных преданий запорожских, то его даже казнили смертью.
Есть известие, что первый предводитель козацкий, Предслав Ландскоронский, был казнен за то, что имел намерение привести козаков в строгое повиновение.
В 1739 году был убит козаками на крымской стороне Днепра, против острова Хортицы, кошевой атаман Яков Тукало.
Затем каждый кошевой избирался только на один год, по истечении которого на место его становился другой; исключения делались лишь для весьма немногих, особенно выдающихся и популярных лиц, каковы: Иван Сирко, Константин Гордиенко, Иван Малашевич и Петр Калнишевский, из коих первый был кошевым атаманом в течение 15 лет, а последний в течение 10 лет; но и тут все-таки кошевые оставались в своей должности не на всю жизнь, а каждый год вновь избирались и вновь утверждались на общей раде всех козаков. Наконец, каждый кошевой был в зависимости от рады, то есть от совета всего «низового запорожского товариства» или, говоря московским и польским языком, от «черни» и «простонародья» козацкого: «Кошевой у них как беспорядочно избирался не голосами, а криком и киданием шапок на избираемого, то так же и лишался своей власти по прихоти непостоянной черни».
Без общей рады всего запорожского войска кошевой атаман ничего не мог и ничего не смел предпринять: «У насъ не едного пана кошового порада до писания листовъ бываетъ, лечъ всего войска нашего запорожского единогласна: що кгди скажетъ въ листу доложи, того а нЂпанъ кошовій, а нЂ писарь безъ езволенія нашего переставляти сами собой неповинни».
Кошевой не имел права даже распечатывать самолично писем, присылавшихся на его имя откуда-либо в Сичь. Оттого когда в 1676 году приехал в Запорожье посланец гетмана Самойловича, Карп Надточий, и вручил письмо гетмана кошевому Сирку в курене, то Сирко не принял этого письма наедине, а велел вынести его на раду и там вручить себе. Оттого же на всех ордерах и письмах, посылавшихся куда-либо от имени кошевого из Сичи, всегда делалась подпись не одного кошевого, а со всей старшиной и войском: «Ея Императорскаго Величества войска запорожского низового атаманъ кошовий (имя) с войскомъ, старшиною и товариствомъ»; «Атаманъ кошевой (имя) с товариствомъ»; «Атаманъ кошевой и товариство».
В словесных отношениях с козаками кошевой обращался с ними не повелительно, а отечески или товарищески, называя их «дітками, братчиками, панами-молодцями, товарищами»; так, выслушав какую-нибудь бумагу на войсковой раде, кошевой обращался с речью к товариству: «А що будем робити, пани-молодці?» «Братія моя милая, атамани молодці, войско запорожское низовое, днипровое, как старый, так и молодой». Если случалось решать какое-либо важное войсковое дело, то кошевой атаман созывал все товариство на общее собрание и, приняв важный и вместе почтительный вид, входил с открытою головой на определенное место среди радной площади, становился под войсковое знамя, кланялся несколько раз собранию и, стоя во все время рады, держал к товариществу речь, или осуждая какое-нибудь преступление, или смиренно прося у войска какой-либо в свою пользу благосклонности. Козаки слушали его с большим вниманием, а потом громко высказывали каждый свое мнение и, в случае несогласия с кошевым, показывали это своим голосом и разными телодвижениями; в случае же находили требование кошевого несообразным или просто мало основательным, то совсем не покорялись его воле и лишали всеобщего уважения.
Как на Украине гетман, так в Запорожье кошевой атаман имел при «боку», особенно во время военных походов, несколько человек, от 30 до 50, слуг, выполнявших обязанности адъютантов при «власной» особе кошевого; это были так называемые молодики, джуры или хлопцы, слуги-товарищи, исполнявшие такую же роль при кошевом, какую исполняли пажи при важной особе какого-нибудь рыцаря. Во время войны 1769 года в строевых козацких реестрах показано несколько человек молодиков «при пану кошевому»; впрочем, эти же молодики прислуживали не только кошевому, но и другим лицам войсковой старшины по два или по три при каждом, большею частию в хлопцы или слуги сичевых козаков попадали молодые люди из поляков. То что это были не простые слуги при кошевом и других старшинах, видно из самых обязанностей, на них возлагавшихся: «молодики должны были Богу добре молиться, на коні реп'яхом сидіти, шаблею одбиваться, списом добре колоти і із рушниці зорко стріяти». Впрочем, слово «молодик» иногда означало в Сичи и просто молодой человек.