Смекни!
smekni.com

Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века (стр. 7 из 8)

Нишапуром и Гератом.

Победой, одержанной над Джелал ад-Дином на реке Инд, завершилось в главных чертах покорение обширной среднеазиатской мусульманской империи хорезмшаха, а так как Чингис-хан, всегда осторожный в своих военных предприятиях, отлично понимал, что для завоевания Индии, куда бежал султан, еще не наступило время, то ему оставалось только по принятии мер для закрепления за собой завоеванной территории вернуться с большею частью армии в Монголию. Во время этого триумфального возвращения на родину были еще попутно покорены некоторые, лежавшие в стороне горные крепости Северного Афганистана. Лето 1222 г. Чингис-хан провел с армией в прохладных местах в горном районе Гиндукуша, в следующую зиму он стоял под Самаркандом, а весна 1223 г. застала его на берегах реки Чирчик близ Ташкента.[66]

В том же году состоялся на берегах Сырдарьи большой курултай из вельмож и сановников империи. На курултай прибыл также и Субудэй, возвратившийся из южнорусских степей со своим отрядом.

3.3.1 Поход Субудэя-багатура и Джэбэ-нойона.

Когда хорезмшах Мухаммед бежал в западную Персию, войскам Субудэя и Джэбэ было приказано идти с двумя туменами за ним. По пути движения войска подчиняли себе или разрушали города, которые были им по силе. Усыпав свой путь пожарищами, монголы вышли к Каспию. Был разграблен огромный торговый город Рей, находившийся рядом с современным Тегераном.

Тем временем Мухаммед собирал в западной Персии, в Луристане, новое войско. Но когда пришла весть о падении Рея, все военоначальники со своими войсками двинулись назад к своим владениям. Монголы перекрыли дорогу на Багдад и хорезмшах бежал на один из островов Каспийского моря, где и умер.[67]

Джэбэ, контролируя дорогу на Багдад, направился к городу Кум и взял его. При приближении монголов сдался город Эктабаны.

Повернув на юг он соединился с Субэдэем и вместе они осадили город Казвин с сильным гарнизоном. Битва за город была очень кровопролитной с обоих сторон и, в отместку за потери, монголы истребили всех жителей. Теперь перед ними открылась дорога на Багдад, но пришли вести, что Мухаммед находится на побережье Каспия, и монголы двинулись на север.

Начав поход вокруг Каспия, они ворвались в Азербайджан. Правитель Тебриза откупился от них, и монголы отошли на зимовку в Моганскую степь. Опустошив долины Грузии, они раскинули юрты. Во время зимовки к войскам монголов присоединяются некоторые жадные до добычи курды и туркмены. В феврале была разбита грузинская армия. Весной 1221 года монголы отходят в Персию- для обеспечения тыла войскам Чингисхана на востоке. После они взяли город Мерагу и Хамадан.

Взяв очередную дань с Тебриза монголы, узнав о приближении новой грузинской армии, разделились на два отряда – 5тыс. во главе с Джэбэ укрылись в ущелии, а войско Субэдэя заманило в это ущелие грузин, где те и были разбиты, несмотря на численный перевес. Подойдя к Дербенту, взять который было им не по силам, монголы потребовали проводников для прохода через Кавказ и пошли к перевалам.[68]

В одном из ущелий Дагестана они попали в засаду, устроенную союзными войсками аланов, лезгинов, черкессов, кипчаков. Прорвать блокаду монголы не смогли, и тогда они подкупили вождей кипчаков. Кипчаки оставили союзников и монголы разбили союзное войско. Сразу после этого они разгромили и предателей- кипчаков. Этим они повергли кыпчаков в такой ужас, что последние немедленно откочевали на запад. Часть их ушла под покровительство русских князей. Тем временем монголы разоряли степи от Волги и до Дона. Был совершен также рейд в Крым, в генуэзские колонии. Был разграблен важный торговый город Сурож.[69]

Небольшой отряд направился на запад, по направления к Киеву. Русские князья увидели в этом посягательство на свои земли и двинули ему навстречу сборное войско в 70- 80 тыс. воинов. На Днепре они встретили монголов. Монгольские послы заявили о своих непритязаниях по отношению к Руси, но русское войско было уверено в своих силах и послы были убиты. Союзное войско русских и кыпчаков форсировало Днепр и двинулось за отступающим отрядом монголов. У реки Калки отряд соединился с основным войском. Стремительно поменяв направление, монголы атаковали русское войско, растянувшееся по степи и уничтожили его. После этого монголы отправились на грабеж беззащитных земель юго- восточной Руси. Но вскоре темники изменили свое решение и войска пошли на Волжскую Булгарию, пограбили ее земли, но вынуждены были уйти от удара Булгарского войска- монголы слишком много потеряли воинов за время кампании. На военном совете было принято решение идти домой.[70]

В 1225 в своей столице Каракорум Чингисхан решает идти войной на восставшего тангутского правителя. Но это уже не экспансивная война, а скорее карательный поход. По окончании этого похода престарелый Темучжин умирает. Курултай избирает новым правителем его сына- Угэдэя. При новом правителе к монгольской империи было присоединено еще большое количество стран, но мы рассматриваем лишь экспансию самого Чингисхана, как наиболее типичный пример общей монгольской экспансии 12-15 веков.

