Религия. Боспорцы почитали греческих и восточных богов - Кибелу, Деметру, Кору. Афродиту, Артемиду, Диониса, Зевса, Аполлона, Асклепия, Астарту и других. Особенно популярными были культы, связанные с плодородием и земледелием. Открыты редкие в Северном Причерноморье храмовые комплексы - святилище Деметры в Нимфее и, по-видимому, одно из трех упомянутых древними авторами святилищ Апатур на Таманском полуострове. Образы божеств боспорские мастера запечатлели в скульптуре и терракотовых статуэтках. Одним из лучших таких памятников является статуя Астарты второй половины IV в. Разносторонними стали культурные запросы боспорцев. Их интересуют история и философия, поэзия и театр, изобразительное искусство и спорт. Недошедшими до нас сочинениями боспорских историков пользовались греческие писатели при передаче некоторых событий истории Боспора. Усилилось влияние греческой культуры на местное население и фактически впервые можно отметить обратный процесс.
Борьба между сыновьями за престол. При Перисаде I (349-309 гг.) Боспору, видимо, пришлось пережить тяжелую для него войну со скифами. После смерти Перисада разгорелась борьба между его сыновьями Сатиром, Пританом, Евмелом. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиции престолонаследия Спартокидов, которая заключалась в участии двух старших сыновей в управлении государством сначала совместно с отцом, а после смерти его в соправительстве двух братьев до смерти одного из них, с другой - необходимость для боспорских династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья. Евмел, младший из братьев, претендуя на престол, выступил против двух старших. Военные действия разгорелись, кажется, в районе Прикубанья. В армии Сатира, а после его гибели - Притана, помимо наемников, важной силой были союзники-скифы. Евмел опирался на превосходившее численно противника войско местного племени фатеев, обитавших на азиатском Боспоре. Победивший Евмел жестоко расправился с противником. Во время своего короткого правления (309-304 гг.) он боролся с пиратством и поддерживал дружественные отношения с причерпоморскими греческими городами. Особое внимание боспорских царей к понтийским делам было отнюдь не случайным. Оно отвечало изменившейся ситуации в этом регионе в связи с начавшимися передвижениями скифов и теснивших их с востока сарматов.
История Боспора в III-I вв. до н. э. нам недостаточно известна. Сложной представляется картина экономического развития: наблюдается переориентация некоторых отраслей сельского хозяйства - уменьшается роль хлебопашества, возрастает значение виноградарства и скотоводства, процветают виноделие и рыбный промысел; по - прежнему на высоком уровня держится ремесленное производство, растут города, существенные изменения происходят в области торговли - место одних торговых партнеров занимают другие, изменяются статьи экспорта. В целом все же можно отметить ухудшение экономического положения на Боспоре, особенно во II в.
Все пригодные для хлебопашества земли к этому времени уже были освоены, а приток зерна с варварской периферии сократился в связи с начавшимися передвижениями племен. С конца IV -начала III в. по вторую половину I в. до н. э. длился засушливый период, засуха сопровождалась сменой ландшафта. сокращением сельскохозяйственной округи в греческих государствах, в том числе на Боспоре. В конце III-начале II вв. неукрепленные сельские поселения и изолированные усадьбы исчезают, им на смену приходят укрепленные поселения и более крупные усадьбы, часто встречающиеся вблизи морского побережья, в местах, удобных для обороны и рыбного промысла, но есть они и во внутренних районах европейского и азиатского Боспора. Укрепленные усадьбы были хозяйственными комплексами с обширными земельными участками и значительным обслуживающим персоналом. Разорившиеся сельские жители, среди которых было много выходцев из местных племен, частично уходили в город, но по большой части работали в крупных хозяйствах, пополняя контингент полусвободного и рабского населения.
Ремесло и торговля. Увеличилось количество ремесленных мастерских и изделий их мастеров. Не снизился уровень металлообработки и ювелирного дела, деревообработки и камнетесно-строительного ремесла. Высокого по тем временам совершенства достигло кораблестроение Боспорские зодчие были хорошо знакомы с архитектурными принципами эллинистического Средиземноморья, по умело вносили в них свои местные особенности. В 60-х гг. текущего столетия на северном склоне г. Митридат раскопками был открыт архитектурный ансамбль из двух комплексов помещений, сгруппированных вокруг центрального двора. Это общественное здание, выстроено во II в. в столице, условно именуют пританеем - зданием, предназначенным для высших должностных лиц - пританов. Общественные постройки и богатые дома украшали росписями, мозаиками, скульптурой. Роскошные погребения - монументальные подкурганные склепы - продолжали сооружать для представителей греческой и варварской верхушки. Сохранившиеся в них росписи и множество художественных изделий говорят об искусстве местных мастеров.
