Павлов обратился к мировому судье Свободненского районного судебного участка Амурской области с иском к унитарному муниципальному предприятию "Служба быта" о взыскании заработной платы за время приостановления работы. В обоснование заявленных требований Павлов указал, что в период с 16 апреля 2001 по 27 июля 2004 он состоял с ответчиком в трудовых отношениях, работая инженером. С мая 2003 г. на данном предприятии стали постоянно задерживать выплату заработной платы. С ноября 2003 г. выплата заработной платы была прекращена, в связи с чем Павлову пришлось взыскивать заработную плату за период с ноября 2003 г. по февраль 2004 г. в судебном порядке.26 января 2004 он письменно предупредил работодателя о приостановлении работы в связи с невыплатой заработной платы и прекратил выходить на работу.27 июля 2004 Павлов был уволен по собственному желанию. Павлов просил суд взыскать заработную плату за время приостановления работы с 26 января 2004 по день увольнения в размере 39 830 руб.40 коп.
Представитель ответчика утверждал, что в указанный истцом период Павлов не находился на рабочем месте, трудовых обязанностей не исполнял, а выполнял другую оплачиваемую работу у другого работодателя. Вины ответчика в задержке заработной платы нет, что подтвердил соответствующими доказательствами.
Рассмотрение спора по вышеуказанному гражданскому делу закончилось вынесением решения об удовлетворении требований истца. Свое решение мировой судья мотивировал тем, что право на приостановление работы в случае невыплаты заработной платы на срок более 15 дней является, прежде всего, формой самозащиты трудовых прав работника.
Порядок самозащиты регулируется ст.379 ТК РФ, предусматривающей, что на время отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами, в том числе право на получение заработной платы.
Суды апелляционной и надзорной инстанций поддержали решение мирового судьи, оставив его без изменения[33].
Защита трудовых прав работников включает в себя особые способы и соответствующие им процессуальные формы восстановления нарушенных прав и законных интересов работников. К числу таких способов относится государственный надзор и контроль, который может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами для устранения нарушений прав и законных интересов работников.
Государственный надзор и контроль должен занимать ведущее место при защите трудовых прав работников.
Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзор и контроль занимает относительно самостоятельное место в системе управления трудом, он является функцией органов исполнительной власти.
Государственный надзор и контроль существует в обществе как некий механизм, который должен работать с целью обеспечения государственного регулирования трудовых отношений. Успешное выполнение данной функции, как это признавалось в конце XIX века при издании названного Закона, невозможно без осуществления контроля государственных органов за соблюдением трудовых прав работников[34].
Большинство авторов высказывают мнение о том, что понятие "надзор" следует применять, когда речь идет о деятельности органов, наделенных государственно-властными полномочиями, а понятие "контроль" - применительно к деятельности общественных организаций.
Следует согласиться с мнением о том, что в иерархии задач трудового права одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата, в том числе касающегося определения надзора и контроля за соблюдением норм трудового права[35].
Слова "надзор" и "контроль" имеют одинаковое значение - это наблюдение или постоянное наблюдение с целью проверки за кем-нибудь или чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил[36].
Важнейшими задачами осуществления государственного надзора и контроля являются: оперативное регулирование на различные отклонения в сфере социально-трудовых отношений, в первую очередь, на нарушения законодательства, устранение, сбор, систематизация информации, планирование деятельности по контролю, возможность предотвращения социальных конфликтов. Защита трудовых прав может иметь место в том случае, если деятельность по надзору и контролю приводит к устранению нарушений прав и законных интересов работников. В связи с этим надзор и контроль должен обеспечивать реальное восстановление трудовых прав и законных интересов работников.
Можно согласиться с мнением о том, что контрольная деятельность государства выражается в форме инспектирования, проверки соответствующей деятельности должностных лиц на предмет ее соответствия законам, актам вышестоящих органов путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов[37].
Деятельность по осуществлению государственного надзора и контроля не исчерпывается только выявлением нарушений и их устранением. Так, в соответствии со статьей 356 Трудового кодекса РФ к числу основных полномочий органов федеральной инспекции труда, наряду с выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и привлечении к ответственности виновных лиц, относятся информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, информирование в установленном порядке органов государственной власти, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства.
Особенностью государственного надзора и контроля является то, что он выступает в качестве способа защиты трудовых прав, реализуемого в определенных формах, и, следовательно, имеет властный, государственно‑обязывающий характер. Осуществление государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений происходит на основании Трудового кодекса РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, которые, в свою очередь, отражают положения ратифицированных Россией международных договоров и конвенций.
Деятельность этих органов представляет собой одну из основных правовых форм государственной деятельности, а в отдельных ее компонентах она выступает как правоохранительная деятельность, в том числе при реализации органами государственного надзора и контроля полномочий по привлечению к административной ответственности. Однако отношения по привлечению к административной ответственности не входят в предмет трудового права[38]. Государственный контроль является одной из функций правового регулирования, призванных обеспечить соблюдение прав и законных интересов работников. Следует заметить, что контроль, выступая в качестве компонента правоохранительной деятельности, играет важную роль в обеспечении государственной дисциплины, законности и правопорядка в тех или иных сферах общественных отношений, реализуя специфические функции.
В сфере трудовых отношений сущность государственного надзора и контроля проявляется в установлении соответствия решений работодателя нормам трудового законодательства, а случае их несоответствия - в принятии мер по приведению указанных решений в соответствие с законом. Так, например, на Федеральную инспекцию труда в соответствии с ТК РФ (ст.356) непосредственно возложено информирование и консультирование работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, по разработке предложений по профилактике производственного травматизма, по проведению предупредительного надзора за строительством новых объектов. Реализация указанных полномочий должна способствовать предотвращению нарушению трудовых прав граждан, сокращению травматизма на производстве. Предупреждение и профилактика правонарушений в обществе могут реализовываться только в ходе деятельности по надзору и контролю[39].
Так, проверкой проведённой прокуратурой г. Йошкар-Олы в ООО "Молпром" установлено, что 17 марта 2009 года в цехе дозревания сыров произошёл несчастный случай с электромонтёром. Во время замены лампы светильника, прикреплённого канатам к потолку на высоте более пяти метров, рабочий упал с лестницы и получил телесные повреждения, которые относятся к легкому повреждению здоровья. Данный факт руководством предприятия был проигнорирован, а акт о несчастном случае на производстве был составлен только во время прокурорской проверки.
Прокуратурой установлено, что в нарушение требований трудового законодательства и правил по охране труда электромонтёр не был обеспечен предохранительным поясом и защитной каской, а так же был допущен к работе без наряда - допуска.
По результатам прокуратурой в отношении должностных лиц возбуждено одно дело об административном производстве по ст.5.44 Кодекса РФ об административных правонарушениях (сокрытие страхового случая), и два административных дела по ст.5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде). Все они рассмотрены Государственной инспекцией труда в РМЭ, виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.