Смекни!
smekni.com

Английская буржуазная революция и её роль в развитии парламентаризма (стр. 3 из 4)

Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин. Исполнительная власть была формально вручена избранному парламентом сроком на 1 год Государственному Совету, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.

Политическая система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649 г. оставалось около 80 членов (т. н. «охвостье»). В заседаниях и решениях дел принимали участие ещё меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О. Кромвеля.

К осени 1651 года минуло 11 лет с момента избрания Долгого парламента. Между тем оставшееся от него «охвостье» явно не торопясь ни с самороспуском, ни с установлением предельного срока своих заседаний. Когда стало очевидным, что «охвостье» готовит избирательный закон, которым обеспечивалось возвращение его членов в новый парламент, его час пробил.

20 апреля 1653 г. Кромвель в сопровождении военного отряда явился в парламент и распустил его своей властью. Одновременно был распущен и Государственный совет. Его функции взял на себя совет офицеров, пополненный гражданскими членами.

В июле 1653 г. собрался так называемый парламент святых (или «малый парламент» - около 140 человек), члены которого были либо названы высшими офицерами, либо делегированы церковными общинами.

Настроения парламента показались, однако, Кромвелю опасными.

До тех пор пока парламент занимался вопросом о замене церковного брака гражданским или планировал судебную реформу, его ещё терпели, но, когда он замахнулся на церковную десятину терпению офицерской верхушки пришёл конец. Не без её «совета» умеренное большинство «малого парламента» 12 января 1654 г. явилось к Кромвелю и сложило свои полномочия. С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована.

Уже через 4 дня была готова новая конституция страны, так называемое «Орудие управления». Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона.

Идея писаной конституции была новой для Англии. Конституция от 13 декабря 1653 г. устанавливала внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учреждённом лорде – протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения».

Выбор на пост лорда – протектора производился Государственным Советом (членов которого, в свою очередь, избирал парламент). Лорд – протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления. Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики. От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал правом помилования.

Особой статьёй конституции полномочия лорда – протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

Издание конституции и переустройство верхов политической системы далеко не устранили противоречий между обществом и индепендентским руководством. Противоречия были тем более значительными, что политический, административный и нравственный террор, установленный индепендентами под лозунгами революции, был значительно тяжелее для широких слоёв, чем режим прежней монархии, которая при всех грехах была – таки светским государством. Индепенденты же в своём протестантском рвении стали стремиться построить государство – церковь.

Первый парламент протектората собрался 3 сентября 1654 г. включал немалое количество республиканцев, не желавших мириться с неограниченной по существу властью протектора. 22 января 1655 г. парламент был распущен Кромвелем. Это была его явная политическая ошибка: он вынужден теперь был делить власть с генералитетом армии. Идея военного деспотизма всё более набирала силу.

Под давлением генералитета принципы военной организации были перенесены на административно – территориальное устройство. Летом 1655 г. страна была разделена на 17 военных округов во главе с генерал – майорами.

Второй парламент протектората открылся 17 сентября 1656 г. Первым актом этого парламента было уничтожение режима генерал – майоров. Взамен в июле 1657 г. Кромвелю было предложено принять на себя королевское звание. Предложение было стратегическим: цель его заключалась в восстановлении исторической конституции. Однако Совет армии и генералитет вмешались и расценили предложение «как скандальное». Изменения, однако, последовали 22 мая 1657 г, но в духе компромисса традиционного уклада с военной диктатурой. Кромвель получил право самому назначить себе преемника. Одновременно восстанавливалась Палата лордов, подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести.

Так проявилась сокровенная мечта буржуазии и дворянства восстановить в Англии монархию.

Режим протектората при всём этом был связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658 г. ускорила крушение режима протектората. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета. В 1659 г. его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику. Общественное недовольство и режимом индепендентов, и безвластной республикой одновременно стало настолько значительным, что вопрос о восстановлении монархии и исторической конституции в стране стал в область практической политики.

Революция исчерпала себя.

Политический кризис конца протектората был вызван не случайным стечением обстоятельств. Установившийся в результате революции государственный порядок был нестабильным, он не соответствовал сложившейся обновлённой социальной структуре. Политические инициативы индепендентского парламента, не уравновешенного никакими другими государственными институтами, вызывали обоснованные опасения широкого слоя крупных собственников – и старых ленд–лордов, и «нового дворянства», и финансово – торговой буржуазии, которая получила необходимые привилегии в колониальной торговле и законодательную поддержку.

В поисках стабильности выходом стало представляться возвращение на престол династии Стюартов.

5. Восстановление монархии.

Попыткой частично восстановить прежний порядок были уже парламентские выборы 1658 г. Они были проведены не по нормам «Орудия управления», а по историческому законодательству. Парламент был распущен Военным советом. На его место было восстановлено в своих правах «охвостье» Долгого парламента, также затем распущенное в октябре 1659 г. Власть в стране окончательно перешла к Комитету безопасности, представлявшему Совет армии и весьма сузившийся круг радикально – индепендентского руководства. В этих условиях военачальник и наместник одного из крупнейших шотландских военных округов генерал Монк с верными ему войсками совершил военный переворот. Его войска вступили в Лондон для установления политического контроля над расшатавшейся властью, а генерал предварительно установил контакт с наследником престола.

25 апреля 1660 г. собрался новый учредительный парламент – конвент, в котором большинство составляли пресвитериане и кавалеры. Конвент санкционировал возвращение Стюартов, спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон.

Монархия была восстановлена.

Король Карл 2 торжественно подтвердил «Великую хартию 1215», «петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено. Труп Кромвеля был выкопан из могилы и повешен, живые «цареубийцы» были казнены или вынуждены были бежать из страны.

Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, прежней палаты лордов, английской церкви и пр.

Карл 2 и наследовавший ему брат Яков были в общем жалкими политиками. Не сознавая всей значительности перемен, они питали надежды на возвращение к дореволюционному порядку.

Первый же повод привёл к размежеванию правящего класса на две партии – тори и вигов. Тори объединили в своих рядах консервативно – роялистские элементы, связанные с крупным землевладением; виги представляли главным образом интересы английской промышленности и торговли.

Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом.

Возникновение партий тори и вигов кладёт действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более узком смысле – двум и ныне существующим партиям Англии; консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).