Смекни!
smekni.com

Андреевский Собор (стр. 2 из 4)

В ноябре 1733 года жители Васильевского острова указом духовного правления были приписаны приходом к Андреевской церкви. Церковь посещалась знаменитыми лицами города, в ней было оборудовано царское место.

30 июля 1745 года при торжественном богослужении в церкви принимали присягу как профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук М.В.Ломоносов и Тредиаковский.

В январе 1740 года знатные прихожане церкви обстоятельно описав неудобства проведенных служб в холодное время года, попросили Высочайшего разрешения

"... близь сей церкви на принадлежавшем ей месте построить из своего иждивения, с помощью доброхотных подаяний другую, теплую, а для безопасности топления печей - каменную церковь во имя знамения пресвятыя Богородицы или какого-либо святого».

5 апреля 1740 года комиссия отстроения города ответила духовному правлению разрешением строительства каменной церкви с отоплением, но потребовала план и фасад, которые уже 21 апреля 1740 года были представлены. Автор проекта неизвестен, однако 29 мая 1740 года архитектор О.П.Трезини (зять известного Д.Трезини) донес в Духовное правление, что строение новой церкви будет находиться «под его смотрением».

2 июня 1740 года Святой Синод разрешил строительство церкви, сообщив, что решение о ее наименовании будет учинено после того, как поступит донесение о готовности церкви к освящению.

Через некоторое время на строительство церкви были отданы разные материалы, известь и гвозди, оставшиеся после ремонта каменных домов, в которых жил в С.-Петербурге персидский посол со свитою.

В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова, согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, сенат постановил: денег за материалы на строительство новой церкви не требовать, так как при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.

Несмотря на запрещение захоронений на кладбище у Андреевской церкви, отдельным знатным лицам, в порядке исключения, святым Синодом выдавались разрешения на погребенье непосредственно у стен церкви.

Так, на западной стене позднее построенной Трехсвятительской церкви была установлена плита с надписью на грузинском языке взамен утраченной временеммогилы. В настоящее время она снята и хранится в здании церкви. В русском переводе, сделанноюпрофессоромБроссе,надпись эта гласит:

«Любезные братья мои, я была в этом преходящем мире дочь Кахетинского князя Обер-Гофмаршала Нодара Джарджадзева, и получила при святом крещении имя княжны Гуки. Божиею волею я была в супружестве за князем Грузинским первого разряда майором Эдишером Эмирахваровым и провела жизнь с ним в сердечном согласии. Лишившись отечества и своего имения, я прибыла в землю иностранную, и прешла от мира сего в столичном городе Петербурге 28 марта 1745 года на 37 году моей жизни. Иностранка, я, купив на деньги свои это место для моего приличного погребения, положена в земле, в церкви святого апостола Андрея, не оставив детей, которые молились бы за меня. Отцы и братья любезные, видя гробницу чужеземной грешницы и камень, покрывающий меня, молитесь Господу за меня, дабы он Вам простил грехи ваши".

17 октября 1760 года вновь выстроенная, с печным отоплением, каменная церковь освящена во имя Трех Святителей. Она расположилась рядом с Андреевским собором, с левой его стороны, в одной ограде. Каменное двухэтажное здание, прямоугольное в плане, на плитном цоколе. Крыша здания увенчана небольшим восьмигранным барабаном с куполом. Перекрытие из каменных крестовых сводов. Иконостас, взятый из домовой церкви князя А.Меншикова, простоял на своем месте до 1827 года, когда был заменен новым, пожертвованным из домовой церкви генерал-майора Титова. На хорах -придельная малая церковь во имя Благовещения Богородицы.

В мастерской известного ювелира Ф.А.Верховцева в 1861 г. был изготовлено 7,5 пудовое серебряное облачение Главного престола. На нем были изображены Голгофа с Тремя крестами.

На высокой двухъярусной колокольне Собора размещалось 10 колоколов, которые особенно славились своим звоном. Самые большие - Воскресенский и Полиелейный.

Собор славился своим резным деревянным, выполненным в стиле барокко, иконостасом.

Художник, писавший иконы спасителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста остался неизвестным.

Трехсвятительная церковь

Трехсвятительная церковь строилась с 1740 г. и была освящена в 1760 г. Здание весьма простое, оформлено плоскими пилястрами, характерными наличниками окон с лучковыми и полуциркульными перемычками.

В Трехсвятительской церкви богослужения совершались причтом Андреевского собора. Имеется предание, что будто церковь эта в какое-то время была оспенной, а в другом варианте, что вначале храм этот был киркою и только впоследствии был обращен в православную церковь. Последнее имеет некоторую долю вероятности, если принять во внимание устройство хоров и освещение здания двумя рядами окон, в два света.

Сведений о перестройках здания в XIX веке не имеется, за исключением того, что в середине XIX века с северной стороны к ней сделана небольшая пристройка - одноэтажная, каменная, прямоугольная в плане.

