Смекни!
smekni.com

Афганистан (стр. 3 из 6)

Первые признаки надвигающегося социально-политического кризиса обнаружились осенью 1928 г., когда в некоторых районах к северу от Кабула появились разбойничьи шайки, грабившие местных богачей. Эта была ещё стихийная форма социального протеста крестьян, доведённых до отчаяния многочисленными поборами и произволом местной администрации. Один из таких вооружённых отрядов грабителей возглавил дезертировавший из армии унтер-офицер Хабиббула по прозвищу Бачаи Сакао (сын водоноса). Его отряд вскоре стал совершать нападения на представителей местной власти, причём часть награбленного отдавал беднякам. Действия Бачаи Сакао в северной провинции, поддержка, оказываемая ему местными крестьянами, обеспокоили правительство, которое вынужденно было принимать меры по пресечению его деятельности, впрочем, без видимого успеха.

В тот же период, в ноябре 1928 г., вспыхнуло восстание некоторых пуштунских племён в Восточной провинции, быстро распространившиеся по многим уездам. Губернатор провинции объявил о сборе воинских частей и ополчений племён, одновременно обратившись к восставшим с призывом прекратить мятеж. Центральные власти отправили дополнительные войска в мятежную провинцию. В конце ноября произошли крупные столкновения между армейскими частями и отрядами повстанцев.

Руководители восстания – религиозные лидеры племени шинвари Мухаммад Алам и Мухаммад Афзал выпустили манифест, в котором излагались цели и задачи восставших. Восстание, утверждалось в документе, поднято в “попытке изменить образ правления страной, устранить правителей, которые подвержены взяточничеству и коррупции и задают законы, противоречащие шариату”. Далее объявлялось, что территории, занятые повстанцами, управляются “согласно законам шариата и улемы являются их истинными правителями”. По мнению авторов документа, в основе причин восстания лежали “языческие формы”, Амануллы-хана. Манифест содержал призыв к свержению короля. 9 декабря 1928 г.

Было достигнуто соглашение о перемирии между мятежниками и правительственной делегацией сроком на 10 дней. Однако через несколько дней восстание возобновилось. Мятежники осадили центр провинции г. Джелалабад.

Между тем антиправительственная деятельность Бачаи Сакао усиливалась. Его широкая популярность среди населения Северной провинции привлекла внимание оппозиционных кругов, в первую очередь реакционных богословов, которые решили использовать Бачаи Сакао в борьбе против режима Амануллы-хана. 12 декабря на совещании ханов в деревне Калакан (на родине Бачаи Сакао) его провозгласил эмиром Афганистана под именем Хабиббулы Гази. В этот же день он совершил нападение на уездный город Сарай Ходжа и разоружил местный гарнизон. Его соратник, мелкий помещик Сеид Хусейн, захватил город Джабаль ус-Серадж, гарнизон которого сделал без боя. Бачаи Сакао готовился к захвату Кабула.

Король и его приближенные оказались в сложном положении. Внутри самой правящей верхушки наблюдались страх и растерянность. Некоторые государственные деятели тайно установили связи с Бачаи Сакао. Активизировал свою антиамануллистскую деятельность находившийся в изгнании в Британской Индии видный мусульманский богослов Хазрат-и Шур Базар Моджаддади, высланный Амануллой-ханом. Волнения распространились на другие провинции Афганистана.

Всеобщее недовольство сказалось и на настроениях в армии, большая часть которой состояла из представителей национальных меньшинств, подвергавшихся национальному гнёту. Нелояльными оказались и большинство офицеров, не одобрявших радикальных реформ. Участилось, став затем массовым, дезертирство из армии. 13 декабря отряд Бачаи Сакао численностью до 3 тыс. человек совершил нападение на Кабул, которое ценой больших усилий было отражено.

29 декабря реакционные богословы, используя Бачаи Сакао в качестве своего ставленника, вступили фетву (религиозный эдикт), где пытались обосновать законность притязаний Бачаи Сакао на трон. В фетве подверглись критике политические и социально-бытовые реформы правительства, король обвинял в “безбожии” и объявился низложенным. На пост эмира был выдвинут Бачаи Сакао, который, по утверждению авторов фетвы, будет управлять страной в соответствии с шариатом.

Аманнула-хан, лишившись поддержки основных социальных сил, обратился за помощью к своему племени дуррани. Однако лидеры племени отказались поддержать его в борьбе против мятежных восточных племён и призвали соблюдать правила шариата. Отчаявшийся король послал в Джелалабад для переговоров с повстанцами своего родственника, губернатора Кабула Али Ахмад-хана, втайне питавшего оппозиционные настроения и мечтавшего о троне. В начале января 1929 г. ему удалось добиться перемирия. 5 января в Джелалабаде была создана Джирга местных племён, которая выработала свои требования, включавшие полное восстановление законов шариата, снижение налогов, представительство мулл в государственном аппарате, ликвидацию иностранных миссий, отмену нового уголовно-процессуального кодекса и др.

