Смекни!
smekni.com

В царстве сарматских амазонок (стр. 2 из 3)

Тяжелая конница сарматов, шедшая в бой «пламени подобна» – в доспехах из железа, ослепительно сверкавшего на солнце, наводила ужас на всю Европу.

Во время Великого переселения народов аланы (сарматы) вместе с готами и вандалами прошли через весь европейский континент и даже успели повоевать в далекой Испании. Этот исторический факт отражен, между прочим, в названии современной испанской провинции Каталонии – искаженное «Гото-Алания». Кроме того, как известно, одна из современных северокавказских республик официально именует себя Республика Алания.

Аланы не только познакомили Европу с тяжеловооруженной конницей, они еще и сделали выдающийся вклад в развитие европейского собаководства. Одной из самых известных и популярных пород собак является дог. В буквальном переводе с латыни Caпis alaпis – «аланская собака». Немецкие доги, эти «аполлоны среди собак», во Франции называются alaпt, в Италии – аlaпо. Предки немецкого дока попали в Западную Европу с аланами, которые использовали этих собак на полях сражений.

Еще ассирийцы и персы разводили боевых собак, похожих на догов, - их изображения встречаются на каменных рельефах. Александр Македонский также применял собак в боевых целях. Использовали догов и в Древнем Риме. Скелет дога найден в слоях римского времени в Ольвии. Доказано, что и скифы разводили догов. На знаменитой чаше из кургана Солоха изображена именно эта порода собак.

Весьма любопытны религиозные обряды и представления сарматов. Как и скифы, воинственные сарматские всадницы поклонялись мечу, вонзенному в землю (Аммиан Марцеллин). Среди наиболее известных сарматских божеств видим: женское божество, великую Богиня-Мать, которая является воплощением творческой силы природы и всяческого благополучия; «страшную для зверей» Гекаэргу (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и ее сестру Опис (Кара, Месть).

На фоне этих грозных богинь-воительниц мужские божества выглядят довольно бледно и невыразительно: Санерг с неопределенными функциями с Утофарн – опекун домашнего очага.

Возможно, пантеон сарматских богов каким-то образом отражал реальное распределение обязанностей в семье. Среди античных авторов бытовали две версии относительно происхождения этого необычного устройства. Диодор Сицилийский рассказывает о том, что одна царица загордилась своими военными успехами и провозгласила себя дочерью бога войны, а за мужчинами оставила прядение и домашние женские занятия. Затем она издала законы, которыми женщин поощряла к военной службе, а за мужчинами оставила покорность и рабство. Детям мужского пола она калечила руки и ноги, чтобы сделать их непригодными для войны.

Другие античные авторы утверждали, что окончательно матриархат у сарматов сложился вследствие гибели мужчин в походах. Попытка подросших мальчиков сбросить женское иго не увенчалось успехом. Когда женщины одержали убедительную победу на поле битвы, мужское население трусливо бежало в густые заросли и там погибло (вероятно, без женской заботы). Опасаясь мести оставшихся в живых молодых мужчин, женщины постановили сделать их хромыми.

Античные авторы сообщают нам также интересные подробности о повседневной жизни сарматских амазонок. Так, согласно их рассказам, сарматки на полевые работы выходили в полном вооружении и обязательно опоясанные мечом. Они не употребляли в пищу хлеб (для кочевников, как известно, характерно мясомолочное питание, а возможно, сарматки просто следили за своей фигурой). При этом, по сообщениям этих же античных авторов, они предпочитали кушать черепах, змей, ящериц, скорпионов.

Здесь уместно вспомнить о достаточно экзотическом внешнем виде сарматов. В результате скрещения их с местными племенами сарматы отличались еще более заметной круглоголовостью, чем скифы. Но по каким-то причинами сарматы считали долгоголовость признаком благородства, поэтому они стремились искусственно удлинить себе головы. Так, в сарматских захоронениях часто встречаются прижизненно деформированные черепа.

На римского поэта Публия Овидия Назона, которому доводилось сталкиваться с сарматами во время своего пребывания в Ольвии, их варварская внешность, бородатые лица с длинными волосами и агрессивный, грозный вид произвели отталкивающее впечатление.

А вот его соотечественник – римский историк Аммиан Марцеллин, наоборот, любовался внешностью сарматов. Согласно его описанию, «почти все они высокие и красивые, с достаточно белокурыми волосами, они наводят ужас грозным взглядом своих очей и сами слишком подвижные благодаря легкому вооружению.

А теперь представьте на минуту наших амазонок, этих красавиц-атлеток: с одной грудью и искусственно удлиненными головами! Нашим современникам они наверняка показались бы химерическими существами с другой планеты.

