Смекни!
smekni.com

Борьба дома Тайра за власть в Средневековой Японии (стр. 3 из 5)

В том же 1167 году младшему брату Киёмори, Сигэмори, был отдан императорский указ о необходимости наказания разбойников в западных и восточных провинциях (военно-полицейские функции). Ряд ученых считают, что предоставленные Сигэмори права были прототипом прав военных губернаторов при Камакура Бакуфу.

Названный указ отвечал интересам обоих сторон: только начавший по-настоящему проводить политику монастырского правления экс-император пытался укрепить свою личную диктатуру при помощи Сигэмори. Но и для Тайра признание их военных отрядов в качестве вооруженной силы экс-императора впервые дало возможность иметь военно-полицейские права по всей стране.

Несмотря на возможности, Тайра не шли на прямой конфликт с домом регента и канцлеров, оставляя им ставшие наследственными должности, но, сохраняя за собой право оказывать влияние на принятие окончательных решений. Тайра применяли по отношению к Фудзивара тактику, которую сами Фудзивара практиковали с императорским двором, а именно – брачные связи. Под контроль дома Тайра перешла значительная часть земель дома регентов. Экс-император поддержал такое распределение владений своим указом. В результате стараниями и Госиракава и Киёмори дом Фудзивара был еще более ослаблен. Когда дом Тайра находился на подъеме, Киёмори внезапно тяжело заболел. Экс-император сделал все для выздоровления военного вождя, так как в случае его смерти мог нарушиться контроль над периферийными самураями, что угрожало бы самому существованию власти аристократии.

В 1168 году Госиракава заменяет четырехлетнего императора Рокудзю сыном экс-императора Норихито под именем императора Такакура, так как в случае смерти Киёмори сторонники единоличного правления императора могли стать серьезными противниками экс-императора.

Вскоре Киёмори чудесным образом исцелился. Ношение монашеского сана в сочетании с положением родственника императора позволило ему действовать на политической арене свободно от статусных ограничений. Брат его жены Тайра Токитада в «Повести о доме Тайра» сказал слова о могуществе своего дома: «Тот не человек, кто не из нашего рода!»

Возможно, целью Киёмори была ликвидация института монашествующих экс-императоров и восстановления власти сидящих на троне монархов, поскольку в таком случае он мог осуществлять диктатуру. Подобно канцлерам и регентам Фудзивара, при которой сам Киёмори как глава военного дома, имевшего большое влияние и провинции, обладал бы неограниченной властью в качестве Великого министра. Однако, он проводил свою политику в рамках старого режима и, в конечном счете, она оказалась такой же неудачной, как и утех, кто в 1156 году пытался восстановить диктатуру Фудзивара.

Есть версия, объясняющая причины быстрого и невиданного ранее подъема дома Тайра тем, что Киёмори в действительности приходился сыном экс-императору Сиракава, пожаловавшего Тайра Тадамори свою любимую женщину, которая была беременной. Родившийся ребенок и был Киёмори. Возможно, это позволило ему подняться так высоко.

Дом Тайра и заморская торговля.

После того, как Киёмори принял монашество, он стал проводить много времени в усадьбе Фукухара в провинции Сэтцу, которая являлась как опорной базой контроля над западными провинциями, так и важным пунктом на торговом пути между Киото и материком, выходом к Внутреннему морю через порт Овадотомари, который еще издавна играл важную роль. Его значение выросло после того, как обмелел порт Кавадзири на реке Ёдогава, служивший воротами в столицу. У Тайра был большой интерес к торговле с китайскими купцами из империи Сун. Киёмори, занимая с 1146 по 1156 год должность губернатора провинции Аки на побережье Внутреннего моря, также стремился укрепить торговые связи. В 1166 году его брат Ёримори был назначен наместником на Кюсю. Тайра осуществляли торговлю с Сун и укрепляли свой контроль над островом. Ёримори, даже в нарушение сложившейся традиции, лично отправился на Кюсю, непосредственно занимался административными делами, прилагая усилия к увеличению земель дома Тайра и зависимых от него людей.

