Британские власти, принимая у себя афганского короля, пытались всячески оказать на него нажим, демонстрируя ему свою промышленную и военную мощь, намереваясь склонить его к более тесным контактом с Великобританией в ущерб афгано-советским связям. Однако Аманулла-хан отклонил эти попытки.
В мае 1928 г. король прибыл в Москву, тепло встреченный руководителями Советского государства. Во время двух недельного пребывания в Советском Союзе он познакомился с достижениями советского народа в хозяйственном и культурном строительстве. Были подписаны также документы о расширении экономического и культурного сотрудничества между двумя странами.
Визит Амануллы-хана в Турцию и Иран завершился подписанием договоров о дружбе с этими странами, что укрепляло их позиции перед лицом продолжавшейся политической и экономической экспансии западного империализма.
В целом поездка афганского короля оказалась весьма плодотворной, содействовала усилению внешних связей Афганистана, открывала перспективы проведения новых важных преобразований в экономической и внутриполитической жизни страны.
Вернувшись на родину, Аманулла-хан приступил к разработке новой серии реформ, нацеленных на ликвидацию изживавшихся себя феодальных устоев. В конце августа 1928 г. он выступил с проектом новых реформ на заседании Лоя Джирги в Пагмане, в соответствии с которыми крупные феодалы и верхушка племён лишались различных привилегий. Новые реформы ослабляли политические позиции косных мусульманских богословов, подрывавших реформаторский дух правительственной политики. Учреждались светские суды. Все муллы и проповедники должны были пройти переаттестацию. Король и его сторонники пытались модернизировать семейно-брачные отношения, зафиксировав минимальный возраст для вступления в брак. Однако в этом они потерпели неудачу. В октябре на заседании дурбатов сторонники Амануллы-хана выдвинули новые проекты социальных и бытовых реформ, включавшие совместное обучение в школе, направление афганской молодёжи на учёбу за границу, запрещение полигамии, снятие чадры и др.
Важное место в новой программе младоафганского правительства заняли вопросы экономического развития. Стремясь ограничить экономическое влияние иностранного, англо-индийского капитала, монополизировавшего внешнюю и частично внутреннюю торговлю Афганистана, правительство Амануллы-хана стало проводить протекционистскую политику в отношении местного купечества. В 20-х годах в стране появились первые торговые акционерные общества (ширкеты), в которых участвовали и представители правящих кругов, включая эмира.
Попытка объединения национального капитала в ширкеты получило значительное развитие в конце 20-х годов, когда в стране уже насчитывалось около 20 торговых компаний с общим капиталом 5,5-6 млн. афгани. Ширкетам были предоставлены монополии на заготовку и реализацию важнейших товаров. В результате позиции иностранного купечества в Афганистане были несколько ослаблены. К концу 20-х годов национальный капитал осуществлял около 40% всех внешнеторговых операций. На заседании Лоя Джирги в августе 1928 г. Аманулла-хан информировал депутатов о своих переговоров с промышленными кругами стран Запада и о подписании концессионных договоров. Он предложил создать государственный банк, намеривая использовать купеческие капиталы на государственные нужды. Но этот проект не был поддержан купечеством, опасавшиеся доверять государству свои капиталы и требовавшим создание частного банка.
Программа реформ младоафганского правительства предусматривала важные меры в области военного строительства. Предлагая реорганизовать афганскую армию по типу европейских, Амануллы-хан настаивал на введение системы всеобщей воинской повинности взамен принципа добровольности, увеличение срока военной службы от 2 до 3 лет, запрещение замены рекрута и откупа. Поскольку закупка вооружений за границей требовала крупных ассигнований, Амануллы-хан осенью 1928 г, ввёл дополнительный чрезвычайный налог в размере 5 афгани с каждого подданного.
Большое внимание правительство уделяло борьбе с укоренившимся социальными пороками, в частности с бюрократизмом, взяточничеством, контрабандой. Однако дальше призывов и нейтральных планов в этой сфере государственной деятельности дело не пошло: требовалось радикальное изменение самой социальной структуры государства, не входившие в планы афганцев. Было выдвинуто также предложение о реорганизации системы государственного управления. Аманулла-хан предложил создать Национальный совет – прообраз будущего парламента – взамен государственного совета (исполнявшего, как указывалось выше, роль не более как консультативного органа при дворе). Но и это начинание в тех условиях оказалась нереальным ввиду нарастающего противодействия различных слоёв населения всей реформаторской деятельности режима Амануллы-хана.
