В течение 1940 года СССР был принят ряд мер, позволивший отодвинуть оборонительные рубежи Союза на всем протяжении его западной границы, на 200-300 км. дальше от Москвы, Ленинграда, Киева и Минска, что имело огромное значение во время отпора гитлеровцам после 22 июня 1941 года.
14 июня 1941 года была предпринята еще одна попытка со стороны Советского правительства направить международные отношения по мирному пути. Появилось сообщение ТАСС, в котором указывалось, что слухи о намерении фашистской Германии напасть на СССР “лишены всякой почвы”. Но в Берлине никак не реагировали на документ, который не был даже опубликован в германской печати. Конечно это должно было насторожить наше правительство в отношении намерений фашистских руководителей Германии. Было понятно, что приближается начало войны.
¬ Трудящиеся Риги требуют присоединения Латвии
к Советскому Союзу. 1940 г.
21 июня, когда до нападения гитлеровской Германии на СССР оставались считанные часы, Советское правительство хотело еще раз встретиться с германскими властями и обсудить состояние советско - германских отношений. Посольство СССР в Берлине получило предписание договориться о встрече с германским правительством с целью предотвращения войны путем ведения переговоров. Все попытки наших дипломатов связаться с правительством на Вильгельмштрассе не давали никаких результатов. Из Москвы пришла срочная телеграмма о немедленной передаче германскому правительству, вышеуказанного важного заявления. Но на Вильгельмштрассе проходило “какое-то важное совещание”, на котором присутствовали все германские главари. Это вызывало беспокойство среди дипломатического корпуса СССР в Берлине. В течение всей субботы 21 июня они не могли найти никого из германских руководителей, с которыми должны были связаться.
“Тем временем в Москве в половине десятого вечера 21 июня народный комиссар иностранных дел Молотов по поручению Советского правительства пригласил к себе германского посла Шеленбурга и сообщил ему содержание советской ноты по поводу многочисленных нарушений границы германскими самолетами. После этого нарком тщетно пытался побудить посла обсудить с ним состояние советско - германских отношений и выяснить претензии Германии к Советскому Союзу. В частности перед Шуленбургом был поставлен вопрос: в чем заключается недовольство Германии к СССР, если таковое имеется? Молотов спросил также, чем объясняется усиленное распространение слухов о близкой войне между Германией и СССР, чем объясняется массовый отъезд из Москвы в последние дни сотрудников германского посольства и их жен. В заключение Шуленбургу был задан вопрос о том, чем объясняется “отсутствие какого-либо реагирования германского правительства на успокоительное и миролюбивое сообщение ТАСС от 14 июня”. Никакого вразумительного ответа на эти вопросы Шуленбург не дал...”
Уже в ночь на 22 июня немецкие самолеты бомбили Могилев, Львов, Ровно, Гродно и другие города. Гитлеровская пропаганда пыталась создать впечатление, будто война эта будет короткой прогулкой.
В 6 часов утра, в СССР по радио, не было никаких сообщений о нападении. Создавалось впечатление, что в Москве об этом не знают, или действия Германии расценены как пограничные стычки, только более широкого масштаба, чем ранее. Во всяком случае, все станции передали сперва урок гимнастики, затем пионерскую зорьку и, наконец, последние известия, начинавшиеся, как обычно, вестями с полей и сообщениями о достижениях передовиков труда. Только в 12 часов по московскому времени по радио выступил Молотов. Он зачитал заявление Советского правительства:
- Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!
¬ Добровольцы уходят на защиту Родины.
1941 ГОД
Это был самый тяжелый год в войне Советского народа против фашистской Германии. В тот год немцы далеко проникли в глубь нашей территории. Советские войска отступали, оказывая яростное сопротивление, которого враги не ожидали. Их план молниеносной войны потерпел крах. Наш народ грудью отстаивал каждый клочок родной земли.
Возник ряд трудностей у дипломатического корпуса СССР в Германии. На вражеской территории - в логове врага оказалось около тысячи советских граждан - дипломатов и членов их семей. В то время как на территории СССР было всего 120 германских граждан. Это главным образом сотрудники посольства и других германских учреждений в Москве. Поначалу германское правительство предложило обменять советских представителей на равное число германских сотрудников в Москве, на что получило решительный протест наших дипломатов. С большим трудом и в ужасных условиях нашим людям удалось покинуть Германию.