Но, как ни странно, сарматки не слишком потеряли в своей женской привлекательности, и не только потому что вели сверхактивный образ жизни, но и потому, что очень внимательно следили за своей внешностью. Одежда сарматок выражает их стремление к красоте и элегантности. Как и персы, они носили шаровары и широкие плащи, которые застегивали разнообразными фибулами (застежками) или на плече, или на груди. Как и у скифок, их сорочка была подпоясана в талии. Захоронения показывают, что свою одежду сарматки охотно украшали вышивками, обшивали ее на рукавах и около пояса мелкими голубыми или зелеными бусинками. Одеяние более зажиточных сарматок были обшиты позолоченными бляхами. Голову сарматки покрывали вышитым платком – гиматионом. На ногах носили мягкие туфельки, украшенные кораллами и золотыми бляхами. Сарматки были наверняка кокетливыми модницами и обожали всевозможные украшения и ювелирные безделушки.

Эти суровые женщины-воины пользовались бешеной популярностью среди других кочевых племен …как невесты! В частности. Скифы желали иметь детей именно от «амазонок». Правда, при этом они руководствовались исключительно утилитарными соображениями, усматривая в таких браках гарантию рождения здоровых потомков.

По свидетельству античных писателей, сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков, метают дротики и не выходят замуж до тех пор, пока не убьют трех врагов. Та, которая выходит замуж, перестает ездить верхом, пока не появится потребность всеобщей мобилизации. У них нет правой груди, ибо еще с детства их матери, раскалив медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают ее, из-за чего она перестает расти, а вся сила и богатство соков переходит в правое плечо и руку. Делалось это якобы для удобства стрельбы из лука.

(Странно, почему в погоне за спортивными результатами современные украинские лучницы и их тренеры до сих пор не догадались последовать этому старому, проверенному историей рецепту сарматских бабушек. Украинские спортсменки наверняка выигрывали был Олимпиады и иные соревнования международного уровня).

Читателям, наверное, будет интересно узнать, что сила натяжения обычных боевых луков достигало 40-60 кг(современных спортивных – 20 кг), а особенно дальнобойных – до 100 кг. Тетива же натягивалась 2-4 пальцами. Максимальная скорострельность достигала 10-12 выстрелов в минуту. Если к этому добавить, что сарматы и скифы стреляли верхом, то можно себе представить, какой колоссальной физической силой они обладали.

Академик Б.Рыбаков в своей книги «Язычество древних славян» высказал предположение, что историческим прототипом известного сказочного персонажа Бабы-Яги была «предводительница амазонок эпохи праславянско-сарматских взаимоотношений около рубежа нашей эры». Само слово «Яга» он возводит к «языг» (название одного из сарматских племен). Железную ступу Бабы-Яги Б.Рыбаков трактует как скифский или сарматский походный котел.

Баба-Яга, или Яга Ягишна, - персонаж не только восточнославянских сказок. У словенцев она носит имя Ежи-Бабы, в немецких сказках – Фрау Холле, у греков – Калипсо. А вот у тюрок совсем наоборот. Баба-Яга, которую тюрки называли Бабй-Ага, - это, во-первых, мужчина, а во-вторых, добрый волшебник, который летал в ступе и приносил людям счастье. Где опуститься Бабай-Ага, там с того времени место вчиталось священным. По мнению исследователя тюркской культуры Аджи Мурада, Бабай-Ага является прообразом Будды.

Баба-Яга также Мать змеев, противников Богатыря, и жрица смерти. В сказках содержится весьма красноречивая характеристика этой людоедки: «костяная нога, волосяной язык». Ее избушку на курьих ножках окружает забор из человеческих костей; в качестве засова Баба-Яга использует человеческую ногу, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.

…Под влиянием античных авторов в средневековье и в Новое время продолжались активные, хотя и безуспешные поиски страны воинственных девственниц, целомудренных одногрудых красавиц. Их искали в Германии, Чехии, на севере Европы. В ХУП в. их вроде бы видели на Кавказе. Легенды о храбрых воительницах имели хождение также в Китае, Японии, Индии, арабском мире.

Сразу после открытия Америки европейские колонисты тщетно пытались отыскать там американских амазонок. (Кстати, река Амазонка получила свое название именно в честь этих свирепых воительниц).

Видимо, сама идея «женского царства» настолько поразила воображение человечества (в первую очередь его мужской половины), что оно желало собственными глазами увидеть общество под властью женщин.

Однако именно в украинских степах был осуществлен уникальный социальный эксперимент, именно там сбылась мечта всех воинствующих феминисток. Власть мужчин была свергнута, в обществе установилось господство сестер по оружию.