Смекни!
smekni.com

Бронзовый век на территории Казахстана (стр. 1 из 4)

Глава 2.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

§ 1. Древние земледельцы и пастухи

Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII—VII тыс. до н. э., и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на , юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н. э.

Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше — земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотовод­ство сочеталось с земледелием.

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочны­ми. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раско­пок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В. Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.:

Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок.,'Большин­ство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII — начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памят­ников получили названия федоровский, алакульский, замараев-ский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памят­ники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н. э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казах­стан из какого-то западного центра. .. "-..

Таким образом, алакульск^е и. фёдоровские влемена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятни­ки «семиреченского типа», на западе — «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших пле­мен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур.

. Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регио­нов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Ранний этап — нуринский — характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения).' Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильни­ки, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представляв­шая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами, j •' ./

Керамика представлена горшками, украик яными орнаментом. состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась тол! ко верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. '

На следующем этапе — атасуйском — наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют много­численные рудные разработки. Наиболее известные и исследован­ные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку.

Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры — бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой — появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм

^., -- ---^.^»jw ^u^-ivnniMM 1руиииоложением. встре­чаются трупоположения вытянутые на спине. К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-Аюлы II южнее Кара­ганды. Самый большой курган имеет высоту 2, диаметр 30 м. Под земляной насыпью находились три расположенных кольцами ради-ально каменных ограды.

В это время распространяются наземные жилища со стенами, сложенными из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ. Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес. Стены землянок обшивались деревян­ными плахами, а перекрытие опиралось на систему деревянных столбов.

Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла. Центрально-Казахстанский палеометаллический центр оказывал влияние на культуру соседних районов — Алтая, Сибири, Зауралья.

В Северном и Западном Казахстане открыты и обследованы многочисленные андроновские памятники, среди которых широко известное поселение Алексеевское и могильник Тасты-Бутак2.

Для лесостепной зоны характерны могильники, состоящие из курганов с земляными насыпями, круглыми и прямоугольными оградками. В западных районах распространены кольцеобразные каменные ограды и курганы. Всего в этом районе открыто более 80 поселений и около 90 могильников.

К периоду ранней бронзы относятся грунтовые погребения с трупосожжением. При раскопках поселения Вишневка в районе г. Петропавловска было открыто прямоугольное наземное жилище площадью 126 кв. м, деревянное перекрытие которого опиралось на деревянные стойки-бревна. В то же время появляются поселе­ния, которые можно считать предшественниками (прототипами) древних городов. Одно из них — Аркаим — находилось на границе Челябинской и Кустанайской областей.

В период средней бронзы домостроительство, организация поселений, устройство погребений, погребальные обряды значи­тельно изменились. Поселения уже не укрепляются, жилища-полуземлянки удлиненно-прямоугольной формы, площадью от 14J до 200 кв. м делятся на две части; на полу — от одного до восьми очагов. Такие жилища открыты на поселениях Явленка, Тасты-Бутак.

В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культуры При-аралья, Западного Казахстана — срубной культуры Поволжья. На поселениях эпохи поздней бронзы преобладают полуземлянки — прямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до 300—400 кв. м, в которых зимой держали скот. В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.

В Восточном Казахстане развитие андроновской культуры шло теми же путями. В богатых травостоем долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы, на развитие и сложение которых оказали влияние богатейшие место­рождения меди,олова, золота.

К периоду поздней бронзы относится большинство захоронений из могильника Канай и расположенного рядом поселения. На поселении на правом берегу Иртыша, раскопана полуземлянка прямоугольной формы площадью 50 кв. м и примыкающие к ней хозяйственные постройки. Стены дома обложены камышом и обмазаны глиной.

Южный Казахстан и Семиречье были освоены и «плотно» заселены уже в эпоху бронзы. В Семиречье существовал своеобраз­ный (семиреченский) вариант андроновской культуры. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопле­ния наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау.

Для Семиречья характерно смешение элементов культуры фе­доровских и алакульских племен. Могилы в виде прямоугольных и круглых оград характерны для федоровских традиций. Грунтовые могилы и ящики, а в горных районах срубы, сочетаются с трупопо-ложением и трупосожжением.