Заключение

Вопрос о кочевых народах еще не поставлен российскими и европейскими учеными во всей его величине и значении. Но можно уже теперь считать доказанным, что обычное представление о завоеваниях кочевников и их влиянии является сильно устаревшим, как результат эгоцентричности европейской культуры. Завоевания кочевников не было нашествием диких орд, и гунны и монголы не были ни "дикарями", ни "варварами", иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалые в мировой истории империи.

И на самом деле, всю историю номадов с их кочевым бытом, родовым делением и скотоводческим хозяйством нельзя вместить в рамки восходящих ступеней развития "общечеловеческой", т.е. романо-германской, культуры. Но из этого еще не следует, что они "дикари", а следует другой вывод: прогрессирующая и восходящая, подобно пирамида, схема "общечеловеческой" культуры, сочиненная европейскими учеными, в основе своей неправильна и неприменима к народам Азии, т.е. к 1/2 человечества. Европейские ученые учат нас, что в войне побеждает более «культурный»; монголы же, - дикари, в понимании европейского человека, - в короткий срок без поражения объединили в одном государстве своем 4/5 Азии с Европой.

Кочевое общество, при условии проведения специальных реформ, представляет собой первоклассный военный механизм. В ходе нашего исследования мы увидели, что крупные завоевательные походы номадов происходили только в результате коренных реформ. У гуннов - это реформы Модэ-шанъюя, и монголов - Чингисхана.

Кочевые государственные образования в традиционной историографии считаются эфемерными. А между тем, если сравнить время существования централизованных государств номадов и оседлых обществ, мы видим, что это время практически одинаковое.

И притом кочевое общество оказывается более консолидированным нежели оседлое.

Экспансия кочевых народов в средние века имела общеевразийское значение. Можно говорить как о положительных, так и об отрицательных моментах. Так, огромное количество государств и городов было просто стерто с лица земли. Были нарушены культурно-торговые связи между государствами, но взамен их создавались новые. Например, если до создания Монгольской империи путешественнику было невозможно добраться из Передней Азии в Китай, то во время существования Монгольской империи этот путь преодолевался беспрепятственно, так как дороги охранялись. Под властью кочевников были объединены огромные территории, на которых впоследствии создались крупные государственные образования. Например, монгольское завоевание Руси позволило из огромного количества разрозненных княжеств создать единую Московскую Русь. Такие же явления наблюдаем в Китае, Корее, Индии и т.д.

Таким образом, мы видим, что завоевания кочевых народов играли большую роль в истории средневековья и являлись ее неотъемлемой частью.

Список использованной литературы:

1. Аммиан Марцеллин. История т.3 Internet http://www.lib.ru

2. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998

3. Владимирцов Б.Я. Чингиз-хан. М., 1985

4. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм. М., 1976

5. Вопросы истории стран Азии. –Л.: Изд-во ЛГУ 1965

6. Всемирная история: в 24 т. т.8 Крестоносцы и монголы. М., 1995

7. Гумилев Л.Н. История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 1 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 9).

8. Гумилев Л.Н. История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 2 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10).

9. Гумилев Л.Н. Некоторые вопросы истории хуннов // Вестник древней истории (ВДИ). 1960. № 4.

10. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник кургана. Internet http://gumilevica.kulichki.net

11. Гумилев Л.Н. Хунну: Степная трилогия. / Изд-во «Тайм-аут – Компасс». СПб., 1993

12. Засецкая И.П. Культура кочевников в гуннскую эпоху. –М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н, Гумилева»; Вып. 10)

13. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Изд-во вост. лит. М., 1960

14. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. / Изд-во «Фарн», 1994

15. Кляшторный С.Г. Гуннская держава на востоке (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). – История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982.

16. Кызласов Л.Р. Ранние монголы. – Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. История и культура Востока Азии. Т. 3. Новосибирск, 1975.

17. Кызласов Л.Р. История Хакасии: с древнейших времен до 1917 года М., «Наука» 1993.

18. Кычанов Е.И. Монголы в 6 – первой половине 12 в. – Дальний Восток и соседние территории в средние века. История и культура Востока Азии. Новосибирск, 1980.