Смекни!
smekni.com

Великие реформаторы России: государственная деятельность Сергея Юльевича Витте (стр. 4 из 5)

Проводя политику лавирования, Витте в то же время был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Пе­тербурга для подавления Московского вооружённого восстания. В 1906 он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Всё это укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако Витте ока­зался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюро­кратии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка.

Возглавляемый С. Ю. Витте Совет ми­нистров так и не стал подобным европейскому ка­бинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все более усиливавшийся конфликт с царем вынудил его подать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил глав­ную свою задачу — обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государ­ственного совета, часто выступал в печати.

Надо заметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесто­ченную борьбу сначала против Столыпина, заняв­шего пост председателя Совета министров, затем против В. Н. Коковцова1. Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных против­ников позволит ему вернуться к активной полити­ческой деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и даже был готов прибегнуть к помощи Распутина.

В начале первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности взять на себя ми­ротворческую миссию и попытаться вступить в пе­реговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., не­много не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, «по третьему разряду». Никаких официальных це­ремоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.

Смерть Витте вызвала довольно широкий резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа: «Памяти большого человека», «Великий реформатор», «Исполин мысли»... Многие из тех, кто близко знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.

6. Оценка деятельности С. В. Витте

После смерти Витте его политическая деятель­ность была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине «вели­кую услугу»1, другие утверждали, что «граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд»2, что «он ни в чем не принес стране действительной пользы», и даже, напротив, деятельность его «ско­рее должна считаться вредной»3.

Таким образом представляется, что политическая деятельность Сергея Юльевича Витте была действительно крайне противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-полити­ческих последствий этого привлечения; привержен­ность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его традици­онные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей де­ятельности было служение «великой России». И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

7. О Витте…

П. Б. Струве: «... В истории русского управле­ния мало фигур можно поставить рядом с Витте, и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского... Витте был, несомненно, гениальным государственным деятелем, как бы ни оценивать его нравственную личность, его образованность и даже результаты его деятельности. Более того: все лич­ные недостатки Витте лишь подчеркивают его поли­тическую гениальность... Нравственная личность Витте — следует прямо сказать — не стояла на уровне его исключительной государственной одаренности... Он был по своей натуре беспринципен и безыдеен... Витте не изменял взглядов и принципов, ибо их у него вовсе не было... Отсутствие морально-идейно­го стержня у Витте было особенно поразительно именно в связи с его политической гениальностью. Это налагало на всю его фигуру почти зловещий от­печаток»1.

А. А. Лопухин (директор департамента поли­ции): «Бюрократический Петербург хорошо знал С. Ю. Витте и характеризовал его всегда так: боль­шой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм... Отсутствие элементарной научной под­готовки и нравственных устоев было причиной того, что, будучи государственным деятелем, он не был человеком государственным»2.

А. Ф. Кони (известный русский юрист и обще­ственный деятель): «... Душевная драма (Витте) со­стоит в том, что, имея громадное влияние на ход внутренней жизни России, вызвав в ней сильное развитие промышленности, введя и упрочив пере­ход железнодорожного дела в руки государства, учредив ряд высших технических училищ, — ко­ренным образом повлияв на экономический строй страны и поставив на твердую почву наш бюджет и денежное обращение, он не нашел в себе реши­мости воспользоваться случаем остаться в истории личностью с определенными и вызывающими ува­жение — даже со стороны противников — очерта­ниями. Будучи в то время, по приемам и горизон­там, единственным действительно государственным человеком, в бесцветное и роковое царствование, он дал возможность многим недругам указывать на него, как на простого чиновника-карьериста, гото­вого на уступки для сохранения сомнительного блес­ка фиктивной власти»3.

П. Н. Милюков: «... Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял го­ловой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собствен­ный путь к действию. А действовать — это была глав­ная потребность его натуры. Как всякий самородок, Витте был энциклопедистом. Он мог браться за все, учась попутно на деле и презирая книжную выправ­ку. С своим большим здравым смыслом он сразу отде­лял главное от второстепенного и шел прямо к цели, которую поставил. Он умел брать с собой все нуж­ное, что попадалось ему по дороге, и отбрасывать все ему не нужное: людей, знания, чужие советы, закулисные интриги, коварство друзей, завистников и про­тивников... По мере удачи росла и его самоуве­ренность, поднимался командующий тон, крепла сопротивляемость всему постороннему и враждебно­му. При неудаче он становился страстен и неспра­ведлив, никогда не винил себя, чернил людей, нена­видел противников. Наткнувшись на препятствие, которого одолеть не мог, он сразу падал духом, терял под ногами почву, бросался на окольные пути, готов был на недостойные поступки... Это все же был са­мый крупный из русских государственных деятелей»1.

В. В. Водовозов (известный русский публицист, юрист, экономист): «Совершенно несомненно, что моральных дефектов у Витте было очень много. «Лу­кавый царедворец», «уклончивый, но смелый и лука­вый», он создал себе не особенно лестную репута­цию человека, на слово которого нельзя положиться... Витте был человек громадного честолюбия, самолю­бия и славолюбия, — и этого он не скрывает. Витте был крупный государственный деятель — в последнее полустолетие самый крупный государственный деятель старого режима»2.

Матильда Витте: «Граф Витте не был ни царедворцем, льстящим трону, ни демагогом, льстящим толпе. Принадлежа к дворянству, он не защищал, однако, дворянских привилегий; ставя себе главной государственной задачей справедливое устроение крестьянского быта, он, однако, оставался... чуждым теоретического народничества, которым увлекалась значительная часть русской интеллигенции. Он не был либералом, ибо не сочувствовал нетерпеливому устремлению либералов переустроить сразу, одним мановением руки весь государственный уклад; он не был и консерватором, ибо презирал грубые при­емы и отсталость политической мысли, характери­зовавшие правящую бюрократию России. Мой муж неоднократно говорил своим близким: «Я не либерал и не консерватор, я просто культурный человек...». Он искал блага своей родине, идя своими собствен­ными путями, и поэтому имел мало постоянных по­путчиков»1.

Источники и литература

Ананьич Б. В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. 1990. — № 8.

Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. — М., 1960.

Витте С. Ю. Избранные воспоминания. — М., 1990.

Водовозов В. В. Граф С.Ю. Витте и император Николай II.

Игнатьев А. В. С. Ю. Витте — дипломат. — М., 1989.

История России в портретах.т В 2-х тт. — М., 1997. — Т. 1.

Кони А.Ф. Сергей Юльевич Витте. Отрывочные воспоминания, — М., 1925.

Клейнов Г. М. Граф С. Ю. Витте. (Пер. с нем. Ф.К. Шмидт.) — Спб. 1906.

Курлов П. Конец русского царизма. Воспоминания бывшего командира корпуса жандармов. — М., — Пг. 1923.

Лопухин А. А. Отрывки из воспоминаний (по поводу «Воспоминаний» гр. С. Ю. Витте. — М., — Пг. 1923.

Лутохин Д. А. Граф Сергей Юльевич Витте, как министр финансов. — Пг. 1915. —С. 33.

Политическая беспринципность С.Ю. Витте. Тайные циркуряры и доклады. Берлин. — 1923.