Нарастание внутреннего кризиса в Афганистане сопровождалось усилением активности британского империализма в регионе. Задолго до восстания английские колониальные власти в Индии занялись строительством фортификационных сооружений и линий коммуникаций на границе с Афганистаном, сюда были стянуты крупные военные силы. В ноябре 1928 г. здесь начались маневры англо-индийских войск.

В это же время в пограничном районе появился известный агент британской разведки полковник Лоуренс, проводивший подрывную работу среди племён пограничной полосы. Афганское правительство отдало распоряжение о его аресте в случае появления на афганской территории.

Англичане пошли на открытое вмешательство в афганские события. Британские самолёты неоднократно нарушали воздушное пространство Афганистана. Английский посланник в Кабуле Хэмфрис имел встречу с Бачаи Сакао и заверил его в своих симпатиях. Напряжённая обстановка в Кабуле вынудила англичан эвакуировать свою дипломатическую миссию. Но их происки против режима Амануллы-хана не прекратились. 22 декабря ими был инспирирован побег из Индийского города Аллахабада внука бывшего эмира Шер Али-хана – Мухаммада Омара, жившего там на содержании британских властей. Мухаммад Омар пытался проникнуть в зону восстания племён и возглавить их выступление против неугодно англичанам Амануллы-хана.

В обстановке усиливающейся изоляции младоафганский режим пошёл на капитуляцию: 9 января 1929 г. был опубликован фирман с отказом от ряда важнейших реформ. Были отменены социально-бытовые реформы, всеобщая воинская повинность, муллы восставлены в прежних правах, учреждался сенат с участием известных улемов, сардаров, ханов и некоторых чиновников. Однако этот шаг уже не мог дать Аманулле-хану даже выигрыша во времени. Режим был обречён. Кабул был фактически осаждён восставшими отрядами Бачаи Сакао.

14 января 1929 г. Аманулла-хан отрёкся от престола в пользу своего старшего брата Инаятуллы-хана и покинул столицу, направляясь в Кандагар. Бачаи Сакао, отказавшийся пойти на перемирие, предложенное новым эмиром, занял Кабул и 19 января был провозглашён эмиром Афганистана. Инаятулла-хан на британском самолёте вылетел а Пешавар, впоследствии присоединившись в Кандагаре к Аманулле-хану.

Так закончился один из важных периодов независимого развития Афганистана. Кризис политики реформ и падение режима Амануллы-хана явились следствием сложного процесса классовой борьбы, отражавшей столкновение старых и новых социальных сил – феодальной реакции и пробивающей себе дорогу молодой национальной буржуазии. Важнейшим компонентом классовых выступлений конца 20-х годов явилось стихийное движение трудовых слоёв, протестовавших против ухудшения своего положения. Массовые выступления крестьянства и бедных скотоводов были использованы в борьбе против младоафганского режима феодальной реакцией, подержанной британским империализмом.

Новая власть в Кабуле во главе с эмиром Бачаи Сакао опиралась на консервативные круги крупнейших феодалов и реакционных богословов, противников реформ. Обвинив Аманнулу-хана в нарушении шариата, новый режим декларировал отмену всех реформ, ущемлявших интересы реакционной оппозицию отмена всеобщей воинской повинности удовлетворяла интересы сепаратистки настроенных ханов племён. Вместе с тем, пытаясь удержать на своей стороне крестьянство, новый эмир объявил об отмене недоимок прошлых лет, дополнительных поборов и налогов.

Сразу же после прихода к власти Бачаи Сакао предпринял попытки консолидировать власть в борьбе с различными претендентами на трон. Его войскам удалось подчинить север, Гератскую провинцию (а в мае 1929 г. захватить даже Кандагар). Однако ряд районов фактически сохранял независимое положение, лишь номинально признавая власть Кабула.

С отменой важнейших реформ младоафганского правительства Афганистан в своём социально-экономическом развитии был отброшен назад. Были закрыты школы, и просвещение попало под контроль мулл, упразднены министерства образования и юстиции, правосудие отдано во власть шариатских судов, женщины лишены даже тех зачатков прав, которые они получили при Аманулле-хане. В первые же дни был создан законодательный орган – совет “Исламие”, состоявший из мулл и крупных ханов.

Экономике страны был также нанесён серьёзный ущерб. Бачаи Сакао прибег к широким конфискациям и грабежу имущества не только сторонников Амануллы-хана, но и значительной части купечества. Внешняя и внутренняя торговля были парализованы. На дорогах участились разбои и грабежи. Национальная промышленность пришла в упадок. Резко возросли цены на важнейшие товары. События 1928г. повлекли за собой полное расстройство государственных финансов. Стремясь пополнить казну, Бачаи Сакао усилил налоговый гнёт. Тем самым отказываясь от своих деклараций. Обманутое крестьянство постепенно отходило от кабульского правителя. Кроме того, оно не было ограждено от произвола и притеснений со стороны налоговой администрации, оставшейся на своих местах после падения правительства Аманулы-хана.