Смекни!
smekni.com

Боспорское царство (стр. 4 из 5)

Ухудшилась и внешнеполитическая ситуация. Боспор готовился к защите своей территории от наступавших врагов: о том красноречиво свидетельствуют остатки оборонительных сооружений. Правящая верхушка искала выход из кризиса и защиты от варварской угрозы.

Оказавшийся без опоры и в безвыходном положении последний из Спартокидов - Перисад V - принужден был отречься от престола. В 108 г. он передал власть правителю Понтийского царства (что в Юго-Восточном Причерноморье - восточная часть современной Турции) Митридату VI Евпатору, владевшему тогда обширными территориями и ставшему опасным врагом самого Рима. Достаточно было этого политического акта, чтобы на Боспоре разыгрались новые, еще более бурные события: на его европейской стороне вспыхнуло "восстание" под предводительством Савмака. Повстанцы захватили Пантикапей и Феодосию. Перисад был убит, а присланный Митридатом полководец Диофант бежал. Савмака провозгласили царем. Однако Диофант тщательно готовился к походу на Боспор. В его распоряжении были сухопутная армия и флот, с помощью которых он захватил и Пантикапей, и Феодосию. Виновники восстания были наказаны, Савмак отправлен к Митридату и, видимо, казнен. Разрушения в городах и поселениях европейского Боспора, датированные концом II в., обычно связывают с этими событиями.

Скудость источников вызывает споры среди ученых по поводу происхождения и социальной принадлежности Савмака, а также характера самого выступления. В Савмаке видят и наследника боспорского престола, и дворцового раба, и, что кажется гораздо более вероятным, знатного скифа. Высказывалось предположение, что Савмака поддерживали рядовые скифы европейского Боспора, обезземеливание которых было вызвано усилением концентрации земли в руках знати; в массе восставших видели социальные низы - зависимых земледельцев, ремесленников, рабов, а само восстание ставили в ряд с известными социальными движениями в Средиземноморье во II в. до н. э. Между тем, другие квалифицируют "восстание" как дворцовый переворот, совершенный узким кругом заговорщиков, эпизод в борьбе за престол и считают, что претендовавший на него Савмак намеревался привлечь на свою сторону и использовать в борьбе разные слои населения, в том числе и недовольное угнетенное население европейского Боспора.

Завоевание Боспора Римом. Боспор вошел в состав Понтийского царства Митридата VI. Экономические и военные ресурсы городов Северного Причерноморья последний использовал в борьбе с Римом. Их дань исчислялась 200 талантами серебра (более 5 т) и 180 тыс. медимнами хлеба (более 9 млн. литров). В 80-х гг. I в. до н. э. боспорцы отложились от Митридата, но были усмирены им, а управление над Боспором царь передал своему сыну Махару. Но тот изменил делу отца и принял сторону Рима. В 60-х гг. Митридат лично прибывает на Боспор и превращает его в плацдарм для подготовки к новой войне с Римом. Огромные поборы с населения для содержания армии, строительства флота и крепостных сооружений, опорана северопричерноморские племена, вербовка в войско рабов, а затем и морская блокада со стороны римского флота вызвали недовольство на Боспоре и истощили его. К этому прибавилось стихийное бедствие - разрушительное землетрясение в 63 году. В новом восстании приняли участие Фанагория, Феодосия, Нимфей, затем оно распространилось и на армию царя. Последние свои дни Митридат провел в Пантикапее, где и погиб в 6З году, скрываясь во дворце на вершине горы от взбунтовавшихся солдат, провозгласивших правителем его сына Фарнака.

Римляне все больше вмешивались в севоропричерноморские дела. Они вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим "другом и союзником", но просчитались: Фарнак объявляет себя "царем царей" и желает расширить свои владения за счет самого Рима. В качестве наместника па Боспоре он оставляет Асандра. Но тот, женившись на дочери Фарнака Динамии, успешно отвоевал престол и с 47 г. единолично стал править на Боспоре. С его тридцатилетней деятельностью связывают постройку оборонительных укреплений (т. н. Асандров вал, видимо, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма) для защиты от соседних племен, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, но особенно при сыне его Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. При Аспурге возросла территория государства за счет временного присоединения Херсонеса. Царь вел успешные войны со скифами и таврами. В 14 г. он получил звание "друга римлян" и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И все же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вел войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I (45-68гг.) окрепла связь с Римом. С конца I в. Рим все больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде II и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II (174-210гг.) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Черного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

Укрепляется царская власть, одна из причин такого положения - сложная, беспокойная внешнеполитическая обстановка, возрастание роли военных действий, которые вели боспорцы под предводительством царя-военачальника. Еще при жизни был обожествлен Аспург. Городская медная чеканка заменилась царской. При дворе содержался обширный штат чиновников. Надпись III в. из Керчи перечисляет десятки имен магистратов-придворных. Увеличилась зависимость городов от центра: с них взимались налоги и поземельная подать, городские органы самоуправления имели крайне ограниченные права.

