Были ли в Германии плавающие танки накануне 2 мир. войны?
Данный вопрос волнует множество людей интересующихся историей 2 мировой войны – это подтверждает тот факт, что в Интернете очень много форумов посвященных этой теме. Я также заинтересовался этой проблемой и решил высказать свое мнение в этом сочинении.
Впервые этот вопрос поставил бывший сотрудник ГРУ В.Суворов, утверждавший, что наличие в Советской Армии плавающих танков свидетельствовало о том, что руководство СССР, в лице И. Сталина, готовило планы по вторжению в Европу, с целью установления там коммунистического строя. В этой же книге Суворов утверждает, что в германских танковых войсках плавающих танков не было, что неприемлемо при ведении наступательной войны. В то же время Гудериан, в своих мемуарах писал о наличии в германских танковых войсках плавающих танков, предназначенных для форсирования водных препятствий.
Прежде чем приступить к вопросу о плавающих танках, я хотел бы рассмотреть общее состояние танковых войск Германии.
Состояние германских бронетанковых войск 1939-1945 г.г.
О состоянии Panzerwaffe в разные периоды Второй Мировой Войны можно судить по числовым данным о материальной части. Наиболее полно по танкам, истребителям танков, штурмовым и артиллерийским самоходным установкам они представлены в трудах Б. Мюллера-Гиллебранда.
Итак, на 1 сентября 1939 года (начало Второй Мировой Войны) Вермахт располагал 3190 танками, из них Pz Kpfw I - 1145, Pz Kpfw II - 1223, Pz Kpfw 35(t) - 219, Pz Kpfw 38(t) - 76, Pz Kpfw III - 98, Pz Kpfw IV - 211, 215 - командирскими, 3 - огнеметными, 5 штурмовыми орудиями. Безвозвратные потери в Польской кампании составили 198 машин.
На 1 мая 1940 года (канун вторжения во Францию) имелся 3381 танк, из них Pz Kpfw I - 523, Pz Kpfw II - 955, Pz Kpfw 35(t) - 106, Pz Kpfw 38(t) - 228, Pz Kpfw III - 349, Pz Kpfw IV - 278, 135 - командирских, 6 - штурмовых орудий.Из них на Западе к 10 мая - 2574 машины.
На 1 июня 1941 года: 5639 боевых машин, в том числе 377 штурмовых орудий. Из них 4575 боеспособных. Для войны против СССР предназначалось 3582 машины.
На 1 марта 1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеспособных. Это самый низкий показатель за всю войну.
На 1 мая 1942 года (канун летнего наступления на советско-германском фронте): 5847 машин, из них 3711 боеспособных.
На 1 июля 1943 года (канун Курской битвы): 7517 машин, из них 6291 боеспособных.
На 1 июля 1944 года: 12990 боевых машин, в том числе 7447 танков. Из них боеспособных 11143, в том числе 6087 боеспособных танков.
На 1 февраля 1945 года приходится максимум количества германской бронетехники: 13620 боевых машин, в том числе 6191 танков. Из них боеспособных 12524, в том числе 5177 боеспособных танков.
И, наконец, добавим, что на советско-германском фронте постоянно находилось от 65 до 80% германских бронетанковых сил.
Необходимо заметить, что ни один из вышеперечисленных танков не является плавающим, но следует ли из этого вывод о том, что в Германии их не было?
Скажем просто, они действительно были! Прежде всего необходимо уточнить, что же мы понимаем под термином «плавающий танк». Это танк, который помимо ведения наземного боя, способен форсировать водные преграды (реки и т.д.). Действительно, танки приспособленные к этому в Германии были и довольно давно.
Подводное форсирование немецким танками (TauchpanzerIII)
16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработаны и изготовлены морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин. Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек. Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг недалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.
Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не рассчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешевило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.
Как видно, эти танки тоже можно отнести к «плавающим», хотя они на самом деле и не плавают, а предназначены для передвижения по дну рек и др. водных препятствий.
Плавающие танки
Работы по созданию плавающих танков в Германии велись очень интенсивно. Еще в двадцатые годы были созданы тяжелые танки, названные в целях конспирации мирным именем «Большой трактор», умеющие плавать, несмотря на свою внушительную массу. Но в 1937 г., Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сочло изготовление специальных дорогостоящих плавающих танков, имеющих к тому же ограниченные боевые возможности, нецелесообразным. Для оснащения вермахта в 1939 г. была выбрана иная концепция преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Для этого все легкие танки (а также некоторые PzKpfw III) должны были быть оборудованы быстросъемными мореходными поплавками, а средние и тяжелые иметь возможность преодолевать водные преграды по дну. Но если о последних известно немало, то первые незаслуженно остались «в тени», тем более что успехи «Блицкрига» и первой фазы «Барбаросса» отменили необходимость массового производства таких «плавунцов». А к концу 1941 г. фактически прекратили свое существование и сами легкие танки, как полноценные боевые единицы.
Рис1 Танк PzKpfw II с присоединенными поплавками ( испытания 1940 г.)
Именно поэтому, порой трудно найти точные цифры о количестве плавающих танков в армии Вермахта.
Как видно, заявления В.Суворова не соответствуют истине. Плавающие танки в Германии были и в довольно больших количествах, однако их техническое несовершенство не позволило заявить о себе, как о серьезной разновидности бронетанковых войск.
Теперь рассмотрим наличие плавающих танков в СССР.
Малый плавающий танк Т-37А
В 1933 г. был принят на вооружение Красной Армии под названием «малый плавающий танк Т-37А». Танк имел клепаный или сварной герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса: боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель находился слева, командир – справа по ходу движения. Автомобильный двигатель «Форд-АА» размещался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование – рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, позволяя, таким образом, осуществлять реверс хода на плаву. При движении по суше танк преодолевал подъем до 35°, ров шириной 1,4 м и стенку высотой до 0,5 м.
За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых химических танков с огнеметной установкой.
Танк состоял на вооружении танковых рот разведывательных батальонов танковых мотострелковых и стрелковых дивизий. В каждой роте было 3 взвода по 5 машин.
Малый плавающий танк Т-38
В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была принята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Кроме стандартных машин выпускались командирские танки с радиостанциями 71-ТК-1, танки модификаций Т-38М и Т-38М1 с рулевым управлением планетарного типа, а также танки наиболее совершенной модификации Т-38М2 с более мощным двигателем и улучшенной коробкой передач, что позволило повысить скорость танка.