Смекни!
smekni.com

Аспар - властитель Восточно-Римской империи (стр. 4 из 5)

Если вы внимательно читали реферат, то знаете, что название его – Аспар, властитель восточно-римской империи. Почему властитель – думаю, объяснять нет необходимости. Мы видим, каких успехов добивались наши предки в прошлом. Могущественная Византия была под каблуком у Аспара. Наши предки играли совсем не последнюю роль в формировании современной цивилизации. Они шагали наравне с самыми развитыми государствами. Поэтому не стоит считать, что мы всегда будем в роли догоняющих. Уверен, что наша родина вскоре займет достойное место в ряду других Европейских государств. Но для этого совсем не надо забывать свою историю, свой язык, свою культуру.

У нас есть великие примеры для подражания, и мы должны им следовать.

ЛИТЕРАТУРА

ФЕЛИКС ГУТНОВ

СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ОСЕТИИ

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ВОЙНА С ВАНДАЛАМИ

«РЕСПУБЛИКА» № 6 (419) 12 февраля 2003 г.

ИСТОРИИ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ. Последний курултай

ИЗ ИНТЕРНЕТА:

РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ

ОРИЕНТИРЫ ХРОНОЛОГИИ

ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (часть3)

НАЗВАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЭТНОНИМЫ АЛАН И АС

ПРИЛОЖЕНИЕ

РОЛЬ АЛАН В ФОРМИРОВАНИИ ЗАПАДА

Заметна роль военной аристократии алан и в других социумах

Запада. В последний день 406 г. огромная орда вандалов, свебов и

алан форсировала Рейн в районе Майнца и вторглась в римскую Галлию.

Здесь они встретили племена франков, занимавших поселения на левом

берегу Рейна. По мнению Ф. Тордарсона, имеются основания считать,

что появившиеся здесь аланы, ведомые Гоаром и Респендиалом, прежде

занимали большей частью пространство между Каспием и Понтом, а

также дунайские земли. На Западе аланы, возглавляемые Респендиалом,

стали союзниками вандалов и свебов; тогда как другие аланы во главе

с вождем Гоаром стали союзниками Рима. Спустя несколько лет, в 412

г. Гоар вмешался в политические процессы римской Галлии, приняв

участие в широко известной истории с Иовином. В 440 г. источники

называют Гоара уже «королем алан» (kings of the Alans). В 550 г.

его наследник Сангибан, другой аланский вождь, со своими воинами

сражался на стороне римлян в битве 451 г. на Каталаунских полях.

Аланы внесли свою лепту в разгром гуннов и спасли Римскую империю

от нависшей угрозы. Однако около 460 г. «королевство алан» с

центром в Орлеане было разгромлено франками и исчезло со страниц

истории как отдельная этническая группа и политическая сила.

В гото-аланском союзе знать последних играла важную роль.

Однако в этом союзе на «королевский» престол они не претендовали.

После того, как Эрманарих покончил жизнь самоубийством из-за

поражения от гуннов (поступок «короля» носил, очевидно, ритуальный

характер), и гибели его преемника, часть остроготов подчинилась

победителям. Другая часть во главе с дуксом некоролевского

происхождения – Алатеем – объединилась в конфедерацию племен вместе

с аланскими и гуннскими контингентами. Причем дукс опекал законного

наследника «королевской» власти – маленького ребенка из рода

Амалов. Интересно, что ни Алатей ни «его аланский союзник Сафрак не

стали королями, несмотря ни на спасение короля, ни на их

решительные действия при Адрианополе, ни на занятие Паннонии».

Согласно Иордану, Алатей, Сафрак и Фритигерн – дуксы одного

уровня, которые вместо «королей» правили готами.

Некоторые европейские ученые полагают, что «король» вандалов и

алан «обладал высшей властью над обоими племенами, которые и

являлись действительными носителями государственного суверенитета.

В соответствии с античной мыслью, государство и представляющие

государство слои неразделимы, по крайней мере, в теории». Однако в

реальной практике «римские представления постоянно сталкивались с

германским образом мышления». Различия отмечены, например, во

внешних атрибутах власти. Король вандалов «носил нагрудный панцирь

и военный плащ, а также – как знак суверенитета – диадему. О знаках

царского достоинства вроде жезла и короны до сих пор ничего не

известно... Особенной характеристикой королевской власти и

княжеского почета являлись все же свита, телохранители и вообще

двор» (Г.-И. Диснер).

Итак, источники эпохи Великого переселения народов называют

«королей» алан Западной Европы – Бевку, Бабая, Гоара (король-

идолопоклонник), Респендиала, Эохара («свирепейший царь алан», в

другом месте – «царь-идолопоклонник»), Сангибана, Беоргара, Аддака

и др. Как правило, эти «короли» являлись военными вождями.

Среди алан Западной Европы источники упоминают так же «знатных

людей» (vir illustris), людей «высокого положения», «опытных

вождей» (duces exerciti).