Рабство по-прежнему играло важную роль в экономике. Однако обнаруживаются первые признаки кризиса рабовладельческой системы производства, когда рабский труд становится нерентабельным. Это ясно из надписей-манумиссий - актов об отпуске рабов на волю. В сельском хозяйстве их труд все более заменяется трудом зависимых землепашцев- пелатов. Они были прикреплены к земельным участкам, принадлежавшим крупным собственникам - царям, придворной знати, храмам.

Зерновое производство вновь доминирует над остальным, особенно много хлеба поступает из Азиатского Боспора и Нижнего Подонья. Его хранят в зерновых ямах, целые комплексы которых часто встречаются в сельских поселениях и городах. Боспорцы обеспечивали хлебом также города и римские войска в Малой Азии. Тревожная обстановка сказалась на локализации и облике сельских поселений. Уменьшилось число поселков, в основном они располагаются на возвышенностях, укреплены, имеют регулярный план. Поселением такого типа был, например, Илурат. Мужская часть поселений-крепостей занималась сельским хозяйством и несла военную службу. Жители поселков могли быть разной этнической принадлежности, свободными и пелатами они могли обрабатывать участки крупных собственников, городские или общинные земли. Другим типом поселении были укрепленные усадьбы, иногда располагающиеся по соседству с поселками. По-прежнему много внимания уделялось скотоводству, огородничеству, но особенно виноградарству и виноделию. Не меньшее значение имел рыбный промысел. Вероятно, существовали объединения рыбаков, были и отдельные крупные предприниматели.

Оживились ремесла, торговля, городская жизнь. Возросло производство оружия (близкого к сарматским образцам). Ювелиры приспособились ко вкусам нового населения, их изделия стали полихромными, инкрустировались камнями или стеклянной пастой, украшались геометрическими узорами. Разрушения, связанные с событиями I в. до н. э., вызвали потребность в расширении строительного дела. Восстановительные работы сопровождались перепланировкой в городах и поселках, увеличением их территории. Но качество обработки земли в целом ухудшилось. Велика была роль кораблестроения. Значительным было производство простой посуды, но делали и парадную, которую покрывали красным лаком. Возросло, правда, число лепных сосудов - результат влияния варварских традиций. Постепенно уменьшалось и ухудшалось производство терракот, теперь мало чем напоминавших греческие образцы и больше отвечавших сарматским вкусам. Появились изделия из стекла.

Новый подъем коснулся также торговли и товарно-денежных отношений. Возникли объединения торговцев-судовладельцев. Торговали со многими районами Средиземноморья и Южного Понта, городами Северного и Восточного , Причерноморья, областями обитания варваров. Наиболее тесными были связи с южнопонтийскими городами. В городах и поселениях Боспора найдено много монет. Медные и золотые деньги царской чеканки отражают влияние Рима, на них портреты императоров и их имена, римские регалии.

Изменился этнический состав городов, их политическое положение в государстве, внешний облик, культура. Они восстанавливались, реконструировались, украшались новыми постройками. Под влиянием Рима строились термы, базилики, амфитеатры, появились статуи императоров и боспорских царей, гладиаторские бои и бои бестиариев. Процесс варваризации сказался на росте натурализации хозяйства и русификации городов. Вкусы негреческого, в основном сарматского населения нашли яркое выражение в погребальных ритуалах и сооружениях, торевтике и коропластике, живописи, скульптуре, рельефе. Особенностями боспорского изобразительнего искусства становятся , условность, статичность, плоскостность, иными словами, некоторая примитивость, не свойственная греческому стилю. Однако искусство, как и вся культура Боспора этого времени, не лишено своей прелести и определенного мастерства. Оно своеобразно и отражает синтез античных и варварских традиций. Наиболее яркие примеры - образцы живописи склепов Деметры, Анфестерия и др. Не менее прекрасна роспись каменного саркофага с изображением мастерской художника. Тот же синтез мы находим в религиозных представлениях боспорцев. Распространяются культы синтетических божеств с античными восточными и местными чертами. Таким был безымянный бог Гремящий или бог Всевышний. Появились религиозные союзы- фиасы. Среди боспорцев оказались и почитатели иудаизма и христианства.