Смекни!
smekni.com

Бронзовый век на территории Казахстана (стр. 3 из 4)

В ушах женщины носили бронзовые серьги и серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом, шею украшали бронзовые гривны, иногда с надетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках носили браслеты и перстни. В качестве оберегов от злых сил и женщины и мужчины носили клыки диких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей.

Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использова­лись копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.

Поселок, город, жилище. Археологи обнаружили десятки поселений эпохи бронзы, на многих провели раскопки, дающие пред­ставление о характере поселений эпохи бронзы, жилища.

В XVII—XVI вв. в степной, лесостепной зоне от Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями — стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предвари­тельными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считать древним городом7, выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4 м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва — 1,5—2 м, высота стены — 2,5—3 м. По гребню стены шли два параллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забит дерновыми пластами.

Изнутри к стене примыкали торцы жилищ, плотно пристроен­ных друг к другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу, которая шла вокруг внутренних стен и рва. Ров был облицован деревом, внутренняя стена имела такую же конструкцию, как и внешняя. Изнутри ко второй стене также примыкали расположен­ные радиально жилища с выходом из каждого на центральную площадь. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток. Центральным был западный вход, он в современной топографии представляет разрыв в стене, а сложная конструкция дополнительных укреплений делает выход на центральную улицу «коленообразным». Каждому входу соответствуют радиальные ули­цы, пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площа­ди, которая имеет подквадратную форму, размером 25 х 25 м. Прямоугольные жилища Аркаима имели площадь от 190 до 300 кв. м. Стены их представляют сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки с погребами и колодцами.

В целом характер поселения типа Аркаим, а также прямоуголь­ных в плане поселений Петровка, Никольское, имеют признаки, характерные для раннего города: развитую систему фортификаций (укреплений); наличие строгого плана или даже макета, по которо­му строилось поселение; деление территории на несколько зон — жилую, производственную, общественную (в каждой из них сосре­доточено жилье, производство, отправление культовых обрядов, либо проведение общественных собраний).

То, что поселения выполняли роль городских центров, свиде­тельствует и то, что они снабжали само поселение и расположен­ные рядом поселки металлическими изделиями, керамикой. Здесь проживала многочисленная прослойка ремесленников, о чем сви­детельствуют погребения кузнецов и металлургов, молотки, нако­

вальни и другой инструментарий. В ряде погребений найдены булавы — знаки власти — и остатки боевых колесниц, вещи, которые подчеркивают высокое положение в обществе их владель­цев.

Рядом с городами возникали храмовые комплексы. Именно к этому времени относится распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов. Они хранились в тайниках и прино­сились в храмы лишь во время религиозных празднеств.

На поселениях были найдены глиняные кружочки с оттиснуты­ми на них знаками. Последние, судя по всему, относятся к самому началу превращения их в письменность и характеризуют высокий уровень развития общества.

Расцвет культуры в эпоху ранней бронзы стал возможным благодаря культурным и экономическим контактам с культурами Средиземноморья и Малой Азии, и, видимо, уже в то время начали складываться зачатки Великого шелкового пути.

В эпоху средней бронзы, андроновские поселения уже не укрепляются стенами и рвами. Видимо, обстановка в степи стала спокойной. Меняется топография поселений. Она представляет собой скопление нескольких (от 10 до 20) отдельно стоящих домов, как правило расположенных одной, либо двумя линиями вдоль реки. Изменился и сам дом. Теперь он стал полуземлянкой площадью до 200—300 кв. м. Котлованы для жилища копали каменными, роговыми, либо бронзовыми мотыгами, кирками, следы которых сохранились на стенках раскапываемых археолога­ми жилищ. Глубина котлованов колебалась от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края, обеспечивая таким обра­зом защиту жилья от влаги и сильных степных ветров, обычно «выдувавших» из дома тепло. В конструкциях широко использова­лось дерево для укрепления стен, опоры балок и стропил перекры­тия. Крыша устраивалась двускатной. В степи и горных местах в конструкции использовался камень-плитняк, служивший для об­лицовки стен.

В Центральном Казахстане в XII—IX вв. до н. э. в эпоху поздней бронзы строили строго по плану многокомнатные дома, сложенные из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м и более раскопаны на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые боль­шие жилища в Евразийских степях в эпоху бронзы.

Одна из частей жилища более низкая, видимо, использовалась для содержания скота зимой. Иногда два жилища соединялись коридорами и образовывали единый жилой комплекс. Выработан­ный в течение многих столетий тип андроновского дома был идеально приспособлен к условиям степных и горных районов.

Народ, общество, обычаи. Изучение поселений и могильников эпохи бронзы, наблюдения за жизнью народов, стоявших на приблизительно одинаковом развитии, а также сопоставление андроновцев с конкретным народом, этносом, позволяют восстано­вить их жизненные обычаи.

Как уже отмечалось, андроновцы жили в больших домах большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общее хозяйство несколько поколений родственников. Из материалов

поселений не видно сколько-нибудь заметного социального и имущественного неравенства, однако, исследования кладбищ поз­волили установить разницу в степени богатства и положения человека в обществе. Уже в эпоху ранней бронзы в общей массе захоронений выделились погребения с большей, чем у других, величиной и глубиной могилы, сложными деревянными конструк­циями, большим количеством поставленных в могилу горшков с пищей. В этих же могилах найдены остатки колесниц и захороне­ний коней, а при погребенных — бронзовые ножи, бронзовые и каменные наконечники стрел, каменные булавы.

Такая же картина прослеживается в эпоху средней и поздней бронзы. В могильниках выделяются среди рядовых захоронений несколько грандиозных курганов диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м или сооружений, обнесенных двойным или даже тройным кольцом ограды из монументальных плит. Под такими курганами находились могилы размером 3,2 х 2,5, глубиной до 2,3 м- Стены их обкладывались срубами из бревен, сверху перекрывались накатом из бревен, иногда двойным. Большинство могил ограблено еще в древности, но по сохранившимся остаткам ясно, что вместе с умершим в могилу клали большое количество специально забитых животных, золотые украшения, бронзовые ножи, булавы, конские снаряжения, наборы наконечников стрел.

Судя по большой разнице в устройстве курганов и могил, вещам, туда помещаемым, андроновское общество не было одно­родным. Люди знатные и богатые занимали привилегированное положение. После их смерти за заслуги перед обществом сородичи возводили особое, отличное от друтих, могильное сооружение, не считаясь с затратами и трудом. Наличие в ряде таких захоронений остатков колесниц позволяет сделать вывод, что они принадлежа­ли воинам, выделившимся в отдельную группу.

Можно с уверенностью сказать, что в богатых андроновских погребениях были похоронены воины, которые в то время выдели­лись в особую группу в обществе. Следовательно, у андроновцев уже на раннем этапе их истории произошло расслоение общества — из массы рядовых его членов выделились «цари» — правители и воины — кшатрии. Их жены, члены семьи тоже занимали в обществе привилегированное положение, видимо, им принадлежат богатые захоронения с золотыми изделиями.

В источниках говорится еще об одном сословии — жрецах. Их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Они были распорядителями не только культовых обрядов, но и хранителями древних традиций и знаний.

§ 3. Религия и искусство

Смысл и многие детали религиозных представлений андронов­цев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с по­мощью сопоставления археологических данных и сведений, почер­пнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочи­нений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад,

или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связыва­ли веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни.' Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле — это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связыва­ли. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.