Министерство образования Российской ФедерацииТамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо истории На тему:«Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир». |
Выполнила студентка: 14 группы 1-го курса заочного отделения Академии экономики и управления Тен Галина Геннадьевна |
Тамбов 2001 |
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п | стр. | |
1. | ЭпиграфВВЕДЕНИЕНеобходимость выхода России из Первой мировой войны. Брестский мир.1.1. Позиции Ленина, Бухарина и Троцкого.1.2. Вторая встреча Троцкого в Брест-Литовске.1.3. Возобновление переговоров о заключении мира.1.4. Условия нового мира. Подписание договора. | 3 4 6 8 10 11 13 |
2. | Распад правительственной коалиции. | 19 |
3. | Взаимоотношения между Германией и соц. группами России. | 24 |
4. | Брестский мир. Взгляд со стороны. | 26 |
Заключение | 32 | |
БИБЛИОГРАФИЯ | 33 |
Покупать у врага мир – значит
снабжать его средствами
для новой войны.
ВВЕДЕНИЕ
История всегда полна загадок. Несмотря на множество литературы по той или иной теме всегда остаются белые пятна. Цель моей работы - по возможности окрасить эти пятна. Российская история уникальна своими загадками. Отчасти это связано с политикой новой власти 1917 года. Но сейчас, по прошествии почти века приподнимается завеса темных тайн и загадок. Новое поколение – потомки – переосмысливают и переоценивают дела своих предков.
В своей работе я постараюсь решить следующие задачи:
1. изучить факты выхода России из Первой мировой войны и заключения Брестского мира.
2. рассмотреть взгляды правящей партии того времени в общем и отдельных наиболее выдающихся личностей в частности.
3. оценить возможность избежания заключения «похабного мира» или доказать его необходимость.
4. раскрыть некоторые интересные и, возможно, не известные широкому кругу факты. И как в свете этих фактов начинает пониматься то или иное событие.
Предметом исследования моей работы является политическая обстановка в России и за ее пределами в период с конца 1917 до середины 1918 гг., Брестский мир. Объектом являются взаимоотношения молодого российского правительства с мировым сообществом и отношения внутри партии.
Исследование данной темы свелось к следующему: уточнены взгляды лидеров российского правительства того времени на выход из войны, в т. ч. В. И. Ленина. А также, предложено видение происходящих событий нашими современниками, их высказывания по данной теме. Открыты некоторые новые факты о взаимоотношениях германского правительства и В. И. Ленина накануне революции 1917 года.
История наша необыкновенно многогранна. Каждый день наполнен событиями и изменениями, которые мы должны знать, помнить и понимать. Брестский мир вызывает множество противоречивых чувств и высказываний. Несомненно, каждый имеет на этот счет собственное мнение. В своей работе я рискнула определить свое отношение к «похабному миру».
1. Необходимость выхода России из Первой мировой войны. Брестский мир.
Вопрос об эволюции взглядов Ленина после его прихода к власти в октябре 1917г. и о тех целях, которые Ленин ставил перед собой до и после переворота, является основным при изучении истории Брестского договора и связанного с ним более общего вопроса о мировой революции.
События, происходящие в России в конце 1917 года, показывали, что для упрочения власти большевикам нужен мир в Первой мировой войне, начавшейся 23 июля 1914 года[1]. Голодная, плохо одетая, озлобленная армия была недееспособна.
В ноябре 1917 г. народный комиссар по иностранным делам Л. Троцкий обратился по радиотелеграфу к государствам Антанты и странам германского блока с предложением заключить общий мир. Но ответ пришел только от Германии, которая после конфиденциальных контактов с русскими парламентариями сообщила, что готова начать переговоры «об установлении перемирия на всех фронтах воюющих стран». Начало переговоров было назначено на 19 ноября (2 декабря), причем в заявлении от 15(28) ноября советское правительство указало, что в случае отказа Франции, Великобритании, Италии, США, Бельгии, Сербии, Румынии, Японии и Китая присоединиться к переговорам, мы будем вести переговоры с немцами одни, т.е. заявило о подписании сепаратного мира со странами Четверного блока. В Брест-Литовске помещались ставка главнокомандующего германским Восточным фронтом. Как место для ведения переговоров Брест-Литовск был выбран Германией. Очевидно, что ведение переговоров на оккупированной немцами территории устраивало германское и австрийское правительства, поскольку перенесение переговоров в нейтральный город, например в Стокгольм, вылилось бы в межсоциалистическую конференцию, которая могла бы обратиться к народам через головы правительств и признать, например, к всеобщей стачке или гражданской войне.
