3.
Моления славян-язычников своим богам были расписаны по временам года и сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам,так как Солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних земледельцев.
Начинался год, как и у нас сейчас, 1 января. Новогодние празднества - святки - длились 12 дней, захватывая конец старого и начало нового года. В эти дни сначала гасили все огни в очагах, затем добывали трением "живой" огонь, пекли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступающий год. Кроме того, язычники всегда стремились активно воздействовать на своих богов при помощи жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Боги как бы приглашались на эти пиры-братчины, становились сотрапезниками людей. Существовали специальные святилища - "требища", предназначенные для таких ритуальных пиров. Церковь использовала новогодние языческие святки, приурочив к ним христианские праздники рождества и крещения (25 декабря и 6 января) . Следующим праздником была масленица, буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Церковь боролась с этим праздником, но не смогла его победить и добилась только выдворения его за календарные сроки "великого поста" перед пасхой.[22]
В пору пахоты, сева яровых и "прозябания" зерна в земле мысль древнего славянина обращалась к предкам, тоже лежащим в земле. В эти дни ходили на кладбище и приносили предкам пшеничную кутью, яйца и мед, считая, что предки-покровители помогут всходам пшеницы. Кладбища представляли собой в древности как бы "поселки мертвых" - над сожженным прахом каждого умершего строилась деревянная "домовина" ("столп"); в эти миниатюрные дома и приносили угощение предкам весной и осенью. Позднее стали над могилами насыпать земляные курганы. Обычай "приносов" в родительские дни сохранился и до наших дней.[23]
На протяжении весны и лета беспокойство древнего земледельца об урожае все возрастало - нужны были вовремя дожди, вовремя солнечное тепло. Первый весенний праздник приходился на 1 - 2 мая, когда появлялись первые всходы яровых.[24]
Второй праздник, слившийся впоследствии с христианским троицыным днем,- это день бога Ярилы, бога животворящих сил природы; в этот день (4 июня) убирали лентами молодую березку и украшали ветками дома. Всю ночь горели костры, молодежь гуляла, пела, плясала, все считались друг другу невестами и женихами. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. И эти верования очень долго держались в крестьянской среде. Желая подчеркнуть юность и красоту Бога-Ярилы, им зачастую наряжали девушку. Ее сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую - символ смерти, изображение человеческого черепа. Коня со всадницей водили по полям, прося у Ярилы хорошего урожая.
"Похоронам" состарившегося Ярилы тоже был посвящен праздник, приходившийся на позднюю осень. Но люди знали, минует зима, и Ярила воскреснет, как и зерно, похороненное в земле, воскресает новым зерном.
Третий праздник отмечал летний солнцеворот 24 июня - день Купалы (Иван Купала).
Во всех этих праздниках ощущается настойчивое моление о дожде. Хороводы девушек, обрядовые песни и пляски в священных рощах, жертвоприношения рекам и родникам - все было направлено на получение дара неба - дождя. Дню Купалы предшествовала русальная неделя. Русалки - нимфы воды и полей, от которых, по представлениям славян, зависело орошение земли дождем.
В славянской этнографии хорошо известно, что в дни таких русальных празднеств в деревнях выбирали самых красивых девушек, обвивали их зелеными ветками и с магической целью обливали водой, как бы подражая дождю, который хотели вызвать такими действиями Праздник Купалы был наиболее торжественным из весенне-летнего цикла. Поклонялись воде (девушки бросали венки в реку) и огню (в купальскую ночь на высоких холмах, на горах разводили огромные костры, и юноши и девушки попарно прыгали через огонь). Жизнерадостная игровая часть этих молений сохранялась очень долго, превратившись из обряда в веселую игру молодежи.[25]
Этнографы начала Х1Х в. описывают великолепное зрелище купальских костров в Западной Украине, Польше и Словакии, когда с высоких вершин Татр или Карпат на сотни верст вокруг открывался вид на множество огней, зажженных на горах.[26]
Кульминационным пунктом славянского сельскохозяйственного года были грозовые, жаркие июльские дни перед жатвой. Земледелец, бессильный перед лицом стихий, со страхом взирал на небо - урожай, взращенный его руками, вымоленный у богов, был уже почти готов, но грозное и капризное небо могло его уничтожить. Излишний зной мог пересушить колосья, сильный дождь - сбить созревшее зерно, молния - спалить сухое поле, а град - начисто опустошить нивы.
Бог, управлявший небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день - 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству.
Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были жрецы-волхвы и ведуньи-знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху. Наряду с языческими молениями об урожае, составлявшими содержание годового цикла праздников, славянское язычество включало и первобытный анимизм ( заклинания и обряды поклонения лешим, водяным, болотным духам) и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых.
[1]Тихонова Л.П. Cлавянская мифология.M.,1998.С.1,2.
[2]Галкина Г.В. Языческие божества древних славян.M.,1997.C.12.
[3]Галкина Г.В. Языческие божества древних славян.M.,1997.C.14.
[4]Галкина Г.В. Языческие божества древних славян.M.,1997.С.15.
[5]Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.10.
[6]Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.12.
[7]Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.13,14.
[8]Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.15.
[9]Тихонова Л.П. Cлавянская мифология.М.,1998.С.15.
[10]Тихонова Л.П. Славянская мифология.M.,1998.C.16.
[11]Тихонова Л.П. Славянская мифология.M.,1998.C.17.
[12]Тихонова Л.П. Славянская мифология.,M.,1998.C.18,19.
[13]Тихонова Л.П. Славянская мифология.,M.,1998.C.20.
[14]Тихонова Л.П. Славянская мифология.M.,1998.C.21.
[15]Тихонова Л.П. Cлавянская мифология.M.,1998.C.22,23.
[16]Семенова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.34.
[17]Cеменова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.35,36.
[18]Cеменова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.37,38.
[19]Семенова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.39,40.
[20]Демин В.В. Тайны русского народа.M.,1995.C.110,111.
[21]Демин В.В. Тайны русского народа.M.,1995.C.113,114.
[22]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.115.
[23]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.117.
[24]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.118.
[25]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.119,120.
[26]Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.121.