Только в 1845 году церковная жизнь в Трехсвятительской церкви оживилась. По указу Синода от 3 апреля 1845 года приходская Благовещенская церковь в углу 7-й линии и Малого проспекта была преобразована в женский монастырь. Для совершения богослужения благовещенскому причту была передана Трехсвятительская церковь. Так было до 1 июня 1854 года, когда Благовещенская церковь вновь была возвращена прежним прихожанам.

А в Трехсвятительской церкви церковная жизнь вновь замерла. Её помещения стали использоваться для ризницы Андреевского собора, церковной библиотеки и архива. В 1897 году при ремонте церкви был закрашен живописных плафон.

Каменный Собор

4 июля 1763 года случилось большое несчастье: от молнии деревянная Андреевская церковь загорелась и отстоять её от огня не удалось.

6 октября 1763 года Святых Синодом разрешено, вместо погоревшей деревянной церкви построить каменный собор с пятью главами и колокольней. Торжественная закладка собора происходила 18 июля 1764 года.

Историк С.Петербурга А.И.Петров, в своей книге "История Санкт-Петербурга" утверждает, что автором проекта собора был архитектор Алексей Иванов, но факт этой документации не подтвержден. История строительства и перестроек собора изучена недостаточно, однако известен факт, что 8 августа 1766 года во время работ во внутрь церкви обрушился купол. Автор проекта - архитектор А.Ф.Вист был арестован.

«А.Вист родился 10(21) мая 1722 г. в Петербурге в семье одного из секретарей князя А.Меньшикова. Один только год, 1766 г., принес Висту сразу 2 неудачи, но даже это не сломило зодчего. Строил Вист довольно-таки много, хотя имя его стало потихоньку уходить в безвестность. Последняя известная работа датирована 1780 г. А год смерти А.Виста вовсе не известен.»[21].

Как выяснялось, в результате разбора причин аварии, обвал был вызван не ошибкой автора проекта, а плохим качеством строительных материалов. Точной даты окончания строительства собора в церковной и светской литературе не указывается, но в 1950 году на здании установлена памятная доска государственной инспекции охраны памятников, которая гласят:

"Памятник архитектуры ХУШ века. Здание бывшего Андреевского собора. Построено в 1764-1780 г. Архитектор А.Ф.Вист. Охраняется государством".

Орден святого Апостола Андрея Первозванного

С открытием собора он вновь стал центром кавалеров ордена святого Апостола Андрея, день памяти которого 30 ноября (13 декабря в новом стиле) отмечался ежегодно. Царское место в соборе сохранялось до 1813 года.

В С.Петербурге святой Апостол Андрей Первозванный особо почитался, как покровитель Руси и брат небесного покровителя Петра 1. По преданию, частица его святых мощей в золотом ковчеге была заложена в основание Петропавловского Собора. В 1698 году Петром 1 учрежден был первый и самый почетный орден в нашем Отечестве - святого Андрея Первозванного.

«Первый орден Петр самолично вручил видному дипломату и военачальнику, 48-летнему адмиралу Федору Головину. Знаки ордена представляли собой восьмиконечную звезду, голубую ленту и крест в виде косого андреевского распятия. По преданию, на таком кресте был распят в Греции ближайший ученик и сподвижник Христа Андрей Первозванный, который всю жизнь провел в странствиях, проповедуя христианство. Побывал Апостол и на Руси, и со времен киевских князей почитался как святой покровитель земли русской.

Сам Петр I стал кавалером этого ордена лишь спустя 5 лет после его учреждения. В списке награжденных немало известных имен: Меньшиков, Суворов, Багратион… В этом году история Андреевского ордена получила продолжение. Указом президента Б.Ельцина был восстановлен в статусе высшей награды РФ. Первым кавалером стал академик Дмитрий Лихачев. Внешне он выглядит не так,как прежний, но девиз «За веру и верность» не утратил своего значения.»[21]

История Собора (XIX век)

После наводнения 1824 г. все подземелье было залито водой и стояла вода 1 ¼ аршина. Во избежание подобного половодья на будущее время духовенство распорядилось засыпать подземелье и бывший вход в него закрыть глухим сводом.

В 1834 году холодный Андреевский собор был оборудован отоплением.

10 марта 1848 года согласно указу № 1299 С.Петербургской Духовной консистории, с благословения преосвященного С.Петербургского викария, Епископа Ревельского Нафанаила, управлявшего С.Петербургской епархией, было разрешено к собору с двух сторон по проекту архитектора Н.Гребенки пристроить на собранную от прихожан сумму каменные приделы: справаво имя Успения Божией Матери, а слева во имя святителя Николая Мирликийского. Заложены они 31 июля 1848 года самим преосвященным, а освящены местным благочинным 15 октября 1850 года.