Смекни!
smekni.com

Большевики (стр. 2 из 5)

Книга Ленина «Что делать?» сыграла огромную роль в идейном разгроме «экономизма», в сплочении партийных кадров на основе марксизма, в подготовке II съезда РСДРП. Книга нанесла сильный удар ревизионистам в западноевропейских социал-демократических партиях в лице Бернштейна[5] и его сторонников, разоблачила их оппортунизм и предательство интересов рабочего класса.

В марте 1902 г. В. Ленин в брошюре «Что делать?» выдвинул новую, непривычную по тем временам идею. Он доказывал, что костяк партии должны составить «профессиональные революционеры». Взяв на себя роль своеобразных «доверенных лиц» рабочего класса, они смогли бы привести его к победе. «Дайте нам организацию революционеров, – и мы перевернем Россию!» – восклицал Владимир Ильич. «Надо подготовлять людей, - писал он, - посвящающих революции не одни только свободные вечера, а всю жизнь.… Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших бойцов. Мы должны взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося пролетариата соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию, к которой потянется все, что есть в России живого и честного.»[6].

В тоже время революционное движение Ленин рассматривал как составное звено единого всемирно-исторического процесса социального обновления мира. В первых же своих работах он ориентировал русских марксистов на сочетание общедемократической борьбы с царизмом с борьбой против капитализма, за социализм. Эта Ленинская мысль была закреплена в программе партии, принятой на II съезде РСДРП.

За три года «Искра» приобрела огромное влияние на русские комитеты РСДРП. «Экономизм» был идейно разбит. Период разброда, шатаний подходил к концу.

Сплотив вокруг «Искры» партийные организации России, Ленин выдвигает задачу созыва II съезда. Предвидя, что подготовка к съезду и сам съезд пройдут в обстановке острой идейной борьбы, он разъяснял российским марксистам важность предстоящего съезда и необходимость принятия им искровской программы и искровских организационных принципов.

15 августа 1902 г. Ленин в Лондоне провел совещание с представителями Петербургского комитета РСДРП, Русской организации «Искры», «Северного союза РСДРП», на котором было создано искровское ядро Организационного комитета (ОК) по созыву II съезда партии.

С глубоким волнением и нетерпением ожидал Ленин открытия съезда, о котором страстно мечтал, как о событии исторической важности. Накануне съезда и во время его работы прокатилась громадная волна всеобщих стачек на юге России. Делегаты принесли на съезд дыхание приближавшейся революционной бури. Буквально за несколько дней австрийские социал-демократы, также действующие в многонациональной стране, высказывались за федерацию, и единая партия распалась на национальные организации.

II съезд РСДРП, на котором произошло «второе рождение» партии, тайно заседал сначала в Брюсселе, но из-за преследований со стороны бельгийской полиции был вынужден прервать свою работу и продолжить заседание в Лондоне, проходил с 17 (30) июля по 10 (23) августа 1903 г. На нем было 43 делегата, представлявших 26 организаций и имевших 51 решающий голос.

В целях конспирации съезд в Брюсселе проходил в помещении мучного склада. Большое окно склада было завешано красной материей. 17 июля, поднявшись на импровизированную трибуну, Г.В. Плеханов[7] торжественно открыл съезд. Волнением и радостью были охвачены все присутствовавшие в эти исторические минуты.

По тщательности подготовки, по полноте представительства, по обширности круга вопросов, которые представляло решить, II съезд РСДРП был невиданным явлением во всей истории русского революционного движения.

Главная задача II съезда РСДРП, указывал В.И. Ленин, заключалась в создании действительной революционной рабочей партии на принципиальных и организационных началах, выдвинутых и разработанных «Искрой». Эта задача решалась в острой борьбе с оппортунизмом.

«Искра» имела на съезде большинство - 33 голоса. У антиискровцев было 8 голосов (3 «экономиста" и 5 бундовцев). За группой «Южный рабочий» шли колеблющиеся - центристы, или «болото», как называл их Ленин; у них было 10 голосов. Хотя большинство делегатов съезда причисляло себя к сторонникам «Искры», но не все они были настоящими искровцами. Твердые и последовательные искровцы, сторонники Ленина, имели 24 голоса; так называемые «мягкие» искровцы, шедшие за Мартовым, будущие меньшевики, имели 9 голосов. Антиискровцы пытались использовать в своих целях каждое разногласие среди искровцев.