28 ноября 1917 года Россия обратилась к своим союзникам выступить на переговорах совместно. «Русская армия и русский народ, - говорилось в ноте российского правительства, - не могут и не хотят больше ждать… Мы приступаем к мирным переговорам. Если союзные народы не пришлют своих представителей, мы будем вести с немцами переговоры одни»[2]. Но Антанта не ответила на эту ноту. Две другие попытки русской стороны привлечь к переговорам союзников остались тщетными.
Советская делегация состояла из большевиков А. Иоффе (председатель), Н. Крыленко (главковерх), Н. Сокольникова, Л. Карахана и левых эсеров Анастасии Биценко и С. Масловского-Мстиславского. В состав советской делегации были включены рабочий Н. Обухов, крестьянин Р. Сташков, солдат Н. Беляков и матрос Ф. Олич, что придавало переговорам демократический характер. В качестве консультантов в делегацию входили контр-адмирал В. Альтфатер, капитан I-го ранга Б. Доливо-Добровольский, военный инженер генерал К. Величко[3].
С германской стороны вели переговоры статс-секретарь ведомства иностранных дел Кюльман, начальник штаба Восточного фронта генерал М. Гофман (руководитель делегации) и министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Чернин. 2 декабря было подписано перемирие сроком до 1 января 1918 года.
Переговоры о сепаратном мире проходили на конференции, открытой в Брест-Литовске 9 (22) декабря 1917 г. В советскую делегацию были дополнительно включены Л. Каменев и М. Покровский, а с конца декабря вместо Иоффе делегацию возглавил нарком иностранных дел Л. Троцкий.
На первом заседании советская делегация предложила германской стороне в основу договора положить идею всеобщего демократического мира и заключить мир без контрибуций и присоединения захваченных во время войны территорий. Кюльман и Чернин не возражали против этих условий, но поставили их в зависимость от участия в переговорах государств Антанты.
Одновременно с Россией Германия вела переговоры с Украинской Радой, объявившей Украину «народной республикой», независимой от России. Германия предложила Раде взамен на хлеб и мясо военную помощь в свержении Советской власти (тогда на Украине были две власти – Центральная Рада в Киеве и Советская власть в Харькове). Такой договор был заключен. Заключив его, Германия потребовала от России отторжения Польши, Литвы, части Латвии и Эстонии и прилегающих к ним островов (свыше 150 тыс. кв. км). Троцкий назвал это скрытой формой аннексии, противной декрету о мире. Переговоры были приостановлены, советская делегация заявила, что покидает Брест-Литовск для консультации с правительством, поскольку ранее предполагала, что «германцы просто откажутся от оккупированных областей и отдадут их большевикам»[4].
1.1. Позиции Ленина, Бухарина и Троцкого.
Первый раз вопрос о мире обсуждался на заседании ЦК большевиков 24 января 1918 г., на котором наметились позиции:
Ленин | Бухарин | Троцкий |
армия не в состоянии успешно отразить немецкое наступление, «мы вынуждены заключить сейчас – мир похабный, но если начнется война, то наше правительство будет сметено и мир будет заключен другим правительством»[5]. Заключив мир, мы сохраним Республику Советов России, «что выше всего и для нас, и для международно-социалистической точки зрения»[6], мы сохраним базу для развития мировой революции, без которой «прочной социалистической победы добиться нельзя»[7]. «…У нас уже родился здоровый ребенок – социалистическая республика», которого «мы можем убить, начиная войну»[8]. А это будет гибель Советской России, как очага мировой революции. Это был главный аргумент Ленина. | мира не заключать, объявить Германии «революционную войну», которая поможет ускорить мировую революцию[9]. (Факты, говорящие о ее (революции) приближении были: резко возросло забастовочное движение в Австрии и Германии, по русской модели образовались Советы рабочих депутатов в Берлине и Вене, на улицах Берлина в январе 1918 г. происходили вооруженные столкновения.) «Подписывая мир, - говорил Бухарин, - мы срываем эту борьбу. Сохраняя свою социалистическую республику, мы проигрываем шансы международного движения»[10] | «войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем». Он убежден, что силы Германии были истощены и она не в состоянии вести крупные наступательные операции на русском фронте, а если и начнет, то это ускорит революцию в Германии и сыграет роль детонатора мировой революции. |
В ЦК Ленина поддержали Я. Свердлов, Ф. А. Сергеев (Артем), И. Сталин и др.[11] Однако большинство высказались против. Против Ленина выступали Московский окружной и Московский городской комитеты партии, а также крупнейшие партийные комитеты Урала, Украины и Сибири.