Смекни!
smekni.com

Вавилон (стр. 3 из 4)

О неравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например, такой факт: если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» карался по принципу талиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации выплачивался только штраф. При этом лечение мушкену оценивалось вдвое меньше чем лечение «мужа».

С другой стороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось законом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

Безусловно, и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав патриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические. Одни, наиболее зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинниками Законы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Про­цессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они могли продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, передавать по наследству.

Не способствовало укреплению общины и то, что руко­водство ее деятельностью теперь возлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не защищали самих общинни­ков, как прежде это делали выборные авторитетные старей­шины. С другой стороны, «местность», т. е. община, по-прежнему несла ответственность за преступления своих членов, которых властям не удалось поймать.

Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государ­ственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответ­ственно в благосостоянии этой категории граждан отрази­лась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.

Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные матери­альные убытки. Все возвращалось владельцу. И за долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собст­венные средства. Воинский надел не разрешалось использо­вать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.

Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.

Наряду с мушкену — низшей категорией царских лю­дей — в зависимости от царя находились куда более состоя­тельные люди средней и высшей категории: работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и дру­гие. Эти категории также не являлись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу.

Однако постепенно, благодаря тому, что наследник ча­сто оставался на должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Пред­ставителям высшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в кате­горию царских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь под­чинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и муж­чины.

Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самих богов. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами.

На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал реше­ния, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и автоматически, объявля­лось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопро­сы, связанные, в частности, с функционированием иррига­ционной системы.

Царская казна формировалась не только из доходов, приносимых царским хозяйством, практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое хозяйство. Как первое, так и второе функционировало благодаря много­численному отряду рабов, постоянно пополнявшемуся бла­годаря естественному приросту и непрекращающемуся при­току военнопленных.

Со всей страны стекались в Вавилон различные налоги и специальные подати. Росту благосостояния царской дина­стии способствовало и развитие обмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более,чтообъединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействие на разви­тие торговых отношений.

Охарактеризовав в общих чертах слои Вавилона времен I Вавилонской династии, следует сказать несколько слов про организацию и жизнедеятельность важнейшей единицы общества — семьи.

Семейные отношения в Древнем Вавилоне интерпрети­руются по-разному: от откровенной идеализации до призна­ния существования домашнего рабства. С одной стороны, положение замужней женщины нельзя считать абсолютно бесправным. Жена в отдельных случаях сохраняла право распоряжаться имуществом, взятым в качестве приданого, принадлежали ей и подарки, сделанные мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги мужа, сделанные им до вступления в брак. В случае смерти супруга жена распоря­жалась семейным имуществом до достижения детьми совер­шеннолетия. Если умерший супруг был дворцовым рабом, вдове — свободной женщине — полагалась лишь половина имущества, но дети свободной не становились рабами.

Брачные договоры допускали возможность продажи же­ны в рабство, если она отказывалась от мужа, вела себя недостойно или была расточительна. Если супруга оказыва­лась бесплодной, муж имел право сожительствовать с рабы­ней, дети от которой могли стать наследниками.

Законы Хаммурапи защищали интересы и других чле­нов семьи. Все дети, независимо от пола, могли стать на­следниками родительского имущества, хотя в первую оче­редь учитывались интересы старшего сына. Полноправны­ми владельцами семейной собственности дети становились после смерти главы семьи, хотя если они брали на себя обязательство содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким либо причинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозило преступнику смертной казнью.

РОСТОВЩИЧЕСТВО И АРЕНДА

Исторически достоверны факты о занятии многими ви­дами ростовщической деятельности жриц храма бога Солн­ца Шамаша, которые проворачивали свои сделки в городе Сиппаре через посредничество родственников. В городе Ларсе два ростовщика успешно отдавали внаем своих же сограждан-должников.

С одной стороны, закон стимулировал финансовую ак­тивность крупных оптовых торговцев, гарантируя им высо­кую прибыль.

С другой стороны, кодекс Хаммурапи пытался несколько сдерживать процесс закабаления свободных граждан и рост ростовщичества. Чтобы не попасть в долговую каба­лу, мелкие торговцы, земледельцы и ремесленники, беря ссуду, должны были уплатить 20 % годовых при ссуде серебром и те же 20 % за ссуду зерном. Эти проценты устанавливались законом.

Но на практике за зерновую ссуду взималась треть, что было вызвано возможными сезонными колебаниями цен на натуральный продукт. Такое соотношение процентных ста­вок, кроме того, ярко свидетельствует о развитости де­нежных отношений в Вавилоне. Гарантией возвращения ссуды и процентов могло быть поручительство третьего лица, обладавшего значительными правами по отношению к должнику, а также особый залог, например, дом взявшего ссуду.

Если в результате жестокого обращения и истязаний взя­тый в залог близкий родственник должника умирал, то кредитор отвечал за это жизнью своих домочадцев. За смерть сына заложника смертная казнь грозила сыну ро­стовщика.

Обоснованной причиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне справедливо считались климатические условия, уничтожив­шие урожай, например, засуха или наводнение, против которых человек был бессилен.

Разорение и закабале­ние несостоятельных должников и их домочадцев, долговое рабство, в первую очередь, было невыгодно самому рабовладельческому государству. Эти процессы приводили к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества сво­бодных землевладельцев, из которых формировалось опол­чение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.