Смекни!
smekni.com

Вавилон (стр. 2 из 4)

Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возде­лывали не только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные пространства засаживались финиковой пальмой.

Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства.

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не пол­ной, если не вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов - источника очень ценных строитель­ных материалов.

Активно развивается ремесло. Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

Объединение под властью Вавилона земель Месопота­мии способствовало расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты зем­левладения в аграрной стране становились объектами куп­ли-продажи. Среди немногочисленных сельскохозяйствен­ных товаров, о которых имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотно­шение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время.

Торговцы, тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их распоряжении теперь находились по­мощники, сопровождающие караваны и занимающиеся роз­ничной торговлей.

ХОЗЯЙСТВО И БЫТ

К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого периода, весьма оригинально подошли авторы фундаментального труда — «История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых об­ществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия» (М., 1983).

Согласно названному источнику, жилище горожан пред­ставляло собой неправильной формы в зависимости от уже существующей застройки двухэтажные дома, выходившие на проулки глухими стенами, нижняя часть которых выкла­дывалась обожженным кирпичом, что предохраняло строе­ние от размыва. Внутренние стены и вторые этажи строи­лись из кирпича-сырца. Под потолком делались небольшие окошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практиче­ски через дверной проем. Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считались деревянные двери и пото­лочные балки, которые в случае перемены места жительства владелец забирал с собой.

Планировка предполагала определенные обязательные части. В жилище более или менее состоятельного человека дверца с улицы вела в сени, где стоял кувшин с водой для омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, а отту­да, наискосок от уличной, другая дверь вела во внутренний дворик площадью метров двадцать: он, как и сени, по возможности был мощен обожженным кирпичом, на двери у выхода из сеней во двор могли укреплять апотропей (оберегал от злого духа) — фигурка демона; в середине дво­рика могло находиться углубление — бассейн. На уровне второго этажа по внутренней стене дома, обращенной во дворик, тянулась деревянная галерейка (обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Со двора мог быть ход в людскую — помещение для рабов с глинобитной общей лежанкой, в кухню с врытым в землю очагом (здесь же хранились и каменные зернотерки) и в кладовку. В по­давляющем большинстве домов, однако, ни помещения для рабов, ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались во дворе). Однако в любом доме напротив выхода из сеней обязательно располагалась дверь в парадную горницу; она могла быть различной длины, в зависимости от возможно­стей владельцев дома, но во всех домах имела стандарт­ную ширину - 2 м (4 локтя), так как здесь, по-видимому, после обрядового семейного или родового пиршенства впо­валку укладывали спать гостей. Лишь в очень редких домах при горнице устраивали кладовку для постельных вещей (скорее всего циновок и паласов) и умывальную... Через горницу был проход во второй, меньший двор, недоступный посторонним; часть его, по-видимому, имела крытый навес, и здесь находился домашний алтарь; в этом же дворике по возможности хоронили умерших членов семейства...

Из первого, не священного, дворика на галерейку вела лестница, а под лестницей всегда находилось еще одно нужное помещение. Нечистот не оставляли в доме, их старались вывести дренажными трубами на улицу...

На втором этаже находились собственно жилые помеще­ния, но о них мы знаем меньше всего: почти ни один раско­панный дом не сохранился до уровня второго этажа. По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по площади, чем первый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семье хватало, думается, одной-двух гор­ниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду семью средней состоятельности...

Наряду с описанным типом дома существовал и другой, меньшего размера; в нем сени занимали всю ширину по­стройки, а из узкого дворика дверь вела в крошечную парадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный двор; галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в домах подобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо, такой тип домов возник в результате раздела первоначаль­ного семейного жилища».

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате за вола.

В рассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвой становился раб, то строитель должен был выплатить хозяину возмещение ущерба за убитого раба. Компенсация владельцу назначалась и при нанесении физических повреждений рабу. Собственнику убитого раба виновный в смерти отдавал другого раба.

Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозила смертная казнь.

Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этого отличительного знака также считалось тяжким преступле­нием. О рабском положении человека могли свидетельство­вать также особая стрижка, проткнутые уши, табличка на груди.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источни­ков пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значи­мыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих и рабов, принад­лежащих мушкену.

Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Еще при III династии Ура раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Сохранялась такая возможность и во времена Хаммурапи. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о послед­ствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности. Рабам разрешалось создавать се­мью со свободными женщинами, при этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сын рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанные моменты скорее свидетельствуют не об опреде­ленных правах подневольной части населения, а о привиле­гированном положении свободных людей.

Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делились на полноправ­ных, так называемых «мужей» или «сыновей мужей», с од­ной стороны, и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже упоминаемый при рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену («покорный», «склоняющийся ниц»). По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения. Высказывались предположе­ния, что так называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен, различные пришельцы.

Некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особую социальную категорию. По-видимому, это слишком категорично: хотя, как свиде­тельствуют исторические источники, на социальной лестни­це мушкену действительно занимали более низкое положе­ние по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятной представляется точка зрения, что мушкену — социальная категория, представители которой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, а получали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царской службы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государ­стве самое низкое положение.