Некоторые признаки напряжённой обстановки в стране проявлялись уже во время заседания Лоя Джирги. Острый характер дискуссий вокруг предлагаемых законопроектов, откровенное давление Амануллы-хана и его окружения на депутатов, слабо маскируемое нежелание последних поддержать реформы – всё это свидетельствовало о росте политической напряжённости. В самом окружении короля ширились разногласия по вопросу глубины и масштабов социально-экономических преобразований, отсутствовало политическое единство, усиливалось личное соперничество различных лидеров. Радикализм реформ Амануллы-хана увеличивал число его противников. Попытка короля создать партию “Истикляль ва таджаддод” (“Независимость и обновление”) в качестве политической основы модернизации натолкнулось на противодействие группы влиятельных лидеров младоафганского движения, придерживавшихся умеренных взглядов. Опасаясь возникновения оппозиции в высших сферах власти, Аманулла-хан провёл чистку государственного аппарата. При этом лишились своих постов некоторые крупные деятели, приверженцы младоафганских идей. Например, ушли в отставку министр иностранных дел, идеолог младоафганцев Махмуд-бек Тарзи и один из ближайших советников короля, министр обороны Мухаммад Вали-хан, возглавлявший первую афганскую дипломатическую миссию в Москве в1919 г. Их место заняли люди без политической ориентации, но сумевшие войти в доверие к королю. Некоторые из них не скрывали своей враждебности к реформам. В окружении Амануллы-хана царила атмосфера интриг, недоверия, вражды, фракционности.
Сложившаяся к осени 1928 г. расстановка классовых сил в стране свидетельствовала о возникновении широких оппозиционных настроений. В лагере противников реформаторской политики оказалась реакционная верхушка мусульманских богословов, недовольство которой носило широкий и многообразный характер. Она была недовольна многими нововведениями правительства, в первую очередь попытками снизить её общественную и политическую роль, секуляризовать многие стороны общественной жизни, поставить деятельность служителей культа под контроль светских властей. Особое негодование мусульманских фундаменталистов вызвали социально-бытовые реформы, ограничившие их традиционную монополию в сфере семейно-брачных устоев. Именно эти преобразования стали основным объектом их критики. Аманулла-хан был объявлен “безбожником”, “еретиком”, попирающим священные принципы ислама, идущим на поводу у “неверных”. Верхушка мусульманских богословов – наиболее ярый противник буржуазной реформации – стала идеологом антиправительственного движения. К ней примкнули крупные феодалы-землевладельцы, ханы племён, недовольные ограничением их административной власти на местах, лишение традиционных привилегий, сужением беспошлинной торговли (по существу контрабанды) с Британской Индией.
Не осталось в стороне от этого движения и другая часть населения страны – крестьяне, беднейшие скотоводы, ремесленники, кустари. Некоторые социальные мероприятия правительства Аманулла-хана, в частности отмена всякого рода дополнительных налогов и поборов, ликвидация рабства, провозглашение религиозного равноправия, способствовали облегчению феодального гнёта. Однако в целом эти слои не получили прямых выгод от проводимых реформ. Наоборот, в условиях начального этапа перехода страны на путь буржуазного развития их экономическое положение значительно ухудшилось. Увеличился размер земельного налога, составив к концу 20-х годов 45% стоимости урожая. В основном правительственные реформы проводились за счёт крестьянства. Расходы на зарубежную поездку короля, на сделанные им покупки оружия, машин, оборудования тоже легли тяжёлым бременем на крестьянские массы. И, наконец, перевод налогов в денежную форму, и закрепление частной собственности на землю непосредственно отразились на положении крестьян, вызвав важные сдвиги в последующей эволюции крестьянского хозяйства и социальных отношений в деревне. Не имея наличных средств для уплаты налога, крестьянин брал деньги в долг у ростовщика или помещика под залог будущего урожая или своего участка земли, попадая таким образом в долговую кабалу (Экспроприация крестьянских земель, обезземеливание крестьян, принимая всё большие масштабы, продолжались вплоть до апрельской революции 1978 г.). В итоге крестьянство, зависимое от феодалов и ханов, вступило против реформ, ухудшивших его положение, и соответственно против младоафганского режима, составив основную движущую силу антиправительственного движения.