Съезду приходилось преодолевать такое, препятствие, как кружковщина. Ему предстояло заменить узкие кружковые связи единой широкой партийной связью, построить партию, в которой все организации идейно и организационно тесно связаны между собой. Переход от кружковщины к организационной партийной деятельности проходил нелегко и даже болезненно.

Съезд начал свою работу с вопроса о месте Бунда в партии. «Искра» отстаивала сплочение передовых рабочих всех наций, живущих в России, единую централизованную партию. Бунд добивался построения партии на федеративных началах, рассматривая ее как формальное объединение национальных организаций, независимых от общепартийного руководства. Слабо связанные между собой организации не представляли бы сплоченной партии. Вопрос имел тем большее значение, что федералистские настроения проявились в национальных социал-демократических организациях: поляков, латышей, литовцев, армян.

В.И. Ленин и его сторонники вели непримиримую борьбу против бундовского организационного национализма, разъясняя вред федерации, узаконяющей отчужденность во внутренней жизни партии и противоречащей принципу централизма. Съезд отверг националистический принцип в построении партии. Ленинская идея создания партии на основах централизма и пролетарского интернационализма победила.

На съезде утвердили Программу РСДРП, которую вплоть до 1917 года признавали все основные течения русских социал-демократов. Партия называлась в ней «отрядом всемирной армии пролетариата»[8]. Программа включала в себя революционные требования: свержение самодержавия, провозглашение демократической Республики. Важное место в ней отводилось улучшению положения рабочих. Этим социал-демократы рассчитывали завоевать их сочувствие и поддержку.

Своими долговременными задачами социал-демократы считали социальную революцию и диктатуру пролетариата. Во время обсуждения программы возникали разногласия по вопросу о том, как соотносятся между собой демократия и диктатура пролетариата. Лидер оппортунистов Акимов и его единомышленники сопротивлялись включению в Программу положения диктатуры пролетариата, ссылаясь на программы западноевропейских социалистических партий, в которых не ставилась задача завоевания диктатуры пролетариата.

«Экономисты»[9] выступили против программного положения о руководящей роли партии в рабочем движении и предложили ряд поправок в духе «теории стихийности», но съезд отверг все их поправки. Особенно упорно оппортунисты возражали против программы по крестьянскому вопросу. Утверждениями о не революционности крестьянства они прикрывали свое нежелание и даже боязнь поднимать массы на революцию. По существу, оппортунисты ополчались против руководящей роли пролетариата в революции, против союза рабочих и крестьян.

В аграрной программе были заложены две основные взаимосвязанные идеи: поднятие крестьян на буржуазно-демократическую революцию под лозунгом «устранения остатков крепостного порядка» и задача «свободного развития классовой борьбы в деревне», т.е. подготовки условий для борьбы за победу социалистической революции. Защищая эту программу, Ленин подчеркнул, что требование уничтожения остатков крепостничества носит революционный характер. «Мы верим, - говорил он, - что ввиду того, что социал-демократия выступила теперь на борьбу за крестьянские интересы, мы в будущем будем считаться с фактором, что крестьянская масса привыкнет смотреть на социал-демократию, как на защиту ее интересов»[10].

Серьезные споры также разгорелись по национальному вопросу. Для такой многонациональной страны, как Россия, правильное решение национального вопроса имело исключительное значение. Теоретические основы и практические требования марксистской национальной программы разработал Ленин. В работе «Национальный вопрос в нашей программе» и в других статьях он обосновал последовательно интернационалистские программные положения: полное равноправие всех граждан, независимо от национальности, право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства, объединение рабочих всех наций в единых классовых организациях.

Лозунг права наций на самоопределение являлся сильным оружием партии в революционной борьбе: он привлекал угнетенные национальности России на сторону пролетариата как последовательного борца против национального гнета, способствовал воспитанию рабочего класса в духе пролетарского интернационализма. Этому лозунгу бундовцы противопоставили глубоко оппортунистическое и националистическое требование культурно-национальной автономии. Оно размежевывало рабочих по признаку национальной культуры и разрушало интернациональное классовое единство пролетариата; ограничивало интересы трудящихся различных наций только вопросами культуры и отвлекало их от борьбы за революцию, за демократическое переустройство государства в целом. Неправильную позицию заняли на съезде представители польской социал-демократии. Они ошибочно считали, что лозунг права наций на самоопределение сыграет на руку польским националистам, и предлагали его снять.