Принципиально новым для пенсионного обеспечения явилось введение единых условий начисления пенсий как для рабочих и служащих, так и для занятых в сельском хозяйстве.
Новым для законов было также введение понятия социальной пенсии, которая устанавливалось неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию.
Вместе с тем были и существенные различия между союзным и российским пенсионным законодательством. Закон Российской Федерации №340-1 был более прогрессивен относительно союзного, поскольку предусматривал более высокие размеры пенсионирования и расширял права на пенсионное обеспечение у отдельных категорий населения. В законе отсутствовал перечень тех, кто имеет право на трудовую пенсию.
Он исходил из того, что право на такую пенсию имеет каждый гражданин, у которого есть условия для ее получения независимо от социального положения ко времени обращения за пенсией. Российский закон не связывал возможность обращения за пенсией за выслугу лет с прекращением работы.
Законом вводилась новая норма для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы: им предоставлялось право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности. Были также отличия в уровне надбавки к пенсии по старости, определении размера пенсии многодетным матерям, в стажевых требованиях для пенсий по инвалидности из-за общего заболевания и по ряду других норм пенсионного законодательства.
Для финансового обеспечения пенсионного законодательства был создан автономный, независимый от государственного бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который формировал свой бюджет за счет дифференцированных отчислений страховых взносов как юридических, так и физических лиц.
Произошедшие в начале 90-х годов XX века изменения в экономике страны (шквальная либерализация цен, приватизация собственности, разрыв технологических связей между производителями и т.п.) резко ухудшили жизненный уровень и пенсионеров, и работающего населения. Только-только вступивший в силу Закон Российской Федерации № 340-1 был рассчитан, как и его предшественник, но плановую экономику с отлаженным регулятором контроля за ростом заработной платы. И кто мог тогда, в ноябре 1990 года, предполагать, что уже в 1992 году цены вырастут в 22,6 раза, а разброс заработной платы будет 1 к 15 при норме, ограничивающей максимальный размер пенсий тремя минимальными выплатами. В новых экономических условиях требовались иные подходы к формированию пенсионной политики, более четкое проявление страховых принципов при формировании будущей пенсии и снижение расходов по нестраховым периодам. Это возможно было сделать только при внедрении жесткого учета поступающих страховых взносов за застрахованное лицо от страхователя. В апреле 1996 годапринимается такой закон о персонифицированном учете, а еще через год - 21 июля 1997г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", который вступил в силу с 1 февраля 1998 года. Данный закон должен был реализовать принципы обязательного пенсионного страхования. В нем не было понятий минимального или максимального размеров пенсий, а вводился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). Исчисление пенсии производилось на основе конкретной заработной платы и периода страхового стажа.
Вместе с тем, несмотря на выраженные признаки пенсионного страхования, закон фактически ограничивал максимальный размер пенсии введением предельного отношения среднемесячного заработка будущего пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем самым снижая мотивационный эффект отражения высоких заработков, не учитываемых (в силу ограничений по ИКП) при назначении пенсии.
Таким образом, начиная с 1998 года в единой пенсионной системе страны, стали применяться два самостоятельных порядка исчисления пенсии - с использованием ИКП и непосредственно из заработка. Возникла ситуация, при которой исчисление пенсий производилось параллельно по "старому" и "новому" механизмам расчетов, что приводило к разбалансировке самой пенсионной системы и ее финансового обеспечения в целом.
По расчетам специалистов в дальнейшем с ростом заработной платы дифференциация пенсий должна была значительно снизиться. Так, по прогнозу, отношение распределения численности пенсионеров по максимальному размеру получаемой пенсии с применением ИКП за 10 лет (2001-2010 гг.) возрастает с 53 до 97%, т.е. максимальная пенсия фактически со временем превращается для большинства пенсионеров в единую "плоскую" пенсию. Кроме того, постепенно ухудшающаяся демографическая ситуация в стране обостряет проблемы пенсионного обеспечения на перспективу. В настоящее время число лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и Пенсионного фонда России, составляет 38,5 млн. человек, или 26,5% от общей численности населения.
За последние восемь лет число пенсионеров увеличилось почти на 9%, в том числе получающих пенсии за выслугу лет - в 7 раз, социальные пенсии - в 2 раза и по инвалидности вследствие общего заболевания - почти на 50 процентов. С 1998 года впервые в демографическом развитии России число людей пенсионного возраста начинает превышать численность детей и подростков в возрасте до 16 лет. В последующие 15лет этот перевес увеличится в 1,7 раза.
В 1992 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 343 пенсионера, в 2000 году - 350. Число пенсионеров растет, а численность занятых в общественном производстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. После 2007 года процесс старения населения ускорится и может возникнуть дефицит средств пенсионной системы. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного социально-экономического и демографического прогноза развития страны. Так, к 2016 году количество людей пенсионного возраста на 1000 человек населения трудоспособного возраста увеличится до 428 человек.
Высокий удельный вес пенсионеров связан с относительно ранним выходом на пенсию по сравнению с общеустановленным на 1,5-2 года и увеличением контингента выходящих на пенсию по льготным основаниям.
Так, за период с 1992 по 1999 год при общем росте числа пенсионеров по старости на 1,9% численность пенсионеров по старости, вышедших на льготную пенсию, увеличилась на 24% и составила 22,1% от общего числа пенсионеров (против 19,4% в 1992 г.).
Период уплаты обязательных платежей на пенсионное обеспечение страхователем за своих работников, подпадающих под действие пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда, как правило, короче, а предполагаемый период получения пенсий оказывается более длительным. Таким образом, лица, работающие в особых условиях труда, уплачивают значительно меньшую сумму страховых взносов на каждый рубль получаемой пенсии, чем работники, не пользующиеся правом досрочного выхода на пенсию. Фактически оплота этой льготы возлагается на все работающее население, что в условиях рыночной экономики представляется неоправданным и несправедливым.
Экономическим результатом этой тенденции является сокращение финансовой базы поступления доходов пенсионной системы при одновременном увеличении расходов навыплату пенсий.
Действовавшая на протяжении нескольких десятилетий пенсионная система являлась обременительной для общества и не во всем социально справедливой.
Она предусматривала огромное количество льгот для отдельных категорий работников, неадекватных их вкладу в формирование доходов ПФР и в то же время отвлекающих значительные финансовые ресурсы. Наряду с этим она не отражала в полной мере трудовой вклад большинства работающих в формирование своего будущего пенсионного содержания и никак его не стимулировала.
С принятием федеральных законов об обязательном пенсионном страховании и о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс изменился и сам механизм финансирования пенсионной системы. Введенный с 1 января 2001 года единый социальный налог и зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды был рассчитан исключительно на распределительную солидарную пенсионную систему. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж. Применительно к пенсионной системе это означает, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фактически никак не будет зависеть от суммы взносов, уплаченных за него в пенсионную систему.
Вместе с тем введение накопительной части трудовой пенсии по старости потребовало установления такой модели пенсионных прав граждан, при которой учитываются денежные средства, уплаченные за конкретное застрахованное лицо и предназначенные на выплату пенсий конкретному человеку. В этих условиях фактически единственным вариантом придания платежам на обязательное пенсионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остался вариант с обособлением страховых взносов на пенсионное страхование в рамках Налогового кодекса Российской Федерации.
Принята и уже действует схема, по которой сумма единого социального налога в части, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Иначе говоря, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.