С начала 12 века структура торговых отношений, где важную роль играла Корея, начала меняться. Ее основу стала составлять непосредственная торговля Японии с Сун, чему способствовали рост искусства мореплавания и развитие техники строительства кораблей в Японии. Киёмори разрешил кораблям Сун плавать по Внутреннему морю, стремясь к тому, чтобы прибывавшие на северный Кюсю китайские корабли плыли дальше, чем Овадотомари, что ранее было запрещено. Он также организовал встречу экс-императора Госиракава с китайцами в своей усадьбе в Фукухара. В 1172 году Сунский император прислал официальное послание с требованием отправки посла из Японии с признанием отношений зависимости и подарки экс-императору и Киёмори, последний и принял китайскую делегацию. Наследующий год Киёмори официально отправил ответное послание и подарки, чем выразил свое позитивное отношение к связям с Китаем, установлению дипломатических отношений с Сун. Ради выгод от торговли он пошел на внешнее умаление императорского престижа. Одним из ранних и наиболее важных результатов новых связей с континентом было возрождение в Японии интереса к науке. В период Нара аристократические семьи получали образование в частных школах, предназначенных только для членов их круга. Знать в первую очередь увлекалась литературой, а остальными науками пренебрегала.

Иным было положение в Сунский период. Прибывших в Китай японцев удивлял большой выбор печатных книг по различным областям знаний, и они везли их домой в большом количестве. К моменту подъема Тайра коллекции китайских книг стали необходимым атрибутом в высших слоях японского общества, даже если знать и не питала к ним личного интереса. Интерес к книгам способствовал началу их активного печатания и в Японии.

Активное поощрение торговли с Китаем было выгодно феодалам западных провинций, занимавшихся контрабандной торговлей. Многие из них до самого конца оставались военными союзниками Тайра. Уже после падения дома Тайра продолжавшаяся торговля с Сун способствовала восстановлению влияния секты Дзэн.

Связи с Китаем играли не только роль канала получения материальных и духовных ценностей, но и оказывали влияние на менталитет японцев. Произвольное объединение китайских и японских торговцев и смешанные по национальному признаку организации, корпорации, заключение в их среде брачных союзов вносили новый элемент в социальную организацию общества, где прежде господствовали замкнутые общинные связи. Исчезновение предубеждения против иностранцев, страха перед ними расширяло кругозор и повышало цивилизационный уровень развития японцев.

Расцвет дома Тайра.

70-е годы 12 века стали временем процветания дома Тайра. В 1171 году дочь Киёмори - Токуси - стала фрейлиной императора Такакура, а затем – императрицей. Однако, появление императрицы из военного рода вызвало сопротивление придворных и поэтому Токуси сначала была признана приемной дочерью Госиракава, а только потом принята при дворе. В то же время Киёмори приходилось постоянно преодолевать сопротивления традиционной аристократии, считавшей ее плебеем. Некоторые вооруженные столкновения показывают, что Тайра не признавали власти регента, что это удар по престижу аристократии.

Стали портиться отношения Тайра и с экс-императором Госиракава, который стал стремиться править единолично и опасался формирования при дворе сильной группировки во главе с Тайра. Все усложнилось вмешательством крупных храмов, которые стремились расширить свое влияние. По существу, это была борьба трех полюсов власти.

Конфликт начался в 1169 году, после столкновения в провинции Овари между доверенным лицом придворного Фудзивара Наритика, получившего эту провинцию в кормление и являвшегося одним из видных приближенных Госиракава и зависимыми людьми храма Энрякудзи. Храм потребовал изгнания Наритика, нанесшего оскорбления его зависимым людям, но двор заключил последних в тюрьму. Монахи отправились в Киото с петицией. Занимавший сначала жесткую позицию Госиракава пошел на уступки и отправил Наритика в ссылку. Удовлетворенные монахи вернулись в храм. Немедленно Наритика был прощен, возвращен в столицу и восстановлен в должности. Настоятелю секты был сделан выговор, а чиновников, которые занимались расследованием этого дела, лишили должностей и сослали в ссылку. Монахи возмутились и вновь выдвинули свои требования. Киёмори приехал из своей резиденции в Киото и стал оспаривать это решение. В Фукухара начали собираться самураи. Госиракава подчинился давлению, и Наритика вновь был лишен должностей и отправлен в ссылку, а начальник полицейского ведомства возвращен в столицу. Инцидент был исчерпан, но на протяжении трех месяцев двор был в замешательстве. То, что в этих событиях Тайра оказались на стороне монахов, усугубило их противоречия с экс-императором, а попытка поссорить Тайра и монахов не удалась. Храмы напрямую не боролись за власть, но их переход на сторону одной из сторон мог стать решающим фактором в борьбе. После смерти в 1176 матери императора Такакура, горячо любимой экс-императором Дзиси из рода Тайра, позиции между Госиракава и Тайра еще больше обострились. Позиции Такакура, не имевшего наследников, стали неустойчивыми, и экс-император несколько раз пытался предложить ему в приемные сыновья своих сыновей. В этом же году Томомори, сын Киёмори при ежегодном присвоении рангов был обойден одним из приближенных экс-императора, что задело самолюбие Тайра.