Было ясно, что германское правительство позаботилось о том, чтобы оставить на территории Союза, как можно меньше своих представителей. К тому же она объявила о конфискации всех советских судов находящихся в германских портах. В портах СССР к началу войны не осталось ни одного германского судна. В последствии выяснилось, что 20 и 21 июня германские суда, стоявшие в советских портах Балтийского и Черного морей, в срочном порядке, даже не закончив погрузки, ушли из советских территориальных вод.
В самом начале войны создалась очень сложная международная обстановка. Фашистами были оккупированы одиннадцать европейских стран (Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Дания, Норвегия, Польша, Югославия, Чехословакия, Албания и Греция). Остальные либо были в союзе с Германией, либо оставались нейтральными, тем самым помогая германской агрессии.
22 и 24 июня 1941 года главы правительств Англии и США выступили с заявлением о поддержке СССР в войне против Германии. Это было началом создания антигитлеровской коалиции. Правящие круги сильнейшей капиталистической державы - Соединенных Штатов Америки прекрасно понимали, что фашистские агрессоры угрожают и их интересам, что поражение Советского Союза развяжет руки милитаристской Японии для окончательного вытеснения английских и американских монополий из стран Азии и Тихого океана. А в отношении Англии со стороны СССР, был разумным шагом тот факт, что Советское правительство не дало себя втянуть в конце 1940 года в обсуждение идеи раздела “британского имущества”, выдвинутой Гитлером на переговорах с советской делегацией в Берлине с целью рассорить СССР с Англией. Опасность потери монополий, а также настойчивые требования народов мира заставили правительства Англии и США пойти на союз с СССР против общего врага.
Началось сражение на границе нашей Родины. Первую тяжесть приняли на себя пограничники, которые стойко сражались и погибали под натиском врага. В планах немцев на захват пограничных частей отводилось 30 минут. Расчет был не верным.
“Когда ранним утром 22 июня начали рваться вражеские снаряды, многие из пограничников 5-й заставы на реке Прут отдыхали. По тревоге они быстро подготовились к бою и встретили фашистов, переправлявшихся через реку, метким огнем. Пограничники отбили одиннадцать атак противника, пытавшегося перейти на восточный берег по деревянному мосту. Только к исходу третьего дня оставшиеся в живых советские бойцы отступили. Ночью по приказу командования они пробрались в тыл врага и, уничтожив охрану, взорвали железнодорожный мост.”
На 13-й пограничной заставе было оказано мужественное сопротивление. Там в течение 11 суток сдерживали в десятки раз превосходящие силы противника.
Легендарной стала героическая борьба защитников Брестской крепости на берегу Западного Буга. Полностью потеряв связь с Родиной, оказавшись отрезанной от своих войск, Брестская крепость стянула на себя внимание целой вражеской дивизии, усиленной танками, артиллерией и авиацией. В течение месяца сражались герои крепости. Фронт уже проходил под Смоленском, а крепость еще стояла.
Шло героическое сопротивление советского народа. Сражаться было очень тяжело. Противник превосходил наши силы по численности и вооружению. Правда к началу войны у нас были хорошие новые разработки в смысле вооружения. Можно не рассказывать о значении танка Т-34, аналога которому не могли создать немецкие конструкторы, даже имея наши танки в виде трофея. В начале войны у немцев не было тяжелых танков, а у нас уже был принят на вооружение могучий танк КВ весом более 47 тонн с тремя пулеметами, 76 мм пушкой и 100 мм броней. Ни одна страна в мире, кроме СССР, не имела в то время таких самолетов, как наш знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, принятый на вооружение армии в конце 1939 года. Но эти все прекрасные достижения нашей обороны были слишком малочисленны. Их серийное производство развернулось полным ходом только после начала войны. Также была недооценена боеспособность минометов, выпуск которых хорошо шел в Германии до войны. Только после нападения, советские конструкторы разглядели боевую мощь германских минометов и скорее начали создание наших орудий.
В июле 1941 года появились знаменитые реактивные минометы. Наши воины называли их ласково - “катюши”. Впервые гитлеровцы испытали на себе испепеляющий огонь советских ракет 14 июля в боях под Оршей. Батарея “катюш” более месяца наводила ужас на фашистов. Гитлеровское командование приказало своим войскам во что бы то ни стало захватить советские реактивные установки. Ценой огромных потерь фашистам удалось окружить батарею под деревней Богатырь Смоленской области. Однако советские воины не сдались: они взорвали установки. Немногим из них удалось вырваться из вражеского кольца. Но погибшую батарею заменили десятки и сотни новых, и вскоре “катюши” стали грозой для захватчиков. На месте гибели батареи ныне воздвигнут памятник героям.