В заключение остановимся на влиянии, оказанном аланами на

культуру народов Западной Европы. Если говорить о наследии,

оставленном аланами в Европе, то в первую очередь следует отметить

их влияние на развитие военного искусства и облика аристократии.

Определенный след оставили они в художественном ремесле, литературе

и религии. Один из трех алан, канонизированных католической

церковью – святой Гоар (названный родителями в честь знаменитого

аланского полководца), жил в келье у слияния Лохбаха и Рейна.

Благочестивая репутация Гоара привлекала в его келью многочисленных

пилигримов. Гоар по традиции своего народа давал всем посещавшим

его приют и пищу. К великому ужасу духовного руководства Гоар

весьма обильно питался с гостями. За это он даже предстал перед

епископским судом, т.к. отшельники не имели права притрагиваться к

еде раньше полудня, а иногда и до захода солнца. Защищая себя перед

судом, Гоар заявил, что, во-первых, святость бога основывается не

на материальных вещах, таких, как еда, а на праведном мире и

радости духа. Во-вторых, что он считал не менее важным, любой

человек обязан оказывать гостеприимство всем, кто его посещает. По

словам Гоара, с его стороны было бы крайне неэтично не участвовать

в трапезах вместе с гостями. Это отражение хорошо известного обычая

алан. Популярность Гоара была настолько велика, что, несмотря на

состоявшийся суд, руководство католической церкви вынуждено было

занести его в ранг святых. В последствии в Германии, в 30-ти км от

Кобленца на левом берегу Рейна возник городок Санкт-Гоар; а

напротив на правом берегу – Санкт-Гоархаузен. Интересно следующее

обстоятельство: немцы отмечают праздник св. Гоара неделю – начиная

с 3-го воскресенья ноября, т.е. в те сроки, когда осетины (потомки

алан) отмечают Джиоргуба – праздник св. Георгия.

Актуальными в западной историографии являются еще две проблемы:

1) о влиянии алан на формирование английских сказаний о короле

Артуре и рыцарях круглого стола, и 2) возможная связь между аланами

и религиозными представлениями викингов.

В 2002 г. вышла книга Г. Рейда, согласно анализу которого,

возникшие в постримское время легенды о короле Артуре, королеве

Гинерве, волшебнике Мерлине, рыцарях «круглого стола» восходят к

истории сарматов, «варварских союзов племен, проживавших в степях

(юга) России». В тезисном изложении выводы Г. Рейда сводятся к

следующему.

После завоевания Азии и Африки сарматы достигли Дуная, где,

наконец, встретились с римлянами. Согласно свидетельству античных

авторов, император Марк Аврелий принял на службу 8000 опытных

всадников (по данным Я. Харматты – речь идет о 30 000 сарматов),

5500 из которых были посланы на т.н. стену Адриана в Бретани в

помощь передовым заставам. По словам Г. Рейда, в 175 г. после Р.

Хр. первые отряды высоких, прекрасных всадников, защищенных

металлическими доспехами, достигли Бретани. Они представляли собой

известное звено воинственных племен и, в определенной мере, основу

легенд об Артуре. Эти профессиональные воины-всадники сражались под

знаменами в виде драконов и поклонялись богу войны – обнаженному

мечу, воткнутому в землю. Г. Рейд обратил внимание на хранящиеся в

петербургском Эрмитаже предметы с изображениями драконов; они

найдены в могилах воинов-кочевников Сибири и датируются 500 г. до

Р. Хр. Аналогичные мотивы отмечены в иллюстрированной книге,

написанной ирландскими монахами в 800 г. после Р. Хр. Сарматские

шаманы, как полагает Г. Рейд, в английском фольклоре

трансформировались в образе волшебника Мерлина; а чаша шаманов

стала прообразом священного кубка Грааля. Имя одного из героев

английского фольклора – Pendragon – происходит от азиатского слова

и означает «князь» (lord), а tarkhan означает «вождь» (leader).

Жизнь сарматов и сегодня сохранилась в мифах о Камелоте; легенды

этого цикла возвращают нас к образу знаменитого воина (из

нартовского цикла) Батрадза, чья жизнь связана с волшебным мечом.

Хотя азиатская теория происхождения английских легенд о рыцарях

«Круглого стола» не нова, Г. Рейд своим тщательным анализом

существенно укрепил версию о сарматском (аланском) влиянии на

формование фольклорного образа короля Артура.

Широко известный эксперт Гоффри Эш уже

выступил с критикой некоторых положений концепции Г. Рейда. В

частности, отметив широкое распространение мотива дракона (от

мифологии Уэльса и Беовульфа до Ветхого завета), Эш в резкой форме

выступил против сарматских корней данного мотива: «Удручает то, что

подобная ерунда (hogwash) распространилась в научных кругах».

Вместе с тем, было отмечено, что «Говард имел беспрецедентный

доступ к архивным материалам, на основании которых версия о влиянии

сарматских легенд на формирование мифов о Камелоте получила новое

обоснование».

Идея о возможной связи английских легенд о короле Артуре с

историей и фольклором сарматов/алан – не нова. Она уже поднималась