Особенно могучим было в III в. черепичное производство. Черепицу клеймили, отсюда известно, что кроме частных, существовали царские и принадлежащие городу мастерские. Увеличилось количество и улучшилось качество гончарных изделий; богатым стал их ассортимент. Глиняные статуэтки высокохудожественны, их производство приобретает массовый характер. Они служили для нужд культа и украшения жилищ, а изображали богов и богинь, мужчин и женщин, бытовые сценки, в конце периода - всадников и вооруженных воинов.
В торговле между городами и сельскими поселениями привозные товары из Греции уступают место продукции местных ремесленных мастерских. С рынком больше были связаны крупные рабовладельческие усадьбы. По- видимому. сократилась покупательная способность рядовых жителей. Уменьшился вывоз холста в Грецию, товарообмен с Афинам и заметно сократился. В то же время более заметным становится роль южнопонтийских городов, Византия, островов Коса, Самоса, Делоса, малоазийского Пергама, Египта. Через города импортные изделия попадали на территорию соседних племен. Возрос собственно боспорский экспорт в эти области. В европейской части Боспора важнейшими торговыми цeнтрами оставались Пантикапей и Феодосия.
В первой половине III в. в государстве разразился острый денежный кризис. Он выразился в прекращении чеканки золотой и серебряной монеты Панитикопея и обильном выпуске меди плохого качества. К этому времени относятся массовое зарытие кладов. Монетная реформа Левкона II в. третьей четверти III в. - выпуск номиналов медной монеты с именем и титулом царя - способствовала восстановлению денежного хозяйства и в то же время укрепляла авторитет династии. После Левкона царская чеканка (но уже золотая) стала традиционной. Был возобновлен выпуск пантикапейского серебра. Во второй половине III-II вв. возродилась автономная чеканка Феодосии, Фанагории, Горгиппии.
Разнообразные материалы говорят об увеличении населения и территории городов, их благоустройстве, расширении строительных работ. Города были центрами идеологической и культурной жизни государства. Здесь находились храмы почитаемых божества, жили ученые, писатели, музыканты, архитекторы, скульпторы. Знаменитым философом-стоиком и историком в III в. был Сфер Боспорский. Надгробные эпитафии отразили мастерство местных поэтов. Больше стало произведений художественного ремесла, изготовленных в городских мастерских. Остатки зданий говорят об использовании ордера в архитектуре. Богато представлена надгробная скульптура. Надгробные памятники украшались рельефами и росписями. Представление о живописи дают остатки штукатурки богатых зданий и особенно росписи склепов. Для боспорской культуры Ill-I вв. характерно взаимопроникновение греческих и туземных элементов.
Укрепление власти. Укрепляется власть Спартокидов. Они все чаще именуют себя царями по отношению ко всем жителям Боспора, их царский титул признается другими государствами. Усиливается роль наемной армии. В местной племенной знати, особенно азиатской части Боспора, правители видят свою опору. Это хорошо прослеживается по их зачастую негреческим именам. И эллинская аристократия постепенно сливается с синдо-меотской и отчасти скифской знатью. Все большее внимание правящей верхушки привлекают события в северном Причерноморье. Должны были сказаться на положении Боспора передвижения в скифо-сарматском мире. Во II в. Боспор платил дань кому-то из варваров - то ли скифам, то ли сарматам. Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 7/7 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами, Делосом, Милетом, Египтом. Еще более тесными стали контакты с Южным Понтом.
Укрепление центральной власти должно было сказаться на положении городов, но при всем том они сохраняли некоторые полисные институты. В Пантикапее немаловажную роль играло народное собрание. Города стремятся противопоставить себя центру. Возобновляется самостоятельная денежная чеканка в некоторых из них, появляются имена магистратов на пантикапейских монетах, возникают черепичные мастерские, принадлежащие общине Пантикапея. В то же время снижаются доходы правителей (что должно было отразиться на армии). Вызвал интерес и породил разные толкования в науке титул архонта на монетах Гигиенонта - правителя конца III в., который, возможно, не был даже выходцем из правящей династии. Таким образом, можно говорить об ослаблении центральной власти в конце III-II вв. Источники свидетельствуют об успешной борьбе за независимость меотов Прикубанья и Восточного Приазовья Наступление врага и война с Римом.